Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 09 (1303)
11.03.2016
НОВОСТИ
Образование
Правопорядок
Здоровье
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
История
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 09 (1303), 11.03.2016

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
РЕФОРМЫ НЕ ДЛЯ ПРОФОРМЫ

В последние годы Министерство образования и науки (МОН) активно продвигает идеи реформирования системы высшего образования. В среде специалистов эта работа не менее активно дискутируется, но для большинства наших сограждан остается малоизвестной. Учитывая интерес к этой теме, мы предлагаем нашим читателям краткое изложение выступления первого заместителя министра Инны Совсун, в котором идет речь о том, чем занимается министерство и каковы его планы в этом направлении.

ЧТО СДЕЛАНО

Изменилась процедура поступления в вузы. Мы сделали ее автоматизированной, а значит - более прозрачной. Система себя оправдала: нам удалось включить 85 % абитуриентов в первую "волну" поступления - это очень хороший показатель. Ведь раньше в отдельных вузах до 40 % поступающих зачислялись после завершения официальных процедур продвижения рейтинговых списков, то есть, непрозрачно.


Утвержден новый перечень областей знаний и специальностей. Мы старались максимально укрупнить специальности и приблизить их перечень с международными классификациями. Это облегчает процедуры признания квалификаций, позволяет вузам создавать новые междисциплинарные программы, открывает для выпускников лучшие перспективы для дальнейшего трудоустройства (ведь специальности становятся более широкими) и т. д. Разговоры о необходимости ревизии перечня велись годами. Но при формировании нового перечня включались мощные лоббистские интересы. Потому сохранить старый - означало "законсервировать" действующий баланс в распределении влияний в университетах.

Закреплен в новом Законе "О высшем образовании" принцип университетской автономии - административной, финансовой, академической. Отмена типовых штатных расписаний создала предпосылки для кадровой автономии. Университеты получили возможность реализации заложенной в законе нормы для размещения средств на банковских счетах. Министерство доверило университетам самостоятельно формировать учебные программы, сняв требования об обязательности отдельных учебных дисциплин.

Созданы условия для интенсивного международного сотрудничества, утверждено новое "Положение об академической мобильности", упрощена процедура признания иностранных дипломов.

Начали серию тренингов для студенческих активистов с разъяснением прав и возможностей студентов в новых условиях. Один из первых таких тренингов прошел в Одессе.

НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевой задачей на 2016 год является обновление содержания образования. Для этого создается Научно-методический совет при министерстве на конкурсной основе. К этому процессу приглашают присоединиться людей, обладающих знаниями и опытом, для разработки стандартов нового поколения. Такие стандарты будут выписывать ожидаемые компетенции выпускника, а не давать четкие указания для университетов по поводу предметов и в каком порядке надо изучать.

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА

Едва ли не самые кардинальные изменения, которые МОН планирует осуществить в ближайшее время, касаются изменения финансирования высшего образования. В министерстве хотят отойти от традиционной советской схемы распределения госзаказа и перейти на более современную, европейскую систему, основанную на показателях успешности деятельности вуза.

Министерство совместно с представителями вузов и экспертами уже выработало общую концепцию и пакет законодательных изменений. Эти изменения предусматривают, что распределение государственного финансирования высшего образования будет осуществляться по формуле, учитывающей как "расходные" показатели деятельности вуза (в первую очередь - количество студентов из числа лучших, которые захотели учиться в нем), так и показатели, иллюстрирующие эффективность деятельности университета (научные результаты, интернационализация, внутренняя система обеспечения качества, уровень трудоустройства выпускников и т. д.). Показатели эффективности должны собираться через мониторинговые системы для того, чтобы эта информация была объективной и надежной.

Ключевая задача - создать систему распределения средств, которая будет прозрачной, понятной, обоснованной и иметь доверие общества.

КОЛИЧЕСТВО ВУЗОВ

Борьба за качество образования невозможна без закрытия тех учебных заведений, которые не обеспечивают надлежащее качество (а некоторые из них существуют вообще только на бумаге). Чтобы студенты, которые учились за средства госзаказа по той образовательной программе, которая потеряла аккредитацию, могли продолжить свое обучение, разработан и утвержден специальный порядок их перевода. Теперь они могут продолжать свое обучение за средства госбюджета в другом, лучшем учебном заведении, а университеты перестанут спекулировать тем, что в случае потери аккредитации выпускники окажутся без дипломов государственного образца, на которые они рассчитывали при поступлении.

За два года почти 80 вузов (в основном - частных) потеряли лицензии на ведение образовательной деятельности. Пять государственных вузов были присоединены к другим, более мощным университетам. Во всех этих случаях студенты продолжали обучение на тех же условиях, что и раньше.

Сокращение количества вузов не является целью само по себе. Самое важное - создать оптимальную сеть университетов, которая отвечала бы потребностям общества, учитывала бы экономические, общественные и демографические тенденции развития.

БОРЬБА ЗА АКАДЕМИЧЕСКУЮ ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ

Плагиат, списывание или просто халатное отношение к созданию научных текстов стали нормой в украинском образовании. Самым простым решением является проверка на плагиат всех работ - начиная с курсовых и заканчивая докторскими диссертациями. Проблема с функционированием антиплагиатных программ не в том, чтобы установить саму программу, которая будет осуществлять проверку, а в том, что пока не с чем сверять. Сейчас задача МОН - создать единый национальный репозитарий (место, где хранятся и поддерживаются какие-либо данные, чаще всего - в виде файлов, доступных для дальнейшего распространения по Сети) академических текстов, доступ к которому будет во всех вузах. Работа над созданием такой базы уже началась, и это будет мощным толчком для автоматизации проверок на плагиат.

Но такая проверка - лишь один из многих элементов продвижения академической добросовестности. Несмотря на технические сложности, она является самым простым, но недостаточным средством для решения проблемы плагиата. Международная практика показывает, что ключевым вопросом остается изменение ценностей, подходов и практик в университетах. Это иллюстрируют материалы Совета Европы, подготовленные в рамках деятельности Общеевропейской платформы по этике, прозрачности и добропорядочности в образовании. Процесс сложный и длительный, но без этого невозможно решить проблему.

В 2016 году Министерство образования и науки Украины в партнерстве с Американскими советами по международному образованию и при поддержке Посольства США запускает Проект содействия академической добросовестности в Украине. Задача проекта - просветительская и разъяснительная работа для студентов и преподавателей, содействие в разработке кодекса чести, помощь в создании курса Академического письма.

ВНО ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В МАГИСТРАТУРУ

Еще один амбициозный шаг, запланированный на этот год, - введение тестирования юристов при поступлении на магистратуру. Внешнее независимое оценивание, которое считается одной из самых успешных образовательных реформ, позволяет избежать коррупционных рисков. Но подобные проблемы со вступлением в магистратуру, особенно на юридические специальности, остаются нерешенными.

Внешняя оценка знаний абитуриентов при поступлении на магистратуру - вопрос, который давно обсуждается. Но такой экзамен можно проводить только при условии значительного сходства в программах подготовки в различных вузах.

В то же время ключевая идея реформы высшего образования - расширение автономии университетов, в том числе и при формировании учебных программ. Поэтому для многих специальностей единый экзамен при поступлении на магистратуру невозможен, ведь это будет означать значительную унификацию учебной программы бакалавриата.

Однако есть и немало специальностей, для которых единственный тест является не просто возможным, но и желательным. Право - одна из таких специальностей: степень сходства программ является высокой, потому что они все отталкиваются от изучения единой законодательной базы.

Важно отметить, что привлечение к проекту пилотного тестирования происходит на добровольных началах. Министерство предоставляет коммуникационную площадку, однако инициатива идет от самих высших учебных заведений. Ведь в соответствии с Законом "О высшем образовании" университеты сами выбирают метод и форму сдачи вступительного экзамена в магистратуру.

Сейчас к проекту присоединились 11 вузов, которые согласились не только разрабатывать тесты, но и провести в этом году в качестве эксперимента такое тестирование на своих юридических факультетах.

Материалы полосы подготовил
Андрей ТИШКОВ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.