Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 08 (1401), 16.03.2018
ДОРОГИ СТРОЯТ НЕ БОГИ, И ВОТ ЧТО ИМЕЕМ В ПРОЛОГЕ
С 1 января 2018 г. стартовала реформа дорожной службы, которая предусматривает передачу части дорог на баланс местных властей, а также внедрение новых подходов к ремонту, обустройству и безопасности дорог.
Об этом шла речь на встрече в пресс-центре Paritet.
Стартовавшая реформа предусматривает передачу 120 тысяч километров дорог на баланс областных администраций, где были образованы подразделения, отвечающие за их ремонт и строительство. 35 % от всех средств, которые поступят в Дорожный фонд, будут переданы на места пропорционально объему дорог, подлежащих ремонту и строительству. В Одесской области это составит 425 млн грн в год при общем объеме дорог 5500 км.
В регионах на обустройство дорог можно использовать не только средства Дорожного фонда, но и фонда регионального развития, инфраструктурной субвенции, фонда социально-экономического развития, кредитные средства. Действует также таможенный эксперимент, который в этом году дал 12 млрд грн для реконструкции дорог.
- К 2020 году мы должны полностью отойти от ямочного и текущего ремонта дорог, применяя только капитальный ремонт, причем по принципу, когда ремонтируется большой участок дороги, а не выборочно по нескольку километров, - утверждает Вадим Олейник, эксперт Проектного офиса секторальной децентрализации по вопросам инфраструктуры.
Из Дорожного фонда 5 % будут потрачены на безопасность движения. Распорядителем этих средств будет Мининфраструктуры. Ожидается утверждение и разработка программы безопасности движения, которая и будет воплощена в регионах. Обеспечивать безопасность на дорогах будут в том числе надземные и подземные пешеходные переходы, отбойники, освещение дорог и переходов, шумоизоляция. Одним из простых, но действенных средств безопасности является создание круговых развязок на въезде в город. Ведь это заставляет водителей снижать скорость.
Валерий Новиков, глава ОО "Всеукраинская ассоциация автоперевозчиков", отметил, что при строительстве новых дорог все вышеуказанные элементы безопасности должны быть построены сразу, в комплексе.
Аргументов в пользу бетонных дорог множество, считает В. Олейник. Бетонные сооружения дешевле асфальтовых, свет на них легче воспринимается глазами водителей, особенно ночью. Они обеспечивают лучшую шероховатость и сцепления колес с дорогой. Выдерживают больший вес и служат почти вдвое дольше, чем асфальтово-битумные.
Пока что в Одесской области таких дорог нет. Да и во всей Украине имеется только 1 % таких дорог. Для сравнения: в Европе доля бетонных дорог составляет 30 %, в передовых странах - до 50 %. При качественном капитальном ремонте асфальтная дорога служит 12 лет, бетонная - 20-25. Сооружение бетонных дорог тем более важно, что цемент и щебень могут обеспечить украинские предприниматели, а немалую часть битума для асфальтных дорог приходится закупать в России.
С другой стороны, строительство бетонных дорог осложняет ряд причин. Бетон застывает до 21 дня, значит, надо обеспечить качественный объезд этих участков. На некоторых участках такого объезда просто не существует. Да и сейчас нет подрядчиков, которые имели бы такой опыт и могли бы взяться за это дело, утверждают некоторые эксперты.
В качестве решения проблемы предлагается сооружение одной полосы с укреплением дороги арматурой. Поэтому, вероятно, скоро бетонные дороги все-таки начнут появляться в нашей стране.
Большой проблемой украинских дорог является несоблюдение автомобилями нормативов габаритно-весового контроля. Чтобы сэкономить на перевозке, отправитель часто загружает фуру "под завязку". Если перевозчик попадается на нарушении нормативов веса - его штрафуют. А вот отправитель пока никак не наказуем законом. Эксперты предлагают, чтобы наказание несли и перевозчик, и отправитель. Ибо при нынешнем состоянии дел любая дорога быстро выйдет из строя.
В Одесской области есть 13 весовых пунктов, призванных проверять соблюдение веса фур. Большинство из них расположены возле Одессы, перекрывая основные транспортные магистрали.
Однако это не решает проблему. Во-первых, водители фур знают, где расположены весовые пункты и пытаются объехать их, разрушая территориальные дороги, которые и так не в лучшем состоянии. Право осуществлять такой контроль имеют всего 11 человек, что совершенно недостаточно.
Но даже при этом в 2017 г. зафиксировали 3496 нарушений; сумма штрафов составила почти 650 тыс. евро, или 8 % от всеукраинской цифры.
В прошлом году в области было отремонтировано 255,8 км дорог, что в два раза больше, чем в 2016-м. На это потратили 3,15 млрд грн. В планах - завершить ремонт трассы Одесса - Рени. До 1 мая планируется завершить строительство моста в районе села Паланка, а до конца года - завершить работы на дороге в объезд райцентра Рени. На очереди - трасса Go Highway, которая соединит западную границу Европы с Одесским портом. Трасса пройдет через Львов, Тернополь, Хмельницкий, Винницу и Умань. Она будет соединена с TNT-сетью - международным транспортным коридором. На проект уже выделили два миллиарда гривен. Его реализация может увеличить транзитный потенциал Украины, перевозки грузов и туристический поток, а также обеспечить развитие регионов. Проект обещают завершить через два года.