Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 43 (1140), 16.11.2012
КОГДА ПРИХОДИТ "МОЛОДОСТЬ", КОРОЧЕ НОЧИ КАЖУТСЯ
Я перефразировала строку Фатьянова, потому что во время
МКФ "МОЛОДОСТЬ" на сон остается очень мало времени. С утра до
позднего вечера - просмотры, пресс-конференции и прочие
мероприятия.
Так было и в этом году на 42-м Международном кинофестивале
"МОЛОДОСТЬ", прошедшем в Киеве с 20 по 27 октября 2012 года.
Тем, кто попытается меня поправить, мол, фестиваль
завершился 28 октября, отвечаю: закрытие фестиваля, с
объявлением призов, показом фильма закрытия и пр. и пр.
состоялось 27-го. На следующий день еще можно было увидеть
фильмы, отобранные на "МОЛОДОСТЬ", но только купив на них
билет. Бейджики уже "не срабатывали".
Правда, здесь я, действительно, допустила неточность.
Фильма закрытия фактически не было. До последней минуты
оставалось секретом, что покажут на закрытии. Как и в прошлом
году надеялись, что нас ждет приятный сюрприз - в прошлом году
таким сюрпризом стал замечательный фильм Звягинцева "Елена". Но
в этом году к разочарованию фестивальной публики фильмом
закрытия стал призер фестиваля - лента греческого режиссера
Бабиса Макридиса "L". Лента эта получила Золотого скифского
оленя благодаря тому, что... заработала самый низший рейтинг в
голосовании зрителей (3,1 из 5, 0).
А вот здесь я никакой ошибки не допустила. Вся
противоречивость вышесказанного - на совести главы
международного жюри, которым в этом году стал широко известный
только в весьма узких кругах кинематографистов венгерский
режиссер Золтан Камонди.
КТО БЫЛ НИКЕМ, ТОТ СТАНЕТ ВСЕМ
С моей точки зрения, фильм "L" вполне мог бы
разделить последнее место в борьбе за приз зрительских симпатий
с полудокументальной, скорее даже автобиографической, лентой
"Воспоминания смотрят на меня" китайского режиссера Фан Сона.
Оба скучны до невероятности. Но сюжет китайского фильма хотя бы
в двух словах можно сформулировать: это визит Фан Сона к
родителям, он приезжает к ним из другого города (из Нанкина в
Пекин). Поскольку в фильме отсутствуют конфликт и какая бы то
ни была интрига, то зрителям предлагается полтора часа (91')
просто внимать банальным семейным разговорам. И вся картина
настолько банальна, что не за что зацепиться.
А вот фильм "L" банальным не назовешь. Он для этого
слишком претенциозен. Этакий поток сознания - притом сознания
замутненного - с потугами на гениальность. Фильм вызывает
множество вопросов, вернее, предлагает бесконечный ряд сюжетных
ребусов. Почему герой фильма живет в автомобиле, если у него
есть вполне любимая семья? Почему при доставке меда заказчику,
страдающему нарколепсией (приступами непреодолимой сонливости),
нужно произносить пароль, притом за считанные секунды. Почему
после потери этой работы герой теряет и семью. Дальше вопросов
нет, поскольку на этом странная, но хоть как-то связная история
кончается, а начинается какая-то мистика, если не сказать
абракадабра. Появляется убитый во время охоты на медведя друг
героя, потом - медведь, или это одно и то же существо? Ведь в
конце концов и сам герой вроде бы тоже превращается в медведя.
Во всяком случае, зачем-то умышленно разбив свою машину, он
пересаживается на байк, примыкая к компании байкеров,
противников автомобилей, потом его тянет к велосипеду, затем к
катеру и т. д. В итоге он переходит на передвижение на
четвереньках по-медвежьи. Мёд... Медведь... В фильме не
отличить эпизоды реальные от видений и снов.
Единственное, что смогла разъяснить недоумевающим зрителям
продюсер, приехавшая представить фильм, это его название.
Латинская буква "L" - это то же самое, что русская "У"
на стекле автомобиля - знак, что за рулем сидит ученик (to
Learn). Но кто чему учится в этом фильме и чему учит сам
фильм, осталось неизвестным.
Продюсер также рассказала, что фильм побывал на многих
фестивалях.
Правда, ни на одном фестивале он не был отмечен даже
дипломом. Убеждая остальных членов жюри, Камонди (как глава
жюри он имеет два голоса) упирал на то, что надо премировать
фильмы, не получившие высокого рейтинга у зрителей. Напомню
читателям, что на фестивальных просмотрах присутствует не
просто случайная публика, а кинематографисты, журналисты,
студенты профильных вузов... То есть - все не в ногу, Камонди
один в ногу.
Не хочу сказать, что решение жюри должно совпадать с
вердиктом, вынесенным зрителем. Такое случается крайне редко. И
что большинство всегда право - тоже не факт. Но в данном
случае...
Для широкой фестивальной общественности Золтан Камонди свой
выбор обосновал... криком. Да-да, именно криком, даже скорее,
воплем.
После сжатых выступлений других членов жюри, объявлявших
призеров по разным номинациям, все с нетерпеньем ждали, кому
достанутся Гран-при и 10000 долларов США. Эксцентричный венгр
сначала долго и пространно втолковывал, что в фильме Макридиса
явно ощущается влияние Антонена Арто, а затем рассказал
историю, в которой Арто, чтобы доказать великое значение вопля
со сцены, завопил. И тут же сам издал мощный, долго не
стихающий вопль.
Да, в фильме был эпизод, в котором для самоутверждения герой
вопит (правда, не столь эффектно, как г-н Золтан). Но, во-
первых, вопль - это не ноу-хау. Навскидку вспоминаю "Кабаре",
где героиня вопит под мостом, когда по нему проходит поезд, или
"Зимний вечер в Гаграх", где вопль рекомендуется для поднятия
куража. Но ведь "не воплем единым..."
А что касается Антонена Арто - апологета театра жестокости,
то он имеет отношение к данной картине лишь на том основании,
что она вызывает жестокую скуку.