Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 4 (1101)
3.02.2012
НОВОСТИ
Культура
Море
Дела и люди
Спрашивайте - отвечаем
История
16-я полоса
Криминал
Спорт
Футбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 4 (1101), 3.02.2012

И СНОВА ОБ ОПЕРНОМ:
УГРОЗА ОСТАЕТСЯ

Одесский театр оперы и балета давно уже стал визитной карточкой города. Но мало кто задумывался, как со временем менялся открыточный образ этой жемчужины. И что скрывается за его фасадом, а еще интереснее- под фундаментом.

1 октября 1887 года было закончено строительство театра в его современном виде. Первые мероприятия по предотвращению деформаций фундамента начали проводиться уже в 1900 году. Театр, как и вся Одесса, стоит на лессовых грунтах, основная особенность которых - размачивание при попадании влаги. В сухой, до активного вмешательства человека горной породе, начали появляться водоносные горизонты. Утечек из коммуникаций, а это единственная причина образования в городской почве водоносных слоев, избежать не удавалось. Напитавший воды лессовый грунт под фундаментом начал деформироваться, фундамент дал осадку, и в стенах начали появляться трещины. Всё, что на то время можно было сделать, - это уменьшить протечки из водопроводных систем. Поэтому заменили канализационные трубы - с керамических на металлические. Но здание продолжало давать осадку, и с периодичностью в 3-5 лет, с 1909 по 1940 гг., ученые фиксировали появление новых трещин и увеличение уже существующих. Процесс усилился в 1950 году.

Передовым, как считали специалисты, в то время было уплотнение грунтов при помощи силикатизации (закачки жидкого стекла под фундамент). В 1956 году при помощи насосов высокого давления в полости грунта было закачано более 20 тонн смеси, состоящей из размельченной силикатной массы и теплой воды. Было закреплено 16 тысяч кубометров лессового грунта, сформирован своеобразный искусственный фундамент. Но, увы, не учтена специфика грунтов. Лессы "с удовольствием" впитывали не успевшую затвердеть массу, и начались ощутимые осадки фундамента. С 1955 по 1957 годы наблюдалось опускание всего здания. По-видимому, театр просто "усаживался поудобнее". С затвердением силикатной смеси местами грунт стал прочнее, но, в общем, это не дало ожидаемого эффекта - в здании продолжали образовываться трещины. Деформация фундамента происходит и сейчас, даже после закачки десятков тонн жидкого стекла.

Геологами были высказаны другие мысли о причинах деформации. Театр, как и вся Одесса, стоит на своеобразных тектонических микроблоках. Их движение неторопливо, но остановить его невозможно из-за большой глубины залегания и действия сил планетарного масштаба - гравитации Луны и движения Земли вокруг Солнца. Небесные тела оказывают влияние на Землю не только в виде морских приливных волн, но и в виде колебаний земной коры. Подъем земной коры происходит с той же регулярностью, что и прилив в океане. Разница в том, что длина этой волны - тысячи километров, а высота - всего несколько сантиметров. Поэтому люди и не ощущают этого процесса.

Наслаждающийся звуками игры на рояле театр страдает от колебаний уровня горных пород, сравнимых с движениями клавиш музыкального инструмента. Одни участки под лессовыми породами и стоящим на них театром опускаются, другие - приподнимаются, только в отличие от клавиш рояля с гораздо меньшей скоростью.

Во время высокоточных наблюдений, в 1954-1955 годах, можно было сказать, что здание театра условно разделено на две части: северо-западную, которая поднимается со скоростью 1-4 мм в год, и юго-восточную, опускающуюся за год примерно на 6 мм. В период 1984-1988 гг. было видно, что здание буквально разламывалось на две части - северо-восточную и юго-западную. Со скоростью 2,6 см в год опускались южная и юго-западная части. Северная и восточная поднимались на 1,2 см в год.

В августе 1996 года Кабинетом Министров Украины было издано постановление "О мерах по обеспечению сохранения здания Одесского государственного театра оперы и балета". Одними из пунктов, а конкретнее пунктами 5 и 8 утвержденной Кабинетом Министров программы реставрации были "проведение научно- исследовательских геологических и геофизических работ с обеспечением сохранения здания театра", а также "организация геомониторинга прилегающей территории и здания театра для проведения постоянного геодезического и специального наблюдения за их состоянием". Программа работ по мониторингу в районе театра была разработана учеными кафедры инженерной геологии ОГУ им. И. И. Мечникова. Исследования помогли бы получить полную картину происходящего, выяснить, что опаснее - просадка или мелкоблоковые движения.

В 1990-х глубинные геодезические ориентиры (реперы), упирающиеся в прочные известняки, которые находятся под лессовым слоем, продолжали показывать смещение. Один из глубинных реперов с 1966 по 1997 изменил свое положение на 2,9 см, а его грунтовый "соратник", помещенный на меньшую глубину, просел на 4,3 см. Опять мы вернулись к "игре на рояле" и просадочным деформациям грунта.

22 сентября 2007 года закончилась 11-летняя реконструкция, и сейчас покой театра охраняют 1800 цементно-металлических свай, помещенных в землю вокруг здания. Как ему живется в окружении этих защитников? Самое время обратиться к настройщикам этого "рояля", то есть к строителям и геологам, и задать им вопрос, возможен ли переход к наиболее медленным ритмам колебаний? Наверняка они ответят, что для мало-мальски обнадеживающего прогноза им нужны данные наблюдений за последние годы. Ведь еще в 1996 году профессоры Игорь Зелинский и Евгений Черкез говорили, что разбитый трещинами на блоки известняк не станет надежным и устойчивым основанием для театра. Значит, и проблема обеспечения его безопасности окончательно решена не будет. Но их мнением пренебрегли. И с 2004 года данные о наблюдениях отсутствуют, то есть на протяжении более семи лет наша "жемчужина в стиле барокко" остается без присмотра. В итоге, тектонические блоки под фундаментом живут своей жизнью, театр - своей, а организации, на которые возложены контролирующие функции, продолжают не публиковать результаты проверок (если эти проверки вообще проводились).

Учитывая медленную, но не прекращающуюся динамику участка под театром и не забывая о его архитектурной и исторической ценности, такие исследования следует проводить с регулярностью, которой не удостаивается даже стоматолог. И уж почаще одного раза в год.

Каждое здание строится с расчетом 100-летней эксплуатации. Эти расчеты предусматривают статичность здания, но не учитывают динамику движений горных пород, на которых оно стоит. Проблема, скорее, в непонимании или нежелании признать геологические процессы, происходящие под территорией Одессы. Проблема - в разных точках зрения на них. Всемирно известные, обласканные постоянным вниманием оперные сцены мира могут похвастаться своим внешним видом и внутренним очарованием. Расходы по наблюдению за их состоянием составляют сотни тысяч евро в год. А Одесскому театру оперы и балета, пережившему Великую Отечественную войну, объявлена война безответственностью. Залили жидкое стекло, укрепили фундамент сваями и успокоились. Но ведь сползание театра продолжается... И без постоянных наблюдений за происходящим найти следующий эффективный метод спасения уникального архитектурного сооружения вряд ли удастся.

Александр ЗДРАВОВ.

От редакции. Тема, поднятая читателем, кажется весьма актуальной. Потому приглашаем к разговору специалистов, а также всех, кто неравнодушен к судьбе нашего знаменитого театра.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.