Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 04 (800)
03.02.2006
НОВОСТИ
Культура
Город
Выборы-2006
Образование
Досуг
Проба пера
Закон и общество
Здоровье
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 04 (800), 03.02.2006

К 215-летию со дня рождения Сильвестра Феодосиевича Щедрина

ПЕЙЗАЖИ ЩЕДРИНА

Когда в 1818 году Сильвестр Щедрин уезжал из России, ему было лишь 27 лет. Позади уже было обучение в Академии художеств. Полученная за выполнение программной работы золотая медаль давала ему право на поездку в Италию. Но отправиться в Рим художник смог лишь через 7 лет – помешали наполеоновские войны. Поэтому не пенсионером-пасынком академии, а вполне сложившимся, свободным пейзажистом Щедрин покидает родину, куда никогда больше не вернется.

Для любого другого художника подобный отъезд мог означать потерю связей с отечественной культурой. Тем не менее судьба живописного наследия Щедрина удивительна: в Италии им не было создано ни одного русского видового мотива, но сложившаяся там в его творчестве система пейзажа стала одной из вершин, точкой отсчета в развитии нового направления в русском пейзажном жанре XIX столетия.

Узы классического пейзажа были разорваны, восторжествовала линия романтического реализма, а основным завоеванием живописца стало одухотворение природы.

Короткая жизнь (он умер 39 лет) и недолгая творческая судьба (около 20 лет) Сильвестра Щедрина несоразмерны с его огромным вкладом в русское искусство, его яркой индивидуальностью живописца. Покинув Россию, в Риме он включился в иной ритм жизни, в иные культуру, климат, быт. После работы над живописной серией "Новый Рим", где он соединил панорамные пейзажи города с оживленными жанровыми сценами, Щедрин приступает к изучению живописного эффекта подчинения цвета свету, выходит на пленэр.

В полотне "Веранда, обвитая виноградом" из собрания Третьяковской галереи жанр и пейзаж слиты воедино, появляется новая система построения композиции – по пересекающимся диагоналям. Верность натуре, природе сохраняется, но главной задачей становится передача ощущений, настроения. Ведущий сюжетный мотив – отдых крестьян на полуразрушенной, ветхой веранде, оплетенной виноградными лозами. Спокойное море с легкой рябью у берегов, ленивые лучи осеннего солнца, пробивающиеся сквозь желтеющую листву винограда, тонкую, несколько монохрамную живописную гамму оживляют красные пятна одежды людей.

Живописные открытия, сделанные Щедриным на волне романтизма, позднее были утрачены им самим. Исчезла легкость в передаче ощущения природы, ее виды приобрели оттенок сентиментального, унылого настроения. И все же главное завоевание было сделано – прелестно открытые и прозрачные, проникнутые тонким лиризмом виды итальянских веранд и гротов.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.