Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 13 (1208)
11.04.2014
НОВОСТИ
События
Культура
Память
Правопорядок
Дела и люди
Спрашивайте - отвечаем
Здоровье
16-я полоса
Спорт
Мяч в игре

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 13 (1208), 11.04.2014

А НА КЛАДБИЩЕ НЕСПОКОЙНЕНЬКО...

Состоялась премьера в Русском театре, получившая название "Уездная канитель". Авторы постановки "проканителили" первых зрителей достаточно. Уж очень неподъемный груз на себя взвалили, использовав в спектакле тексты и сюжеты сразу многих произведений Антона Павловича Чехова: "Беззаконие", "Беседа пьяного с трезвым чертом", "Володя", "Выигрышный билет", "Драма", "За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь", "Затмение луны", "Злоумышленник", "Канитель", "Мои жены", "Налим", "Разговор человека с собакой". "Свирель", "Счастье", "Черный монах".

Режиссеру Елене Пушкиной реплики чеховских героев вроде: "Грешим много... Бога забыли..." показались актуальными и своевременными. К тому же она вспомнила, что Антон Павлович в любом городе шел сперва на кладбище, читал надписи на надгробиях, чтобы представить себе "расстановку сил". Поэтому на сцене возник... погост. Художник-постановщик Григорий Фаер поместил на сцене также мостик, церковь, водоем, стог сена и забор, за которым неистово лает и пытается оборвать цепь какая- то дворняга. Ход с кладбищем неочевиден; герои просто обходят мешающие им могилы с крестами, не пытаясь вникнуть, кто там похоронен. Это все равно, что в спектакле по Мопассану повесить на сцене красный фонарь, ибо месье автор любил заглядывать в веселые дома.


В тихом уездном болоте мутит затхлую водицу черт, которого играет Ярослав Белый со своей фирменной нагловатой ухмылкой. Сей персонаж щеголяет в европейском платье, ибо это "немец", пришлый, публику в косоворотках смущает, даже не особо пытаясь искушать, ибо нет больше пути добра.

Заигрывая с нечистой силой, режиссер представляет Чехова этаким мрачным мистиком, вполне безуспешно "пужает" зрителя не без помощи постановочных эффектов вроде красноватой зловещей луны, посверкивающих молний, раскатов грома да клубящегося дыма. Кажется, кто-то из артистов вдруг да заговорит заунывным голосом Евстигнея Смертяшкина (в миру Закивакина), героя другого классика - Максима Горького: "Всюду жирный трупный запах смерть над миром пролила, жизнь в ее костлявых лапах как овца в когтях орла..." Но нет, иной раз кажется, будто присутствуешь на каком-нибудь спектакле по Островскому, где артисты сильно пережимают по части жевания прицепных бород и подражания просторечию (а дикция, увы, часто оставляет желать много, много лучшего).

Вот прачка Аксинья (Нелли Чуран), слав-те, Господи, в силу врожденной немоты обходится без слов, и все понятно: недоразвита, на передок слаба, плохая мать своему забытому в корзине младенцу от неизвестного отца, но нежно любит свою кровинушку и горюет, когда теряет, и радостно мычит, когда находит вновь. Подумалось: а хорошо бы определиться постановщику и господам актерам, где находится их уезд, чтобы говорок звучал определенной местности, а еще желательно - с яркой согласной, с открытой гласной, членораздельно... А где дикция хороша, там оговорки досадные, которых легко избежать. К примеру, бабка (Ирина Токарчук) просит дьяка (Евгений Богнибов) помянуть в молитвах "воина Захария" вместо "воина Захарию", и не говорите, будто это неважно, и не думайте, будто множество сюжетов позволяет произносить реплики впроброс, не смакуя чеховского слова и слога.

Канитель уездного существования имеет свои прелести. Вот, например, изобретательно мужики и помещик с ними ловят налима в пруду, а еще великолепен юмористический диалог помещика (заслуженный артист Украины Анатолий Антонюк) и помещицы (заслуженная артистка Украины Юлия Скарга). Выиграл или нет лотерейный билет? Этот вопрос они поднимут до гамлетовских вершин, делая впечатляющие паузы, дразня и провоцируя друг друга, кидая разоблачительные реплики "апарт", в зал, дескать, я на выигрыш купил бы то-то и это, недвижимость в Одессе, да что там - в Париже! У жены свое мнение: муж все приберет к рукам, а билет-то ее. Но в конце выясняется, что билет невыигрышный. Испустив разочарованный вопль, дамочка убегает со сцены - не выбраться ей из скучного уезда в Париж...

Молодая женщина кокетничает с юношей - что тут плохого, казалось бы? Жена следователя (Ольга Салтыкова) и очарованный ею Володя (Александр Кащаев), да подтрунивающая над ситуацией Володина маменька (заслуженная артистка Украины Татьяна Опарина) - с чего бы тут сгущаться тучам, полыхать молниям и укоризненно кивать головой черту? В финале, как водится, грянет гром, но как-то не тянут на проявление Божьего гнева все предыдущие мелкие проступки уездных обитателей, ну не так уж они плохи, чтобы удостоиться мистической расплаты.

И потому нарастающей ложной многозначительности немножечко не веришь, вот Станиславский бы точно не поверил, а он знал толк в постановках по Чехову...

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.