Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рис. О. Жмура

Номер 47 (740)
26.11.2004
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 47 (740), 26.11.2004

К 110-летию со дня рождения И.Д. Папанина

ПО ДУГЕ БОЛЬШОГО КРУГА

Примечательна биография этого прославленного человека. Родился он в бедной семье в Севастополе. В 12 лет начал свою трудовую жизнь учеником токаря. С декабря 1917 года матрос Иван Папанин – участник Гражданской войны в Украине и в Крыму.

За героизм был удостоен высшей награды тех лет – орденом Красного Знамени. После разгрома белогвардейцев и интервентов работал в наркомате связи СССР. Как уполномоченный этого наркомата, в 1931 году для обмена почтой между дирижаблем "Граф Цеппелин", совершавшим полет к Северному полюсу, и пароходом "Малыгин" впервые попал в Арктику. После этого круто повернул свою жизнь, навсегда связав ее с исследованием Севера. Впервые И.Д. Папанин стал известен всему миру как начальник первой дрейфующей станции "Северный полюс-I". Затем он много сил и времени отдал освоению Севера будучи начальником Главного управления Северного морского пути. В период Великой Отечественной войны уполномоченный ГКО контр-адмирал Папанин руководил перевозками на Севере. После войны знаменитый полярный исследователь перешел в Академию наук. Здесь он вел большую научную и общественную работу, около 30 лет возглавляя отдел морских экспедиционных работ Президиума АН СССР. И хотя дважды Герою Советского Союза, кавалеру восьми орденов Ленина И.Д. Папанину ко времени моей встречи с ним было уже далеко за 80, он продолжал пристально следить за изучением и освоением дорогой его сердцу Арктики.

— Иван Дмитриевич, расскажите хотя бы коротко об освоении Арктики, о первой в истории дрейфующей станции "Северный полюс", которую вы возглавляли.

— Прежде спрошу. Все ли знают, что такое Арктика? Это крайний север нашей планеты, она занимает огромную площадь в 21 миллион кв. км. Из них почти половина – 9 миллионов 300 тысяч кв. км приходится на советский сектор Арктики. Это земля и вода, лежащие к северу от Полярного круга между меридианами, проведенними к полюсу от западной и восточном границ СССР. Это бескрайние пустынные пространства, покрытые вечно движущимся льдом.

Здесь почти постоянно стоят жестокие морозы, часты и свирепы ветры и пурга. Своенравен и коварен характер Арктики. Но она издавна привлекала человека. Одними из первых сюда пришли русские. Еще в ХII веке, занимаясь морским промыслом, они открыли острова Колгуев, Вайгач, Новую Землю. Незабываемые страницы в историю освоения Арктики вписали такие мореплаватели и исследователи, как Чичагов, Дежнев, братья Лаптевы, Толль, Брусилов, Русанов, Седов... Они прокладывали дорогу следующим поколениям, совершали порой ценой своей жизни великие географические открытия. Эти люди понимали, что Арктика будет играть большую роль в развитии производительных сил нашей отчизны, стремились открыть для родины Северный морской путь.

Хочу напомнить, что этот путь – единственный внутренний морской путь, обеспечивающий нам связь с Дальним Востоком. К нему прилегают неосвоенные районы Севера с неисчерпаемыми природными богатствами, он короче всех других. Длина Северного морского пути от Мурманска до Владивостока около одиннадцати с половиной тысяч километров, а вокруг Африки – почти 25 тысяч километров.

В 1932 году ледокольный пароход "Сибиряков" впервые прошел Северный морской путь за одну навигацию. С этого времени еще больший размах приобрела работа по освоению советского Севера. Было принято решение создать при Совнаркоме СССР Главное управление Северного морского пути, или сокращенно Главсевморпуть. Им впоследствии довелось руководить и мне. Тогда каждый мальчишка знал, что такое Главсевморпуть. Сейчас же не всякий знает. Поэтому скажу, что эта организация сосредоточила в своих руках все вопросы, связанные с освоением Арктики. Даже снабжение жителей огромного края, их образование и здравоохранение входило в ее компетенцию. Но, конечно, прежде всего Главсевморпуть отвечал за организацию регулярного плавания на трассе Северного морского пути.

Вот этот-то самый Главсевморпуть по указанию правительства и организовал первую в истории дрейфующую станцию "Северный полюс", которую мне посчастливилось возглавить. Девять месяцев провел я с тремя товарищами – Е.К. Федоровым, П.П. Ширшовым и Э.Т. Кренкелем на льдине. Мы получили интересные сведения о центральной части Арктического бассейна. Так, проведенные нами измерения помогли уточнить кривизну поверхности земного шара в арктической области, разобраться в основных чертах динамики атмосферы и океана и, наконец, решить спор о наличии жизни в царстве вечного льда. Кстати, дискуссии об этом велись среди биологов в то время с не меньшей остротой, чем сейчас о возможных формах жизни на других планетах.

Часто спрашивают, трудно ли вам было? Да, порой было очень тяжело: негде согреться, негде высушить одежду, а жить так приходилось месяцами.

— А чем вас, уроженца солнечного юга, выросшего у теплого Черного моря, привлекли ледяные пустыни Арктики?

— Еще в двадцатых годах мне довелось на Алдане, в Якутии, строить радиостанцию. Уже здесь я убедился, что Север завораживает. Ослепительне белые снега, безграничные просторы! Непуганный мир животных и птиц. Выйдешь утром – краски чистые и ясные. Позднее я увидел такие на картинах Николая Рериха и Рокуэлла Кента.

Но, конечно, одними красотами природы мое увлечение Севером объяснить нельзя. Он манил к себе, прежде всего, своей непоследовательностью, грандиозными задачами, которые ставило перед полярниками руководство страны. А мне хотелось бороться за укрепление экономики нашего государства на передовице.

— Вы много лет посвятили освоению Арктики. Какую роль играет эта заполярная область в жизни человека?

— Огромную! За Полярным кругом находятся немалые природные богатства, расположены индустриальные города, например Норильск и др. В то же время Северный морской путь неразрывно связан с развитием Сибири и Дальнего Востока. Здесь же, как известно, сосредоточены две трети общесоюзных запасов угля, около 80 процентов природного газа, большая часть нефти, свыше трех четвертей древесины. Наконец, в этих районах находятся месторождения руд цветных и редких металлов, огромное количество различного химического сырья.

Поэтому очень важно, что сейчас Северный морской путь превращен в нормально действующую магистраль. Сегодня здесь ходят корабли водоизмещением около 20 тысяч тонн, а проводят их ледоколы, о которых мы раньше и мечтать не могли. Атомный ледокол "Арктика" достиг Северного полюса. В этом походе выяснились возможности ледокола в приполюсном районе, через который в дальнейшем можно было бы проложить кратчайшие трассы проводок транспортного флота. А именно по дуге большого круга, как говорят моряки. Дело в том, что пока по морям Северного Ледовитого океана приходится плавать курсами, которые проложены вдоль нашего арктического побережья по ломаным линиям. Выходить на более высокие широты мешают льды. Если же плыть по дуге большого круга, то путь, скажем, от Мурманска до Берингова пролива сокращается почти на треть. Думается, настанет время, когда между крайними точками полярной зимы нашей Родины караваны пойдут кратчайшим путем – через центр Арктического бассейна, а не вдоль побережья. И ходить будут круглогодично.

...После приведенной беседы прошло четверть века. В 1986 году ушел из жизни И.Д. Папанин. Еще через 5 лет не стало СССР. Теперь Северный морской путь остался исключительно за Россией. Но проблема его оптимального использования и для Украины важна. Ведь, по словам Януковича, львина доля ее международного торгового сотрудничества приходится на нашего северного соседа, природным запасам полярных регионов которого пока мы не имеем альтернативы.

Записал Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання телефонуйте за тел.: 764-96-56, 764-96-60