Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 06 (1350)
24.02.2017
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Актуальная тема
Детская страничка
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 06 (1350), 24.02.2017

МИССИЯ МИССИИ - УСКОРИТЬ РЕФОРМЫ

Вот уже 12 лет эксперты Миссии Европейского Союза по приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM) помогают нашей стране в проведении реформ.

Начало 11-й фазы деятельности Миссии, которая ведет отсчет с 1 декабря 2015 года, пришлось на время подписания Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом, где стороны, в частности, обязуются "поддерживать трансграничное и межрегиональное сотрудничество". Деятельность Миссии стала важной составной приближения одесского региона к европейским стандартам в экономике, борьбе с коррупцией, работе фискальных служб и др. О наиболее важных аспектах деятельности Миссии рассказывают ее ведущие сотрудники.


"Единое окно" против коррупции

Начальник департамента коммуникаций, отчетности и оценки Миссии Шон МакГриви имеет опыт работы в Прокурорской службе Великобритании и ОБСЕ, включая Миссии в Киргизстане и Таджикистане.

- Мы включились в работу по пограничным и таможенным реформам, - рассказывает он о работе EUBAM в Украине. - Нами проделана большая работа, в результате которой предоставлены рекомендации по внедрению процедур Евросоюза в разных сферах - торговля, управление границей, стандарты по борьбе с коррупцией. Наши эксперты рассказывают, каким образом эти процедуры были внедрены у них на родине. Они передают опыт украинским коллегам, не только советуя, какие реформы нужно провести в законодательстве и процедурах, чтобы соответствовать стандартам ЕС, но также предоставляя рекомендации о том, как это осуществить в реальности. Результатами деятельности Миссии за последний год стало внедрение ряда важнейших процедур, которые помогают сделать законодательство и экономические отношения прозрачнее, преодолевать коррупцию.

Значительную помощь EUBAM оказала в реформировании государственной фискальной службы Украины в рамках Соглашения о всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС.

Миссия предоставила разъяснения и рекомендации по выдаче лицензий на экспорт - сертификатов евро 1, которых было выдано 48 тысяч только за один год. Продолжается реализация концепции уполномоченных экономических операторов.

С 1 августа 2016 года внедряется Национальная система "единого окна". Экономическим операторам для таможенной очистки не надо обращаться в десять инстанций, достаточно будет подать документы в один пункт. В Одесском порту уже реализована локальная система ИСПС. Подобные системы скоро начнут работу во всех украинских портах. Теперь очередь за внедрением национальной системы. И мы хотели бы видеть ее результаты до окончания нашего мандата. Хотелось бы, чтобы большая часть документов обрабатывалась в этой системе - это как раз один из элементов борьбы с коррупцией.

Особое внимание Миссии направлено на борьбу с нелегальной торговлей табачными изделиями. В Молдове была внедрена Национальная стратегия по борьбе с нелегальной табачной продукцией, и процент нелегальной табачной продукции значительно снизился. Подобная Стратегия разрабатывается и для Украины. Мы надеемся, что реализация этой стратегии поможет улучшить межведомственное сотрудничество между государственной пограничной и фискальной службами, полицией и СБУ. Сотрудники Миссии помогли наладить обмен информацией в ходе операции по задержанию судна с грузом контрабанды сигарет турецкими властями, в которую включились шесть стран. Украина не сможет справиться с этой проблемой в одиночку, нужна международная помощь.

Кроме того, сейчас мы оказываем помощь в создании нескольких совместно управляемых пунктов пропуска, в частности в Рени - Джурджулешты, чтобы улучшить их инфраструктуру. Наши эксперты нацелены на то, как сделать услуги для населения, экономических операторов лучше, доступнее, качественнее. Но мы стремимся изменять реальность не ради самих изменений, а чтобы они положительно повлияли на жизнь обычных людей, будь то ускорение прохождения товаров через таможню, сокращение времени ожидания в пунктах пропуска, уменьшение формальностей на границе и т. п. Очень важно понимать, как влияют законы и новые положения на жизнь населения, для чего Миссия занимается мониторингом и оценкой влияния реформы на местах.

Внедрить процедуры - все равно, что очистить орех

Владимир Писар, советник по вопросам содействия торговле, трудится в Миссии уже три года. За его плечами - опыт работы на таможне в Словакии, Албании, Ливане, Египте, других странах, он был главой департамента посттаможенного аудита, национальным руководителем проекта по внедрению программы уполномоченных экономических операторов. И сегодня занимается этими вопросами в Украине.

- Я вижу, как много реформ уже произошло в Украине и продолжает реализовываться, - рассказывает эксперт. - Но некоторые проекты продвигаются не так быстро, как ожидалось. В мае 2016 года был подан Законопроект по уполномоченным экономическим операторам, чтобы осуществлять торговлю с ЕС по упрощенным таможенным процедурам. Но он так и не продвинулся. А это очень важная часть Соглашения Украины с ЕС в области таможенного законодательства, которое должны постепенно принимать в Украине.

В ЕС проект по уполномоченным экономическим операторам был принят в 2008 году и распространен на все страны. Словакия, которая стала членом ЕС в 2004 году и выполнила все требования обустройства государства, уже была подготовлена и внедрила его. Мы прошли путь реформ, какой проходит Украина, к нам тоже приезжали советники, мы тоже перенимали европейский опыт. У нас был договор о зоне свободной торговли, мы упростили все процедуры и к моменту вступления в ЕС у нас уже все работало.

В любой стране ЕС существует предсказуемость таможенных процедур. Я могу прийти на таможню Гамбурга, Брюсселя и знаю, что там одна и та же процедура, знаю, чего ожидать. Так должно быть и в Украине, но для этого следует "очистить" законодательство.

Нашей Миссией подготовлены 70 рекомендаций для совершенствования фискальной службы. Они касались таможенных процедур и процессов на границе. Большинство из них принято к реализации. Но большая проблема Украины - отсутствие глобальной системы гарантий. Пока действует только гарантия на транзит, а ведь должны гарантироваться и другие виды перевозки товара. Серьезная работа предстоит по упорядочению таможенного контроля при перевозке товаров. В Европе на оплату таможенной стоимости дается 10 дней, которые покрыты гарантией. В Украине же - один день. В пунктах пропуска в момент оформления нет информации о декларанте. А нужно сделать так, чтобы декларант оплачивал все легально: ни копейкой больше, ни копейкой меньше. Поэтому нужен аудит. В Украине есть соответствующая структура, но инструменты не всегда работают, как следует. Так, в Словакии, если аудитор посылает официальное письмо в банк, то тот должен передать информацию на бумаге или в электронном виде о всех международных транзакциях, которые эта компания делала. Если фирма не предоставит информацию, то получит такой штраф, что можно закрывать компанию. А в Украине максимальный штраф - семь тысяч гривен. А в это время через нее проходят миллионы гривен. Поэтому в Украине еще очень много работы. Но мы готовы помогать унифицировать процедуры, внедрять их, помогать "белому" бизнесу, тем, кто хочет нормально работать, оплачивать налоги и быстро проходить границу. Это знаете, как грецкий орех: надо его открыть, очистить от скорлупы, чтобы извлечь ядра успеха.

Изменить ментальность: непросто, но необходимо

Борьба с коррупцией занимает центральное место в укреплении отношений между сторонами Соглашения об Ассоциации Украины и ЕС. В соответствии с Соглашением, стороны должны сотрудничать в сфере предупреждения коррупции и борьбы с коррупцией как в частном, так и в государственном секторе.

Примером для Украины в борьбе с коррупцией может стать Румыния, где проходят массовые протесты против намерения нового правительства помиловать осуждённых по ряду статей уголовного кодекса, в том числе по статьям о коррупции и превышении полномочий.

Разван Будяну, руководитель деятельности полевых офисов Миссии признает, что уровень коррупции в его стране был высок, но постепенно в обществе сформировалось нетерпимое отношение к этому социальному злу. Эксперт рассказывает, как преодолевали коррупцию в пограничной полиции, в администрации которой он занимался разработкой соответствующих программ.

- Нам помогали эксперты ЕС, - рассказывает румынский специалист, - мы провели много учебных мероприятий для пограничников. В соответствии со стандартами ЕС у нас в стране реформировали законодательство, поменяли структуру пограничных органов Румынии. Провели ротацию сотрудников. Многие сотрудники ушли на пенсию. Мы набрали молодых людей, с другой психологией и благодаря им многое удалось изменить в лучшую сторону. В различных пунктах пропуска на границе было проведено много операций, в ходе которых регистрировались факты взяток пограничниками и таможенниками. Взяточники понесли наказание, и это стало одним из основных сдерживающих факторов для других сотрудников. Оборудовали все пункты пропуска видеокамерами. С 2001 года внедрили программу открытых пунктов пропуска, наладили хорошую коммуникацию с прессой и населением. Стараемся быть как можно прозрачнее. Я не могу сказать, что у нас совсем нет коррупции, такой страны на планете не найти, но ситуация находится под контролем. Сегодня в Румынии - одно из лучших оборудований по надзору на границе, как на сухопутной, так и водной.

70 % наших пограничников говорят на иностранных языках. В пунктах пропуска сотрудники обязаны знать язык соседней страны и английский, немецкий или французский. Главное, что у нас поменялось - ментальность. Мы работаем для людей. И это я хочу передать моим коллегам - пограничникам в Украине.

Я вижу, что постепенно и в вашей стране изменяется ментальность. Наши украинские коллеги стали более открытыми и прозрачными в своей деятельности, смогли адаптировать стиль своей работы, чтобы обеспечить безопасность границы. Конечно, в Украине сложные времена. Мы стараемся сконцентрировать наше внимание на улучшении пограничных процедур. Сделать так, чтобы наши партнерские службы использовали меньше средств, но были более эффективными. Особое внимание я уделяю полевым офисам и межведомственному сотрудничеству. Никто из нас не является обособленным островом. И Украина тоже не находится на острове. Мы все взаимосвязаны. И должны вместе осуществлять меры по борьбе с трансграничной преступностью. Вы не можете справиться с этими явлениями самостоятельно. Поэтому много усилий Миссия тратит на сотрудничество между службами в Украине и службами ЕС. Мы стараемся создать инфраструктуру, чтобы наши коллеги из Украины могли работать максимально эффективно.

Мы провели оценку того, что происходит на Государственной границе Украины, предоставили более 50 рекомендаций. Сейчас работаем над их внедрением в деятельность ведомств, работающих на границе. Некоторые рекомендации уже были реализованы, например в отношении изменений сроков ожидания на границе. Пассажиры первые почувствовали улучшение, ибо стоят на границе меньше. Проект реализовывается на всех основных пунктах пропуска.

Сейчас мы решаем вопрос о разработке пилотного пункта пропуска в сфере "умных границ" наподобие того, что был реализован в прошлом году в Румынии в пункте пропуска Скулены на границе с Молдовой. Он оснащен самым современным оборудованием. Мы хотим сделать в Украине мобильную проверку с различными считывающими устройствами, автоматическими распознавателями номерных знаков. Нагрудные камеры пограничников будут записывать все разговоры с пассажирами. Это станет одним из основных факторов сдерживания коррупции.

Мы видим улучшения, но нужно еще много работать, чтобы в Украине внедрить европейские стандарты.

Александр ГАЛЯС, Инна ИЩУК.

Эта статья подготовлена в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы" при содействии Европейского Союза
(ec.europa.eu/europeaid)
Содержание данной публикации является исключительной ответственностью авторов и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання телефонуйте за тел.: 764-96-56, 764-96-60