+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 6 (1446), 21.02.2019 ПОД СОЛНЦЕМ И ДОЖДЕМ ИТАЛИИНоябрь 1989 г. История с географией Все мы учились в школе и в большей или меньшей степени интересовались географией. Названия иных стран и сегодня не вызывают почти никаких ассоциаций. Но о некоторых мы могли бы рассказывать, даже не побывав там. Когда речь заходит об Италии, признайтесь, вы сразу ставите в ряд традиционные спагетти и очень популярную благодаря сериалам "Спрута" мафию, Колизей и театр "Ла Скала", вспоминаете таких бессмертных гениев, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Данте, почти воочию видите величественные соборы Ватикана, слышите мелодичные итальянские песни и четко представляете себе большой сапог, форму которого имеет Апеннинский полуостров. Но и без этих атрибутов, остающихся в нашем сознании с детства, Италия без преувеличения является одним из главных культурных и художественных центров мира. И побывать в этой стране, которую непременно называют "солнечной", мечтает каждый. Нам повезло. Небольшая группа одесситов, в составе которой были журналисты, врачи, артисты и члены общества дружбы "СССР - Италия", по случаю празднования фестиваля газеты коммунистов "Унита" отправилась на Апеннины. Каждый ждал чего-то своего. Каждый что-то свое и увидел. Так что именно поэтому эти заметки будут несколько фрагментарными и в чем-то, безусловно, субъективными. Но иначе и быть не может. Краткая справка Италия - одна из крупнейших стран Европы с населением более 57 миллионов человек. Имеет древнейшую культуру, но государственность обрела только в 1871 году после объединения отдельных герцогств, королевств и республик. Административно делится на 20 областей, 93 провинции и более восьми тысяч коммун. Самые важные по своему значению области - Ломбардия с центром в Милане, Пьемонт с центром в Турине, Эмилия-Романья с центром в Болонье, Лигурия со столицей в Генуе, Венеция, Тоскана с центром во Флоренции, Лацио, где расположен Рим, Кампания со столицей Неаполем и, конечно, Сицилия. По объему промышленного производства Италия занимает сегодня восьмое место в мире. ...С борта самолета было едва видно морское побережье. Италия сразу демонстрировала свои водные просторы, окружающие страну со всех сторон. Под нами промелькнули Триест, Верона, и вот наконец в иллюминаторе - скопление солидных сооружений. Это Милан, индустриальная столица Италии. Он вместе с Турином и Генуей образует своеобразный треугольник на севере страны, где сосредоточены самые мощные промышленные концерны. Уже по дороге из аэропорта Мальпенса к центру Милана мы убедились в промышленном могуществе почти двухмиллионного города. Ехали около часа, и все время вдоль дороги появлялись все новые и новые корпуса предприятий. Над крышами - громадными буквами яркие названия фирм, что одновременно становится их рекламой: "Монтекатини Эдисон", "Пирелли", "Бреда", "Фальк"... Захваченные необычным пейзажем, как-то не сразу почувствовали приятность езды. Компактный автобус фирмы "Италбус" мягко несся по автостраде со скоростью больше 90, а мы этого практически не замечали. Дорожное покрытие близко к идеальному. Неслучайно же итальянские автострады ставят по качеству на второе место в Европе после западногерманских. Впрочем, езда тут стоит немалых денег. И не только потому, что за литр бензина платят до 1300 лир (это один доллар), а еще и потому, что большинство скоростных трасс построены частными компаниями и собирают деньги с каждого транспортного средства. Скажем, проехав километров 20 на малолитражке, вы должны заплатить доллар, с автобусов берут больше, с грузовых автомобилей - еще больше, а дороже всего стоит езда на спортивных автомобилях. Итальянцы шутят, что дорогам их цены нет: ведь компании обещали снять оплату через двадцать лет эксплуатации автострад, но времени прошло значительно больше... За что берут теперь? Говорят, на ремонт. Ближе к самому Милану одно за другим появились кладбища... автомобилей. Откровенно говоря, большинство из наших земляков нашло бы там машину по своему вкусу и пользовалось бы ею еще не один год. Итальянцы относятся к автомобилям иначе, и поэтому почти каждая авария заканчивается проводами машин на свалку. Говорят, что выгоднее приобрести новый автомобиль, чем ремонтировать поврежденный. "Их нравы!" - иначе и не скажешь об этом... Пребывание в Италии непременно наталкивает советского человека на автомобильную тему. Даже далеко не молодые женщины из нашей группы, которые никогда в жизни не сидели и не будут сидеть за рулем автомобиля, не могли равнодушно смотреть на эти маленькие чудеса техники. В центр Милана мы добрались в предвечерние сумерки...
В первые часы пребывания в новой для меня стране удивляли помпезные названия совсем незаметных объектов. Но я быстро понял: если и название будет серым, то никто к вам и не заглянет. Вот и наш отель назывался "Эсперия Корона", имел даже собственный небольшой цветной буклетик, а рассчитан был не более чем на сотню мест и обслуживался членами одной семьи. Преимуществом отеля было его расположение в центре большого города. Итак, после первого знакомства с гидом из туристической фирмы "Миша Тревел" Дианой, а также с макаронами и местным вином да бананами мы сразу отправились на вечернюю прогулку. Усталость никого не остановила: жаль было терять время. Миновав несколько кварталов, мы быстро вышли на один из центральных проспектов Милана - Корсо Буэнос-Айрес. Корсо - в иллюминации. Разноцветьем сверкали витрины уже закрытых магазинов, а в тратториях, пиццериях и небольших барах было шумно и многолюдно. Миланцы отдыхали после рабочего дня. Кстати, проводить вечера именно так - излюбленная привычка жителей больших городов. Говорят, что в Милане есть свои секреты приготовления кофе, вкусного и крепкого. Его пьют все. Пьют и самые разнообразные напитки, о названиях которых мы даже не догадывались. Разница - в уровне обслуживания. Солидный ресторан предложит вам что-нибудь прохладительное в красивой посуде, в маленьком баре можете просто взять металлические банки кока-колы, "Оранжа" или пива. Конечно, последнее будет значительно дешевле... Бросалось в глаза, что в древнем городе, возникшем в начале нашей эры на месте кельтского поселения, мало старинных построек. Впрочем, объяснить это можно тем, что в конце Второй мировой войны больше всего из итальянских городов был разрушен бомбардировками американцев именно Милан. Город практически рождался вторично. Отсюда и огромное количество новостроек, немногочисленные небоскребы, которые популярностью в Италии не пользуются. В сверхвысотных домах жить не хотят. Они принадлежат конторам крупных фирм. Самый высокий небоскреб Милана (33-этажное здание фирмы "Пирелли") - весь в сверкающей современной облицовке. После войны на промышленные предприятия Милана приехало немало жителей южных, самых бедных районов страны. Благодаря этому быстро росло население, ускоренным темпом шло жилищное строительство. Четверть века назад возникла и необходимость открыть метро, но сегодня и оно едва успевает перевозить миланцев и многочисленных приезжих. Не возьмусь сказать, когда именно засыпает большой город, так как до поздней ночи кругом люди. Несколько напуганные инструктажами и эпизодами "Спрутов", мы ожидали увидеть хотя бы тень присутствия мафии на улицах Милана. Однако же не только мафиози, но даже полиции нигде не было видно. И при большом количестве людей не слышалось шума. Лишь изредка проносились юные рокеры в кожаных куртках и сверкающих под неоном мотоциклах да тихонько проезжали патрульные машины... Наши соотечественники не могли отказать себе в просмотре ночных телепередач. В холле отеля "Эсперия Корона" почти до самого утра светился телеглаз, и мужчины, как дирижеры, с помощью дистанционного управления руководили поиском по четырем десяткам программ. Если фильмы на итальянском языке долго не удерживали внимания, переходили на музыкальные или спортивные программы. Или на совсем уж непривычные для нас секс-ленты со стриптизом и всеми другими деталями того, к чему давно привыкли даже несовершеннолетние западные телезрители. Интересно, что, кроме сети государственных программ, существуют десятки частных телефирм, а также программы кабельного телевидения. В отдельных районах страны одновременно можно отыскать, как на волнах радиоприемника, с полсотни разнообразных программ. Казалось бы, при этом все другие средства информации теряют силу. Но и здесь не все поддается логике: даже поздним вечером вы найдете любые газеты и журналы в красочных киосках, покупателей у которых хватает...
Пять миланских "китов"
Тот, кто много путешествовал, знает, что даже в небольшом поселке вам обязательно покажут что-нибудь самое знаменитое. Что же говорить о таком большом и старом городе, как Милан! Однако, если отбрасывать достопримечательности второстепенные, и здесь мы легко ограничим круг "самого-самого...". Недолгий визит в Милан подсказал: следует увидеть пять местных "китов". А именно - прославленные театр "Ла Скала" и Миланский собор, замок Сфорцеско, монументальное кладбище и фреску Леонардо "Тайная вечеря". Мы увидели все это и даже немного больше... Если обычно человек завершает свой жизненный путь на кладбище, то мы на нем начали свое знакомство со старым Миланом. Впрочем, никто не пожалел: такого монументального ансамбля не увидишь, пожалуй, нигде. Создавалось впечатление, что мы не на кладбище, а в музее под открытым небом. Чего стоят только фамильные склепы, которым не одно столетие! Они изготовлены из мрамора замечательными скульпторами и архитекторами, представляя собой настоящие образцы искусства. Небольшой готический храм - склеп, и миниатюрная крепость тоже, и аллегорические фигуры богов и животных также детали памятников, большинство из которых являются оригинальными произведениями искусства. Сегодня на дорогом кладбище в центре города могут позволить себе похоронить родных только очень богатые люди или члены семей, которые уже словно жмутся к тем, кто ушел из жизни столетия назад... Если учесть, что в Милане сохранилась небольшая базилика Сант-Амброджо, датированная IV веком нашей эры, то все другие древние памятники уже не представляются особенно старыми. Ведь, скажем, исполинский квадрат замка Сфорцеско начали строить как крепость "только" в 1380 году. Это сооружение, имевшее 61 подъемный мост, использовалось как резиденция миланских правителей еще даже в XIX веке. В эпоху Возрождения в украшении замка участвовал Леонардо да Винчи. Сегодня мощные каменные стены окружены большим парком, зеленым даже осенью. А в залах и башнях размещены несколько музеев, городской архив и библиотека с ценной коллекцией книг. По территории замка не ездят автомобили. Передвигаться нужно пешком или на велосипеде, который можно взять напрокат перед входом...
(Продолжение следует.) Аркадий РЫБАК. Фото автора.
Полный текст путевых записок Книги можно приобрести
|
|
|