Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Фото Михаила РЫБАКА

Номер 28 (671)
25.07.2003
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 28 (671), 25.07.2003

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ЗЕМЛИ

На земле человек строит дом, в нее сажает дерево, по ней делает первые робкие шаги его сын.

На земле вырастают города, строятся заводы, выращивается хлеб.

Человек (с большой буквы)- Хозяин Земли. Но испокон веков человек стремился стать хозяином земли (все с маленькой буквы) и в прямом смысле этого слова, ибо земля - это кормилица.

В Одесском пресс-клубе реформ прошла пресс-конференция, темой которой стали злоупотребления при использовании сертификатов при распаевании земель. С журналистами встречались представители облгосадминистрации, курирующие вопросы, связанные с сельским хозяйством, землеустройством, охраной земельных ресурсов, лицензированием и нормированием сельхозработ.

Напомним читателям, что вопрос о передачи земли в собственность бывшим колхозникам был затронут еще в середине марта 1991 года. Через год, в марте 1992 года, было введено право на коллективное пользование землей (30.01.92 появилось постановление о формах собственности). Из колхозов рождались КСП, прожившие до декабря 1999 г., когда началось их расформирование и распаевание земель.

И вот здесь начались трудности и расцвело злоупотребление.

Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, следует учесть, что распаевание предполагает три этапа: первый этап - это предоставление имущественного сертификата, второй - определение размера земельного пая (величина пая зависит от того надела, который был у КСП, и числа пайщиков), третий - это выделение земли в натуральном представлении.

На сегодняшний день лишь 5% бывших КСП не довели процесс распаевания до конца. И 10% распаеванного имущества пока никто не использует.

При этом, если общая стоимость паевого фонда составляет 22219,3 млн грн, то уставной фонд новообразованных хозяйств насчитывает имущества на сумму 3307,3 млн грн. Основателями этих хозяйств стали 935,5 тысячи собственников имущественных сертификатов.

И еще цифры: право собственности на имущественные сертификаты получили 6,3 млн селян, 91% из них уже являются владельцами соответственных сертификатов. Но пока сертификаты получены не всеми, и стоимость невыбранных сертификатов достигает 1735,9 млн грн.

Одна из причин того, что не все сельские труженики, имеющие право на земельный пай, получили сертификаты, состоит в том пренебрежении (основанном на недоверии), с которым люди отнеслись к сертификатам. Часто приходится сталкиваться со случаями, когда человек лишь много времени спустя, когда все списки составлены и размеры паев установлены, спохватывается: он тоже имеет право на землю, политую его кровью и потом (а часто и не только его, а поколениями предков). Вопрос усложняется тогда, когда люди успели переехать в другой район. Приходится порой разбираться с наследниками тех, кто при жизни не осуществил свои права.

Недоверие к сертификатам и сложное материальное положение людей в селах, не получающих зарплаты и не имеющих возможность продать выращенное, привели к тому, что многие владельцы сертификатов стали продавать их буквально за бесценок недремлющим покупателям. Зачастую эта продажа осуществляется в рассрочку (выплата может растянуться года на три), и оплата производится не деньгами, а продуктами. Ну и совсем вопиющий случаи наблюдались в Винницкой области, где некоторые селяне готовы были продать свои сертификаты по... 20 грн!

Лучше распорядились своими сертификатами те, кто после опубликования ряда нормативных документов, изданных Министерством аграрной политики, объединились как совладельцы имущества. К сожалению, это произошло лишь в 20% населенных пунктов.

Кстати, условия аренды, в которую некоторые землевладельцы передают свои паи, тоже не всегда приемлемы.

Низкие ставки расчета, расчет продукцией, стоимость которой нестабильна (инфляция!), варварское отношение к имуществу - вот перечень бед, поджидающих арендодателя.

В связи с создавшимся положением были изданы Указы Президента, направленные на защиту селян: "О мерах обеспечения имущественных прав селян в процессе реформирования аграрного сектора экономики" (╧62 от 29 января 2001г.), "О неотложных мерах для ускорения реформирования аграрного сектора экономики" (╧1529/99 от 3 декабря 1999г.), а также "О дополнительных мерах для подъема уровня защиты прав сельского населения" (╧774/2002 от 2002г.) и другие нормативные акты. К сожалению, практика показала, что эти нормы не всегда придерживаются в жизни.

Дополнительную трудность создает то, что Земельный кодекс не во всех своих положениях отвечает Конституции, принятой после него.

Как уже говорилось, Земельный кодекс не во всех вопросах удовлетворяет ситуации, не говоря уже о том, что некоторые его положения расходятся с Конституцией.

В частности, из-за сложностей с запаздывающей по сравнению с темпом жизни законодательной базой, множаться вольные и невольные нарушения в процессе распаевания и возникает отставание в этом процессе от предполагаемых сроках.

Так,в Одесской области возникла ситуация, поставившая область чуть ли не на последнее место по Украине в процессе распаевания земель – на сегодня распаеванными оказалось всего 30 % от земель, раннее входящих в КСП.

Мешает не только правовой дефицит и правовая безграмотность органов местного самоуправления, но и то, что право на выдачу правоустанавливающих документов имеют более 40 организаций. Хотя надо отметить, что в прибрежной полосе ситуация может считаться удовлетворительной.

Еще одна сложность – это двойная подчиненность, т.е. те случаи, когда земля рассматривается и как коммунальная, и как государственная собственность. Если исходить из положений правового поля, то земля может принадлежать только государству. Но на практике возникают конфликты, которые привели к тому, что вот уже 4 месяца как затормозились процессы передачи земли в собственность, затормозились процессы купли-продажи, осталось лишь право на передачу пая по наследству. Такое положение противоречит Земельному кодексу, тормозит земельную реформу.

Необходимость создания условий для правового обеспечения процесса распаевания и тем самым его ускорения связана еще и с необходимостью обеспечить получения земельных налогов с собственников земли.

Есть надежда, что процесс распаевания ускорит вышедший недавно закон Верховной Рады о выдаче земельных паев в натуральном виде. Ранее трехступенчатая система распаевания (имущественный сертификат – определение размера пая – получение земли) приводили к тому, что, лишь получив свой надел, человек узнавал, где он находится. Но при этом должен был выложить за него некоторую сумму (скажем, за 4,5 га – 85 грн, что для селянина, лишенного заработков, немало).

Кстати, немалые трудности возникают и в связи с тем, что полученный надел должен эксплуатироваться, так сказать, только по назначению. То есть, если изначальное назначение надела было товарно-производственное, то использовать его как личное (что меняет сразу же налоговую квоту) – запрещено. Из-за этого же возрастают сложности с продажей. Выходом из положения может служить ипотечный банк, система таких банков уже вводится. Но снова сложность – оценка земельного надела. Теперешняя система сложна и несовершенна. В оценку земли входит ее доходность, которая впрямую зависит от посаженной на земле культуры. Таким образом виноградник оказывается много дороже хлебного поля независимо от качества самой земли.

Кроме ряда законов, направленных на защиту селян от произвола местных органов управления и коммерсантов, есть ряд разработанных рекомендаций, направленных на защиту интересов сельских труженников.

1. Объединение имущественного пая с имущественными паями других лиц и передача этих паев в паевой фонд новосозданного юридического лица, например, производственного или обслуживающего кооператива.

2. Объединение своей собственности с паями других лиц, с выделением собственности в натуре в общую частичную собственность для совместного эксплуатирования или передачи в аренду. В этом случае необходимо составить договор про совместное владение, эксплуатацию и распоряжение собственностью. Договор должен быть подробным и детальным. В нем должно быть указано уполномоченное лицо, которое будет выступать от имени собственников, представлять и защищать их интересы.

3. Выделить свой личный пай в натуре и использовать его по своему усмотрению (в том числе и отдавать в аренду, продавать, дарить и т.д.).

4. Выделить свой пай, объединив его с паями всей семьи и присоединить к своему подсобному хозяйству для совместной эксплуатации.

5. Отдавать свою собственность в аренду только заслужившим доверие лицам, выбрав среди них дающего большую цену и заботящегося о сохранении имущества (например, трактора). Договор аренды должен быть заключен только в письменном виде, в нем должно быть подробно перечисленно все передаваемое в аренду имущество, размер оплаты, сроки и т.д. Должен быть указан срок договора. Надо учесть, что арендная плата должна складываться из двух частей: 1. Плата за пользование имуществом (она должна быть не ниже 1 % стоимости этого имущества); 2. Сумма аммортизационных отчислений на арендованное имущество (имеются в виду основные средства производства).

Должно быть четко оговорено в какой форме производится оплата: деньгами, натуральным продуктом, отработкой например (арендатор обрабатывает ваш огород, снабжает кормами ваш скот, производит ремонтные работы и т.д.) и смешанная форма расчета, которая может включать любые из уже вышеперечисленных форм.

Подробнее с советами можно ознакомится в юридической службе управления земельными ресурсами (тел. 748-81-59).

Елена ГРИГОРЬЕВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.