Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 18 (1115)
18.05.2012
НОВОСТИ
Культура
Дела и люди
Вперед - в прошлое!
Спрашивайте - отвечаем
Проблемы
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 18 (1115), 18.05.2012

Первый д'Артаньян

Народный артист России Владимир Качан уже два десятилетия играет в театре "Школа современной пьесы", которым руководит наш земляк Иосиф Райхельгауз. А до этого он служил в разных театрах, сыграл три значимые роли в спектаклях Анатолия Эфроса, снимался в кино, выступал на эстраде (в том числе в качестве солиста оркестра Л. О. Утесова), сочинял и исполнял песни. Сейчас уже мало кто помнит, что именно В. Качан был первым исполнителем роли д'Артаньяна в легендарном мюзикле Максима Дунаевского, Юрия Ряшенцева и Марка Розовского "Три мушкетера", киноверсия которого создана на Одесской киностудии. Случилось это без малого сорок лет назад, в спектакле Московского ТЮЗа. С этого воспоминания и начался наш разговор с актером накануне гастролей театра "Школа современной пьесы".


- Спектакль получился веселым, озорным, потому что команда его делала единым конгломератом. Многие находки, некоторые музыкальные обороты потом перешли из спектакля в кино. Но чем он кардинально отличался от фильма - наличием иронии и самоиронии. Нам забавно было разыгрывать французских дворян на российской ниве, поэтому с иронией надо было относиться по крайней мере к себе.

Вот такой пример.

Когда ставился спектакль, я был уже достаточно взрослым человеком, а ведь д'Артаньяну в романе - восемнадцать лет. И когда де Тревиль спрашивал: "Так сколько же вам лет, дитя моё?", - мне было неловко произносить свою реплику в ответ: "Сударь, восемнадцать", - до тех пор, пока я не пошел прямым, нахальным путём. Я говорил: "Вы не поверите, сударь. Восемнадцать", - что вызывало смех и аплодисменты публики.

А как без иронии можно относиться к роману Дюма?! Ведь там, по сути, практически уголовник спасает предательницу отечества - королеву, едет за какими-то подвесками, по дороге он с друзьями совершенно безнаказанно убивает большое количество людей, и все ради того, чтобы прикрыть блуд Анны Австрийской! Убивает подчинённых кардинала, которые, по сути, то же самое, что милиция в наши дни, то есть, стоят на страже закона. Но противозаконные действия д'Артаньяна и его друзей совершены под знаменем благородства, чести и достоинства, так что об этом вопиющем факте начисто все забывают.

Мне обидно, что никто не снял даже фрагмента этого спектакля. А ведь уже после "Мушкетёров", когда я был солистом оркестра Утесова в течение семи лет, мне предлагали записать пластинку с песнями из спектакля. Был большой оркестр, замечательные аранжировщики, но откладывание "на потом" ни к чему хорошему не привело. Жаль, что ничего не сохранилось...

- А как вы попали в оркестр Утесова?

- Благодаря Константину Григорьевичу Певзнеру. Еще во время cg%!k в Щукинском театральном училище мы с Леонидом Филатовым сочиняли песни. И вот как-то нас услышал Певзнер, руководивший тогда грузинским эстрадным оркестром "Рэро". Он искал новый репертуар. Я пришел к нему на квартиру, спел две наши песни - "Вертится Земля" и "Просто так". И оркестр у нас купил их официально, по 50 рублей за каждую. Для студентов - просто огромные деньги. Я тогда много выступал, так как движение авторских песен набирало силы. Не было и недели, чтобы меня не пригласили на концерт, хотя бы по 10 рублей за номер, так что мне было чем угостить соседей по комнате в общежитии.

Потом Утесов пригласил Певзнера руководить своим оркестром в Москву, чтобы тот взял на себя все творческие задачи - договоры, сценарии и т. п. Константин Григорьевич показал мои песни Утесову. Леонид Осипович не раз мне говорил, чтобы я бросал театр и зарабатывал нормальные деньги на эстраде. Но я настоял на своём, и мы пришли к такому консенсусу: в свободное от театра время я езжу на гастроли с оркестром. Поэтому я был рад, когда Олег Вавилов играл д'Артаньяна вместо меня, что вообще-то нехарактерно для драматических актеров, ревниво относящихся к таким "звёздным" ролям. Но это позволяло мне заниматься альтернативной работой.

У меня есть афиша, на которой Утесов написал очень трогательную фразу: "Володя, я успел вас полюбить. Вы настоящий артист".

- Каким остался в вашей памяти Утесов?

- Очень весёлым человеком. Он всё время был заряжен на какой- то юмор, смешные истории. Я один и тот же анекдот слышал от него в семи разных интерпретациях. У нас были очень хорошие отношения. Нельзя сказать, что он считал меня своим преемником, просто ему нравился симбиоз драматического актера и певца. Удивительным образом Утесов сохранил наивность, впечатлительность и любопытство, что есть залогом успеха любого актера.

Когда Леониду Осиповичу исполнилось 85 лет, он ждал, что его наградят званием Герой Социалистического Труда, а получил только орден Октябрьской революции. Я, Певзнер и Вашек Скраубе пришли его поздравить, но Утесов почти плакал. Он ждал этого Героя с детским азартом, утром скупил газеты во всех ближайших киосках, чтобы прочесть, что его наградили, и вдруг читает, что награда - орден Октябрьской революции. Его успокоил Певзнер:

- Леонид Осипович, что вы жалуетесь? Героя получают и доярки, и шахтёры, а вы вторым получили орден Великой Октябрьской Социалистической революции.

- А кто был первый? - ревниво спросил Утесов.

- Как кто? Крейсер "Аврора".

- Вы несколько лет работали у Эфроса, играли в его спектаклях главные роли, а затем ушли из театра. В чем была причина?

- В какой-то момент наступил моральный износ. Чем больше актёры обретали славу, тем больше они считали себя независимыми, а Эфрос считал себя независимым от них. Он также считал, что это он сделал из них артистов, что в большой степени верно. Но такое отношение, когда он всем своим видом показывал, что без него они - никто, очень обижало артистов такой величины, как Волков и Дуров, а также Ольга Михайловна Яковлева, хотя она имела к этому косвенное отношение. Его уверенность в том, что он сможет сделать команду, равносильную этой, оказалась ошибочной. Если на спектакль "Три сестры" невозможно было попасть, то во второй редакции он не получился. Власть не любила спектакли Эфроса, хотя в его творчестве не было ничего диссидентского.

- Как вам работалось с Эфросом?

- Лучший период моей театральной жизни - полгода, когда мы репетировали пьесу "Лето и дым" Тенесси Уильямса. Репетировать было настолько интересно, что даже усталость не чувствовалась. Эфрос возвращал взрослых и даже пожилых артистов к изначальному смыслу этой профессии - к игре. Поэтому я написал в своей книге, что играл Гамлета, Чапаева, как дети играют в дочки- матери. Но дальше всё стало хуже, потому что Анатолий Васильевич на репетициях "Трёх сестёр" начал разговаривать "с космосом". Там сидели 5-6 довольно ущербных женщин с физическими недостатками, которые всё за ним записывали. Репетиция начиналась с того, то он ходил взад-вперед и что-то им говорил, возможно, какие-то наброски к будущей книге. А сам разбор между артистами уже отсутствовал. А потом - эта роковая ошибка - переход в Театр на Таганке. В Театре на Малой Бронной ему было комфортно, так как все официозы прикрывал официальный главный режиссер Дунаев, который отчитывался на всех собраниях, принимал на себя удары райкомов, горкомов и т. д. Эфросу надо было себя повести как-то иначе.

Он был назначен на Таганку властями, и это было похоже на то, как георгин, выросший в теплице, привыкший к хорошим условиям, попадает в заросли крапивы. Никто не имеет ничего против крапивы, напротив, она очень полезна, но георгины там не растут. В результате судьба его просто вытеснила.

- От работы с какими партнерами у вас остались самые яркие впечатления?

- У меня почти всегда были хорошие партнеры, такие, которые помогают существовать на сцене.

Беседу вел Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.