Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 18 (1014), 14.05.2010
НОВАЯ МУЗЫКА ВОПРЕКИ ВУЛКАНАМ И КРИЗИСАМ
Пресловутый исландский вулкан, парализовавший было
авиасообщение в Европе, не смог помешать фестивалю "Два дня и
две ночи новой музыки" катастрофическими последствиями. Арт-
директор фестиваля одесский композитор Кармелла Цепколенко
накануне всенощных бдений была на грани нервного срыва, но
практически все участники смогли приехать и выступить. А
президент фестиваля "Два дня и две ночи новой музыки" Бернхард
Вулф утверждал: вовремя обратившись к монгольскому шаману, он
исправил положение. И вывел на сцену филармонии гостью из
Монголии Самнамдамбу Бадамхорол, исполнившую номер в стиле
национального горлового пения. А дальше началась собственно
новая музыка, которую фольклор, как известно, питает идеями, но
не затмевает, оставаясь в фестивальной программе в виде ярких
цитат, тембровых акцентов, не более того...
Маэстро Вулф, как обычно, привез в Одессу своих учеников,
блестящих перкуссионистов Фрайбургского музыкального
университета. И снова срез композиторских поисков в области
звеняще-шелестящего оказался ярче мелодических построений. Да и
сложно тут говорить о мелодизме. Игра отдельных звуков,
издаваемых очень качественно, строго придерживаясь штриховых
указаний автора, - это имеет место. Сумрачное настроение
большинства пьес - отголоски мирового кризиса? На самом деле,
утверждает одесский музыковед Юрий Семенов, если бы программа
сплошь состояла из произведений отечественных композиторов,
печальных ламентаций оказалось бы куда больше. Как раз
перкуссионисты и спасают положение яркими, искрометными
номерами с использованием нестандартных инструментов, например,
листа жести, рвущейся бумаги, попираемого ножками
исполнительницы бубна и так далее.
Шестнадцатый международный фестиваль "Два дня и две ночи
новой музыки" оставил послевкусие деликатеса. Ассоциация "Новая
музыка" при подготовке сего изысканного блюда воспользовалась
поддержкой самых разных структур, от местных властей до
культурных фондов и посольств иностранных государств. Оценить
изыски новой академической музыки удается не всем - львиную
долю публики составляют, конечно, профессиональные музыканты и
студенты консерватории.
Кроме студентов и преподавателей Фрайбургского музыкального
университета, на фестивале поражали чувством ритма участники
ансамбля перкуссии из Любека. Студент Одесской музыкальной
академии имени Неждановой Кристиан Орозко (Эквадор)
демонстрировал великолепную игру на маримбе - парень изучает
перкуссию у доцента Алексея Рало и посещает факультатив
композиции у профессора, арт-директора "2Д2Н", композитора
Кармеллы Цепколенко. Среди молодежных коллективов следует
отметить киевский ансамбль NOSTRI TEMPORIS и одесский SENZA
SFORZANDO. Швейцарский ансамбль "Нойе Мюзик Цюрих", отмечающий
свое 25-летие, предложил вниманию слушателей десять миниатюр
(каждая на минуту звучания), написанных специально к юбилею
Кармеллой Цепколенко, Сергеем Пилютиковым, Бруно Штокли,
Владимиром Рунчаком и другими маститыми композиторами.
Коллектив швейцарцев также показал музыкальный перформанс "Бокс
с тенью" с участием профессиональных боксеров обоего пола -
надо было видеть, как ловко скрипач Урс Бумбахер бинтует
запястье, словно готовясь послать кого-нибудь в нокаут, а
покрытые шрамами молодые боксерши в финале распускают волосы и
украшают себя кто майкой в пайетках, кто бархатным жакетом...
Мультимедийный проект, посвященный Жоржу Сименону, вернее,
его путешествию в 1933 году по Европе и Африке, был показан на
экране в Большом зале филармонии. Совместное произведение
видеоартиста из Бельгии Фредди Бонмарьяжа и одесского
композитора Кармеллы Цепколенко порадовало как изысканностью
исполнения, так и возможностью увидеть редкие фотографии старой
Одессы.
Особо отличились иностранные студенты Одесской
музыкальной академии имени А. В. Неждановой. Араш Мехди
Сейфипур (Иран) исполнил свою композицию на сетаре, а Рикардо
Монтерос Телльо (Эквадор) использовал поющие тибетские чаши.
Земляк Рикардо, Кристиан Орозко, стал фаворитом фестиваля и как
молодой композитор (посещает факультатив у Кармеллы
Цепколенко), и как блестящий перкуссионист (учится перкуссии у
доцента Алексея Рало).
Так называемый "посольский дуэт", в состав которого вошли
атташе по вопросам культуры Посольства Литовской Республики в
Украине Габриэле Жайдите и руководитель отдела культуры,
образования и национальных меньшинств Посольства Германии в
Украине Гарольд Герман, вызвал настоящий ажиотаж. Дипломаты-
виолончелисты исполнили произведения, специально написанные для
них литовскими композиторами Арвидасом Мальцисом "Следы на
песке" и Витаутасом Германавичюсом "Дуэт № 1". А как хороша
была Моника Даниэльсон, вокалистка-шведка из ансамбля
"GONGEEGO!"... Ревнителям традиций одесской вокальной школы
было о чем задуматься - такого меццо в городе давно не слыхали,
ведь голос работает иными резонаторами, чем стенобитное орудие,
и в Европе это давно поняли...
Филармония в эти дни была поделена на две площадки: до
полуночи - Большой зал, после - нижнее фойе. Последний день
шестнадцатых "Ночей" стал первым днем подготовки к семнадцатым,
напомнил в финале всем присутствовавшим Бернхард Вулф. А если
что не так - шаман поможет!
Виолетта СКЛЯР.
На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО:
музыкальный перформанс "Бокс с тенью";
Рикардо Монтерос Телльо (Эквадор) играет на тибетских
чашах.