Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 06 (1495)
20.02.2020
НОВОСТИ
История
Образование
Острая тема
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Дела и люди
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 06 (1495), 20.02.2020

МОЖЕТ ЛИ ГОСУДАРСТВО БЫТЬ ЧЕСТНЫМ ИГРОКОМ В АЗАРТНЫХ ИГРАХ?

Жили-были казино в Украине в начале 2000-х, работали и даже платили за лицензию на пять лет вперед. При этом верили украинскому правительству и государству. Стоила лицензия 150 тыс. евро (на пять лет). Вокруг этих казино выросли, как грибы после дождя, залы игровых автоматов, которые в свою очередь расплодили невероятное количество псевдо-игровых автоматов, стоявших в барах и кафе, на заправках, в магазинах, на рынках и просто на улицах. Что очень раздражало нормальных граждан.

Все шло своим чередом, как вдруг 15 мая 2009 года Верховная Рада Законом 1334/6 запретила весь игорный бизнес. Тогда все произошло в "сверхтурборежиме", проголосовали минут за двадцать. И Закон вместо регламентации деятельности игорного бизнеса запретил его полностью, включая даже букмекерскую деятельность. Так правительство Юлии Тимошенко "вместе с водой выплеснуло и ребенка".


Много воды утекло с тех пор, еще больше ставок было сделано в подпольных казино и не совсем подпольных залах игровых автоматов под видом "мгновенных лотерей", на которые, кстати, у государства монопольное право. Запрет привел к тому, что десять лет спустя игорный бизнес, запрещенный в мае 2009 года, к декабрю 2019 года приобрел масштабы, в десятки раз превышающие "дозапретный" уровень по количеству игровых залов.

И вот сейчас мы можем получить новый Закон, который будет регламентировать игорный бизнес в Украине.

Однако возникает вопрос: до какой степени государство должно быть честным игроком в азартных играх?

Бэкграунд настораживает. В момент принятия запрета на игорный бизнес в Украине было чуть более двухсот лицензий. Достаточно большое количество компаний оплатили их в 2008-м и даже в 2009 году. В Законе 1334/6 не было предусмотрено никаких компенсаций владельцам лицензий, которые не доработали предоплаченный срок. Политики руками законодателей просто нагло и цинично кинули "по беспределу" бизнесменов. Для знающих людей не было секретом, что дирижировали этим из штаба Тимошенко, которая, напомню, тогда была премьер-министром. Непосредственным поводом для запрета послужил пожар в Днепропетровске, причиной — участие Леди Ю в президентской кампании 2010 года, а целью — "обрубить черный нал", который мог пойти Виктору Януковичу на избирательный марафон.

Некоторые компании судились, вплоть до Европейского суда — с различной степенью успеха. Один из самых крупных исков подала "Olympic Entertainment Group" (Таллинн, Эстония) в 2018 г. Иск был подан против Украины в международный арбитраж из-за введения запрета и закрытия казино этой компании, что привело к убыткам в 40 миллионов евро. Эстонская компания была основателем ООО "Олимпик казино Украина", которая владела 23 игорными заведениями в Украине.

"По мнению эстонской стороны, такие действия Украины были непредсказуемыми, необоснованными и безрассудными. Компания "Olympic" утверждает, что принятие указанных нормативно-правовых актов привело к экспроприации и потере ее инвестиций в общей сумме более 40 миллионов евро", — сказано в документах.

Несмотря на многочисленные заявления всех украинских властей (2009–2019 гг.) о "приверженности европейским ценностям", никаких действий по возврату лицензионных платежей сделано не было. После заявления Владимира Зеленского о легализации игорного бизнеса в Украине прошло почти полгода. За это время мы успели почитать больше десяти версий Закона, увидеть один проваленный законопроект в Верховной Раде, затем другой, принятый в первом чтении, сейчас ожидаем Закон во втором чтении и оперативного подписания его Президентом.

Правительство, в свою очередь, утверждает, что ждет сотни миллионов инвестиций, и прежде всего в отельную инфраструктуру. Надеется, что большая часть инвестиций придет от международных инвесторов. Звучат разные экспертные оценки, сколько получит бюджет; колебания — от 10 до 30 млрд грн. Минфин скромно рассчитывает уже в 2020 году пополнить бюджет на 2,5–5 млрд грн.

Но ни один из этих законов не предусматривал и не предусматривает ответственность государства за потери предыдущих инвесторов.

Конечно, те, кто вкладывается в игорный бизнес, по определению, люди рисковые, но даже они прежде, чем инвестировать, трижды подумают об ответственности государства, с которым собираются иметь дело. А стоимость новой лицензии уже на порядок выше, чем прежде — от одного до двух миллионов долларов в год! Плюс депозит на миллион евро. Плюс ограничение по площади казино, что, в свою очередь, требует немалых инвестиций. В целом, открытие одного казино в пятизвездочном отеле потребует от инвестора, как минимум, 8–10 миллионов долларов. Предварительный прогноз экспертов, что в Украине будет открыто более 30 казино и как минимум 400 игорных залов (в среднем, это миллион баксов инвестиций).

И тут возникает вопрос, а почему инвесторы должны верить украинскому правительству? Не правительству Гончарука в связи с привязкой к конкретному политическому бренду, а именно правительству Украины безотносительно персоналий?

Мне кажется, что Кабмин Гончарука может впервые показать ответственность украинского правительства перед бизнесом. И несмотря на то, что в период запрета Алексей Валерьевич в силу своего юного возраста даже заходить в казино не имел права, он должен принять решение государственного масштаба. А именно — возврат экспроприированных большевистским способом средств Тимошенко-сотоварищи тем, у кого их отобрали.

Конечно, сделать это единоразово и мгновенно сложно, в бюджете Украины не предусмотрено таких выплат. Но даже если государство предусмотрит возврат этих средств на протяжении пяти лет, то наверняка международный бизнес воспримет это как на сигнал ответственности и порядочности украинской власти.

Вариантов много. Самый простой — это возврат остатка средств, уплаченных за лицензию, в качестве зачета оплаты за новую лицензию в течение, например, пяти лет. Жест красивый, а, по сути, это всего лишь десятипроцентная скидка на новую лицензию, тому самому бизнесу, который верил Украине, а главное, который должен вновь поверить и принести инвестиций в 10–20 раз больше объявленного возврата.

С точки зрения бизнеса и просто здравой логики это простой и правильный шаг, не требующий никакого героизма. Это будет выглядеть просто как шаг честного игрока, в данном случае, правительства Украины. Если, конечно, этот шаг будет сделан.

Фазиль АСКЕРОВ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.