Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 8 (1105), 2.03.2012
ВА-ШЕ анекдотчество, или Смех - по причине
Репортаж со спектакля с элементами рецензии
"ДВАДЦАТЬ МИНУТ С АНГЕЛОМ, ИЛИ БЛЯХА-МУХА". Провинциальные
анекдоты А. ВАмпилова и В. ШЕндеровича в двух действиях.
Постановщик - Михаил Чумаченко (Москва). Одесский академический
русский драматический театр.
Предуведомление
Технологии журналистской реакции на театральный спектакль
отработаны еще в позапрошлом столетии. В процессе подготовки -
это информация, интервью с режиссером или исполнителями главных
ролей, иногда - репортаж с репетиции. После премьеры -
рецензии, в идеальном варианте - дискуссия. Мы же решили
поэкспериментировать и предлагаем читателям репортаж со
спектакля. Почему отошли от канона? Да потому что захотелось
передать свежие впечатления - как свои, так и (главным образом)
тех, ради кого все это затевается, - зрителей. Причем не только
после спектакля, но и до него, во время антракта и, разумеется,
по окончании. Благо представление, которое мы намерены
осветить, состоит из двух одноактных спектаклей. Что из этого
получилось - судить читателям.
У парадного входа
- Зачем вы пришли сегодня в театр? Чего ждете от
спектакля?
"Я - постоянный зритель театра. Последний раз получила
огромное удовольствие от "Одессы у океана" - потрясающий
спектакль и великолепная игра Школьника. Как я могу пропустить
новую встречу с любимым актером?!" (Светлана).
"В Русский театр хожу нечасто. Последний спектакль, который
я смотрела, был со Школьником. Вот только название забыла.
Почему пришла сюда? Название заинтриговало. Очень интересно
посмотреть, что из этого получится!" (Валентина).
"Я, как человек доброжелательный, ожидаю от спектакля
хорошего. Мне особенно интересно понять, насколько вампиловская
философия близка к сегодняшней философии Шендеровича. Ну и,
конечно, хочу посмотреть, как это сыграют актеры" (Иван
Георгиевич).
"Пришли потому что это Русский театр. Все, что происходит в
этом театре, нам интересно. За этим следим, смотрим, ждем новых
работ" (Группа студенток).
На сцене. Действие первое: "Двадцать минут с ангелом" Александра Вампилова
Начинается действие с... советского гимна. Все правильно: в
прежние времена ровно в шесть утра по радио звучала эта музыка,
напоминавшая народу "одной шестой части мира", что настал новый
день "трудовых свершений". Но героям пьесы в этот день
торопиться некуда - воскресенье, да и незачем. Поскольку перед
тем оба они - шофер Анчугин (Михаил Дроботов) и экспедитор
Угаров (Борис Смирнов), как говорится, набрались под самую
завязку, растранжирив все имеющиеся наличные, и теперь
мучительно соображают - как бы похмелиться, не имея ни копейки
денег. "Бацилла смеха" заражает сразу, едва только видишь, что
шофер подвешен в шкафу на вешалке. М. Дроботов вообще после
того, как блестяще сыграл Вафлю в "Дяде Ване", вышел в театре
на лидирующие позиции, что заметно и в этом представлении. Тем
более, что как раз его герой - основной "двигатель" действия,
так что актеру в этой роли есть где продемонстрировать свою
энергетику и комический талант. Правда, начав с откровенной
буффонады, М. Дроботов затем "обытовляется", но это уже,
скорей, проблема режиссуры. Ничто не мешало постановщику
создать эксцентрическое зрелище, тем более, при наличии таких
актеров, как Олег Школьник и Наталья Дубровская. Да и фабула
позволяла.
В самом деле, разве это нормально, разве может быть так,
чтобы к двум забулдыгам, мечтающим о каких-то трех рублях как о
манне небесной, вдруг является человек и просто так, за здорово
живешь, предлагает целую сотню (во времена создания пьесы
именно столько зарабатывал "среднестатистический" советский
труженик за целый месяц работы)?! Конечно, в это невозможно
поверить, вот и начинается фантасматория, когда человека,
пришедшего с добрыми намерениями, начинают подозревать во всех
смертных грехах. И успокаиваются лишь тогда, когда оказывается,
что агроном Хомутов (Сергей Поляков довольно убедителен в
непростой роли "ангела") таким странным образом хотел загладить
свою вину перед недавно умершей матерью. Все вздыхают
облегченно: оказывается, и у него есть своя корысть...
Однако из богатых возможностей, предоставленных драматургом,
режиссер выбрал то, что, как говорится, лежало на поверхности.
А именно - реалистичность с легким налетом эксцентрики. Сыграть
сие актерам не составляет труда, но каких-либо открытий,
неожиданностей, оригинальности ждать не приходится. Впрочем,
большинство зрителей довольны и этим.
Антракт. Разговоры в фойе
"Сразу на смешной лад настроила музыка - гимн Советского
Союза. Из актеров больше других запомнились Школьник и Поляков.
Общее впечатление - неожиданно, интересно" (Алла).
"Под гимн Советского Союза в былые времена только вставали и
слушали при гробовой тишине. А если бы он так прозвучал, как в
этом спектакле, так за такое можно было и за решетку угодить. А
вот юмор ситуации, каким был в советские времена, таким и
остался. Мало кто и тогда, и сейчас поверит, что ты даешь что-
то от души; за "просто так" ведь ничего не бывает. Помню даже
советский мультик на эту тему" (Елена).
На сцене. Действие второе: "БЛЯХА-МУХА" Виктора Шендеровича
А вот тут уже эксцентрика "правит бал". Впрочем, как может
быть иначе при такой фабуле, какой придумал автор: некий город
Родичев претендует на то, чтобы считаться исторической родиной
такого символа русской души и удали как... "бляха-муха". Самое
забавное заключается в том, что драматург лишь немного сгустил
краски, поскольку в России уже более десятка лет вполне
официально устанавливают "малую родину" сказочных персонажей.
Родина Деда Мороза - Великий Устюг... Снегурочка пришла из
Щелыкова Костромского края...
Илья Муромец вырос в селе Карачарово под Муромом.
И даже Кощей Бессмертный, уж на что противный персонаж, и
тот, оказывается, живет в пещерах городка Старица...
Так почему бы и "Бляхе-мухе" не обрести свое отечество?!
В этой фантасмагории есть где разыграться актерам - от
опытнейших Валентины Прокофьевой и той же Натальи Дубровской до
молодых Нелли Чуран и Гуллер Поляковой. Что уж говорить об
Олеге Школьнике, который просто купается в роли мэра! Правда,
финал всей этой истории оказался невыразительным, но это уже на
совести драматурга. А еще непонятно, каким боком относится к
данной истории оформление - открытая настежь сцена да
периодически передвигающиеся вверх-вниз конструкции. Как-то уж
очень "железно" смотрится, совсем не в стиле язвительного
авторского юмора. Впрочем, к чему только не привыкнет зритель,
когда на сцене весело...
Разговоры в раздевалке
"От спектакля ждала многого. Хотелось, кроме всего прочего,
увидеть разницу в юморе советских времен и настоящего времени.
Какой смешнее, интереснее, больше запоминается? Общее
впечатление: юмор жив, есть и будет жить. Смешно было всегда -
и в прошлом столетии, и в этом, когда играют хорошие актёры"
(Ирина).
"Я ждал от этой постановки какого-то дополнительного заряда
бодрости, жизнерадостности и жизнелюбия. А то ведь бывают такие
представления, что после них хочется просто застрелиться. А вот
после этого спектакля хочется ещё немного пожить. Хотя сама
тема глобального пьянства и сумасшествия немного поднадоела. Но
зато превосходная режиссура, великолепные актёры, особенно
Школьник" (Николай Яковлевич).
А напоследок скажем мы...
Зрителей опрашивали наши юные авторы Настя Робулец и Маша
Чумакова. И было бы неправильно не дать им возможности
поделиться своими впечатлениями.
"Спектакль принес мне массу положительных эмоций.
"Двадцать минут с ангелом" - душевный анекдот, который заставил
не только смеяться, но и задуматься о близких и о своем
поведении. А второй анекдот поразил открытостью и простотой
декораций. Олег Школьник изменился кардинально. Из
простодушного скрипача-артиста он перевоплотился в жёстокого и
порой пафосного мэра города. Но "жемчужиной" всего
представления стала заслуженная артистка Украины Наталья
Дубровская. Каждое её появление на сцене вызывало у меня
восторг. Поэтому хочу сказать огромное спасибо и за эту
премьеру, и за актёров, которые принесли нам радость"
(Анастасия).
"Двадцатый и двадцать первый век удачно соединились в эти
два часа. Зрители пришли на комедию, но через призму юмора
публике открывается правда жизни: как её верхний слой - с
проблемами чиновничества, - так и слой более глубокий,
внутренний, который говорит о том, что нормальные люди просто
перестали верить в добрые поступки, а слова "порядочность",
"культура" и "интеллигент" теряют своё истинное значение.
Спектакль удался на славу, за что поклон режиссеру Михаилу
Чумаченко. Остроумные мизансцены, отличная актёрская игра.
Самые яркие мои впечатления - это Сергей Поляков (читая пьесу
Вампилова, я сразу поняла, что роль Хомутова - именно его и не
прогадала), Михаил Дроботов (уникальный актёр с потрясающей
мимикой), Павел Савинов, который убедительно сыграл
"бизнесмена" времен 1990-х, да и нынешних, и, конечно, Олег
Школьник и Наталья Дубровская.
Конечно, мнения у зрителей разные. Кому-то тема алкоголя уже
надоела, кто-то не понимал иногда плоский юмор в пьесе
Шендеровича, кто-то вообще не определился со своими эмоциями.
Но для меня по основной мысли ближе стали "Двадцать минут с
ангелом", потому что людям сейчас надо почаще говорить о
доброте, помощи ближнему, о понимании и уважении" (Мария).
Реплика, без которой трудно обойтись
Новая постановка Русского театра вызывает разные чувства.
Как видно из приведенных выше мнений, зрители в большинстве
своем остались довольны спектаклем. Хотя, конечно, есть и
скептики. Но, когда одно из местных изданий, претендующих на
респектабельность, помещает статью, в которой прямо написано,
что на этот спектакль ходить не надо, это уже, мягко говоря,
перебор. Тем более, что автор данного опуса не утруждает себя
весомыми доказательствами, посвятив большую часть своего
материала простому пересказу сюжетов. По этому поводу поневоле
вспоминаются замечательные стихи В. С. Курочкина, с текстом
которых можно ознакомиться, обратившись в редакцию.
Подготовил Александр ГАЛЯС при помощи Анастасии
РОБУЛЕЦ и Марии ЧУМАКОВОЙ.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.
От редакции. Приглашаем всех желающих высказать
свое мнение о новой работе Русского театра.