Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рисунок А. КОСТРОМЕНКО

Номер 01 (694)
09.01.2004
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 01 (694), 09.01.2004

ВОСТОК – ЗАПАД

Заметки с 33-го Киевского Международного кинофестиваля "Молодость-2003"

Каждый год именно на кинофестивале "Молодость", наряду с обширной международной программой, можно увидеть и особый раздел, который организаторы традиционно посвящают отечественному кино. Панорама украинского кино – это также отличительная черта и визитная карточка киевского кинофестиваля. Таким образом, из года в год "Молодость" пытается наиболее полно представить спектр отечественной кинопродукции, произведенной за минувший год. Плюс к этому, конечно же, для участия в конкурсе отбираются и лучшие отечественные фильмы, которым в дни фестиваля предстоит состязаться за награду.

В нынешнем году украинское кино было представлено фильмом "Мамай" Олеся Санина – единственным полнометражным дебютом в отечественном кино за последние два года. Этот фильм, снятый по всем современным долби-технологиям, уже является прецедентом для Украины, поскольку благодаря стараниям ее авторов преодолел всю необходимую процедуру и попал в число фильмов-претендентов на номинирование в разделе "Лучший зарубежный фильм" премии "Оскар". На "Молодости" фильм действительно ждали с особыми надеждами, и зрительный зал Дома кино во время демонстрации "Мамая" оказался заполнен настолько, что дирекция была вынуждена вызвать охрану и перекрыть доступ в зал. А для остальных – дублировать показ фильма в Малом зале. Такого беспрецедентного случая, да еще связанного с украинским фильмом, на фестивале, пожалуй, еще не было. Когда же фильм завершился, то мнения разделились диаметрально. Одни считали "Мамая" самым значительным событием года в отечественной культуре вообще. Другие – столь же категорично высказывали свое разочарование. Фильм построен как попытка заново, спустя десятилетия, воссоздать и пережить стиль и традиции украинского поэтичного кинематографа. Изображение выступает как визуальная иллюстрация к звучащему закадровому тексту. Диалогов в фильме не существует, персонажи практически не говорят. Чтобы уловить сюжет, следует не только смотреть на экран, но, прежде всего, слушать поэтический текст. Медленный ритм фильма вполне закономерно вызывает у кого-то восхищение мастерской работой молодого, но уже достаточно известного киевского оператора Сергея Михальчука, у кого-то – равнодушие, а у кого-то – скуку. Отсюда и столь разные, взаимоисключающие мнения о фильме. Тем не менее, "Мамаю", безусловно, удалось стать замеченным и обсуждаемым, а значит, превратиться в определенное кинособытие, что уже немало. Об этом говорит и то, что Олесь Санин в дни фестиваля оказался среди тех участников, кто был "одарен" повышенным вниманием масс-медиа. И, казалось, сам оказался к этому не готовым... На пресс-конференции он вдруг повел себя достаточно агрессивно, даже нейтральные вопросы воспринимая как упреки в адрес своего фильма.

Но самым большим упреком оказалось решение жюри: украинский "Мамай" не получил ничего, более того, как было сообщено на итоговой пресс-конференции, ни один из пяти членов жюри вообще не отдал фильму свой голос. Еще более прямым оказался председатель жюри, всемирно известный иранский кинорежиссер Джафар Панахи. В ответ на один из журналистских вопросов он сказал малоприятную, но откровенную фразу: "Я хотел бы увидеть в конкурсной программе фестиваля хорошие украинские фильмы, но, к сожалению, таковых не увидел..."

Кроме "Мамая" украинское кино на "Молодости-2003" в разделе студенческих работ представляли шесть короткометражек студентов кинофакультета Киевского института театрального искусства, а также Университета культуры и искусства. К сожалению, трудно сказать, что студенческая программа этого года сумела открыть самобытные имена нового поколения украинских кинематографистов, а их работам удалось бы на равных конкурировать с лучшими зарубежными студенческими фильмами. Скорее, фестиваль в очередной раз высветил все те же проблемы технического, производственного и творческого характера, которые сегодня характерны для работ украинских студентов.

Хотя, с другой стороны, первые обнадеживающие признаки все же появились. Во-первых, впервые за последние годы в конкурсе были украинские студенческие работы, снятые на цветной пленке, кое-где угадывались планы, снятые дорогостоящей оптикой. Начало меняться и визуальное решение украинских работ, тогда как в прошлые годы складывалось впечатление, что большинство из них снималось одним автором в одном стиле одной допотопной кинокамерой на списанной черно-белой пленке. Значит, хоть и "со скрипом", но ситуация все же меняется, хотя сами студенты на пресс-конференции по-прежнему жаловались на отсутствие техники и денег на постановку...

Во-вторых, студенческая программа все же подарила имена, которые хотя бы выделялись и обращали на себя внимание. Так что, по крайней мере, к их следующим работам теперь стоит присматриваться. За счет нестандартной идеи и ее талантливого воплощения выигрывала работа "Зрелище" Виталия Потруха, в которой каждый из небольших эпизодов неожиданно оборачивался прологом к следующему: то рабочим моментом съемок фильма, то частью театральной постановки, то телерепортажем и так далее. В конце концов, действие замыкалось само на себе подобно ленте Мебиуса, словно стирая грань между медиа-зрелищем и реальной жизнью. К числу недостатков можно было бы отнести ряд технических просчетов, например, бросающуюся в глаза "искусственность" в игре актеров или же иногда не синхронизированный с изображением звук в диалогах. Еще один фильм, который также выделялся в ряду украинских студенческих работ, – "Кто защитит женщину?" Марии Халпахчи: незатейливая история о женщине, которая, возвращаясь с вечеринки, прячет драгоценности в нижнем белье, беззаботно рассказывая об этом на весь трамвай подругам и поплатившись за свою болтливость ограблением. Впрочем, как оказалось, грабитель-дилетант крадет у нее не драгоценности, а ... прокладку. Сама режиссер честно призналась, что для нее это первая работа в кино, и иначе как шутку ее фильм не следует рассматривать. Тем более, что эта история взята из реальной жизни и действительно имела место в солнечной Грузии. Услышав о ней, молодой режиссер поклялась ее экранизировать. Что же действительно выделяло эту работу и ее создателя – это чувство стиля, подтверждением чему стал динамичный и легкий визуальный ряд, столь непохожий на общую тяжелую атмосферу, почему-то из года в год характерную для подавляющего большинства украинских студенческих фильмов. Это пока редкое для молодого украинского кино качество – чувство изображения раскрылось еще больше в стильном визуальном ряде другой видеоработы Марии Халпахчи "Ответы", созданной в дни фестиваля в рамках курса "Кампус талантов" и показанной на закрытии фестиваля. Чего же явно не хватало, так это наполнения, способного вывести пусть даже "пробную" студенческую киноработу на уровень произведения искусства, а не простой творческой безделушки.

А то, что уже первые студенческие работы способны мощно заявить об их авторе как о явлении в молодом кино, подтверждала словенская короткометражка "(Ра-)Скручивание" Стефана Арсеньевича, уже награжденная "Золотым медведем" последнего Берлинского кинофестиваля за лучший короткометражный фильм. Мастерски сделанная работа, снятая в лучших традициях "взрывоопасного балканского стиля", не оставляла сомнений – перед нами действительно заявка на новое имя в европейском кино, со своим стилем и следованием национальным кинотрадициям. Тринадцатиминутная история этого фильма происходит во времена трехлетней блокады Сараево. В небольшом селе любительский хор дожидается окончания бомбежки, чтобы войти в тоннель, ведущий на Запад. На этом фоне одному из участников приходится принять роды у взбесившейся от звука взрывов коровы. И чтобы заглушить разрывы бомб, хор начинает петь... Причудливый сюжет, балансирующий на грани анекдота и притчи, балканский юмор, мастерски воссозданная атмосфера хоть и не показанной, но хорошо ощутимой войны, с ее трагичностью и абсурдностью одновременно... Конечно же, фильм не мог покинуть фестиваль незамеченным и по-справедливости получил приз за лучший короткометражный фильм.

(Окончание следует.)

Олег МЕЛЬНИЧУК.

Киев-Одесса.

На фото: Олесь Санин в своем дебютном фильме "Мамай".

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.