Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 30 (1423)
31.08.2018
НОВОСТИ
Моя Одесса
Актуальная тема
Образование
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Официально
Спорт
Мяч в игре
Культура
Память
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 30 (1423), 31.08.2018

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УКРАИНЕ

В Украине почти 17 тысяч школ, из них более полутора тысяч привлечены к инклюзивному обучению. Это означает, что почти 9 % учебных заведений обеспечивают полноценные условия образования для более 4000 детей с инвалидностью.

Для сравнения: в Словакии инклюзивные классы работают в 42 % школ, в Венгрии - в 57 %. А вот в Литве и Норвегии этот показатель достигает 90 %. Опыт европейских стран вводят и в Украине. Благодаря инициативе местных громад разрабатывают также собственные модели инклюзивного образования. Яркий пример - проект, реализованный ОО "Украинский Союз Инвалидов" во Львове, где ввели инклюзии для незрячих детей.

Как это работает

Благодаря изменениям в Законе об образовании относительно доступа лиц с инвалидностью к образовательным услугам в Украине наконец-то появилось понятие "лица с особыми образовательными потребностями". В случае необходимости общеобразовательные классы обустроят всем нужным, а "особым" школьникам оказывают поддержку в учебном процессе и создают равные условия независимо от состояния здоровья, интеллекта, возраста и национальности. Отныне ребенка должны принять в любую школу на основании заявления родителей, заключения психолого-медико-педагогической консультации и поддержки местного органа управления образованием.

Школьники в инклюзивных классах учатся понимать проблемы одноклассников, помогать и уважать друг друга. В то же время благодаря инклюзии дети с инвалидностью получают больше возможностей для развития и социализации.

"Я интересовалась, как дети в других школах учатся. Конечно, я брала за основу заграницу, не зная, что у нас такое есть. Очень рада, что это продвигают и оно набирает обороты. Не надо сдаваться, - родители не должны опускать руки", - говорит Ирина Войтович, мама Дианы.

Если в прошлом году в школе № 34 по инклюзивной формой училась только Диана Патерега, то в этом году на уроки ходят уже четыре ребенка с инвалидностью.

Рассказывает Роман Гринчук, директор этой школы: "Нам нужно внедрять европейские ценности, где один ребенок может быть адаптирован в среду. Мы работаем в том направлении, чтобы развивать этого ребенка. Чтобы он чувствовал себя комфортно, как в семье".

Не все дети, родители и даже учителя относятся к инклюзивному образованию благосклонно. Причиной является недостаточная осведомленность.

"Никакой угрозы такие дети для одноклассников не представляют, наоборот - учат толерантности и человечности. Бок о бок с учителем работает ассистент, поэтому учебный процесс не пострадает", - говорит Ирина Делеган, мама одного из одноклассников Дианы. И добавляет: "Это - нормально. Мы видели, как здесь учатся дети. Есть такие, которые имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом, видели незрячую девочку. Мы к этому вполне нормально относимся".

Кто лидер?

Сейчас во Львове работает уникальная модель инклюзивного образования именно для незрячих детей, по которой в разных школах получают образование 22 ученика. Эта модель не только обеспечивает им доступ к учебникам и обустраивает рабочие места, но и предполагает обучение педагогов и ассистентов учителя. Их готовит команда "Ресурсного центра" при Львовской политехнике, которую возглавляет Оксана Потимко: "В прошлом году мы проехали всю Украину и в каждой области работали в университетах, школах, учили учителей. Потом поняли: это очень дорого, поэтому в прошлом году открыли во Львове первые курсы инклюзивного образования незрячих детей".

Сейчас большой дефицит ассистентов учителей. Ввиду невысоких зарплат молодежь просто не хочет работать в этой сфере.

"Ассистент должен помогать учителю, знакомить слепого ребенка с классом, школой, научить его из класса зайти в туалет, столовую, выйти из школы. Но он точно не должен забавлять слепого ребенка во время урока, не дублировать все ему на ушко. Ребенок должен научиться слушать учителя, а педагог должен проводить урок таким образом, чтобы в учебный процесс были вовлечены все ученики - и зрячие, и слепые. Вот для этого существует методика адаптации материалов, в которой ассистент помогает учителю", - подчеркивает Оксана Потимко.

За последние полвека Европа изменила себя: вместо общества, где побеждают сильнейшие, там строят общество, где побеждают все. Украина сейчас проходит тот же путь: если в советское время незрячих людей пытались изолировать, сегодня они могут найти работу и стать частью социума. Ведь смысл "инклюзивности" - в построении общества, которое не бросает на произвол судьбы тех, кому труднее всего.

Материал подготовлен в рамках проекта "Точное отображение Соглашения об ассоциации Украина - ЕС в украинских медиа", которая воплощается польским Фондом международной солидарности в сотрудничестве с украинскими общественными организациями "Интерньюс-Украина" и "Товариство Лева". Проект реализуется на средства Агентства США по международному развитию (USAID), а также за счет программы "Поддержка демократии", которая в свою очередь финансируется из Программы польского сотрудничества для развития Министерства иностранных дел Республики Польша.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.