Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 4 (1101), 3.02.2012
И СНОВА ОБ ОПЕРНОМ: УГРОЗА ОСТАЕТСЯ
Одесский театр оперы и балета давно уже стал визитной
карточкой города. Но мало кто задумывался, как со временем
менялся открыточный образ этой жемчужины. И что скрывается за
его фасадом, а еще интереснее- под фундаментом.
1 октября 1887 года было закончено строительство
театра в его современном виде. Первые мероприятия по
предотвращению деформаций фундамента начали проводиться уже в
1900 году. Театр, как и вся Одесса, стоит на лессовых грунтах,
основная особенность которых - размачивание при попадании
влаги. В сухой, до активного вмешательства человека горной
породе, начали появляться водоносные горизонты. Утечек из
коммуникаций, а это единственная причина образования в
городской почве водоносных слоев, избежать не удавалось.
Напитавший воды лессовый грунт под фундаментом начал
деформироваться, фундамент дал осадку, и в стенах начали
появляться трещины. Всё, что на то время можно было сделать, -
это уменьшить протечки из водопроводных систем. Поэтому
заменили канализационные трубы - с керамических на
металлические. Но здание продолжало давать осадку, и с
периодичностью в 3-5 лет, с 1909 по 1940 гг., ученые
фиксировали появление новых трещин и увеличение уже
существующих. Процесс усилился в 1950 году.
Передовым, как считали специалисты, в то время было
уплотнение грунтов при помощи силикатизации (закачки жидкого
стекла под фундамент). В 1956 году при помощи насосов высокого
давления в полости грунта было закачано более 20 тонн смеси,
состоящей из размельченной силикатной массы и теплой воды. Было
закреплено 16 тысяч кубометров лессового грунта, сформирован
своеобразный искусственный фундамент. Но, увы, не учтена
специфика грунтов. Лессы "с удовольствием" впитывали не
успевшую затвердеть массу, и начались ощутимые осадки
фундамента. С 1955 по 1957 годы наблюдалось опускание всего
здания. По-видимому, театр просто "усаживался поудобнее". С
затвердением силикатной смеси местами грунт стал прочнее, но, в
общем, это не дало ожидаемого эффекта - в здании продолжали
образовываться трещины. Деформация фундамента происходит и
сейчас, даже после закачки десятков тонн жидкого стекла.
Геологами были высказаны другие мысли о причинах деформации.
Театр, как и вся Одесса, стоит на своеобразных тектонических
микроблоках. Их движение неторопливо, но остановить его
невозможно из-за большой глубины залегания и действия сил
планетарного масштаба - гравитации Луны и движения Земли вокруг
Солнца. Небесные тела оказывают влияние на Землю не только в
виде морских приливных волн, но и в виде колебаний земной коры.
Подъем земной коры происходит с той же регулярностью, что и
прилив в океане. Разница в том, что длина этой волны - тысячи
километров, а высота - всего несколько сантиметров. Поэтому
люди и не ощущают этого процесса.
Наслаждающийся звуками игры на рояле театр страдает от
колебаний уровня горных пород, сравнимых с движениями клавиш
музыкального инструмента. Одни участки под лессовыми породами и
стоящим на них театром опускаются, другие - приподнимаются,
только в отличие от клавиш рояля с гораздо меньшей скоростью.
Во время высокоточных наблюдений, в 1954-1955 годах, можно
было сказать, что здание театра условно разделено на две части:
северо-западную, которая поднимается со скоростью 1-4 мм в год,
и юго-восточную, опускающуюся за год примерно на 6 мм. В период
1984-1988 гг. было видно, что здание буквально разламывалось на
две части - северо-восточную и юго-западную. Со скоростью 2,6
см в год опускались южная и юго-западная части. Северная и
восточная поднимались на 1,2 см в год.
В августе 1996 года Кабинетом Министров Украины было издано
постановление "О мерах по обеспечению сохранения здания
Одесского государственного театра оперы и балета". Одними из
пунктов, а конкретнее пунктами 5 и 8 утвержденной Кабинетом
Министров программы реставрации были "проведение научно-
исследовательских геологических и геофизических работ с
обеспечением сохранения здания театра", а также "организация
геомониторинга прилегающей территории и здания театра для
проведения постоянного геодезического и специального наблюдения
за их состоянием". Программа работ по мониторингу в районе
театра была разработана учеными кафедры инженерной геологии ОГУ
им. И. И. Мечникова. Исследования помогли бы получить полную
картину происходящего, выяснить, что опаснее - просадка или
мелкоблоковые движения.
В 1990-х глубинные геодезические ориентиры (реперы),
упирающиеся в прочные известняки, которые находятся под
лессовым слоем, продолжали показывать смещение. Один из
глубинных реперов с 1966 по 1997 изменил свое положение на 2,9
см, а его грунтовый "соратник", помещенный на меньшую глубину,
просел на 4,3 см. Опять мы вернулись к "игре на рояле" и
просадочным деформациям грунта.
22 сентября 2007 года закончилась 11-летняя реконструкция, и
сейчас покой театра охраняют 1800 цементно-металлических свай,
помещенных в землю вокруг здания. Как ему живется в окружении
этих защитников? Самое время обратиться к настройщикам этого
"рояля", то есть к строителям и геологам, и задать им вопрос,
возможен ли переход к наиболее медленным ритмам колебаний?
Наверняка они ответят, что для мало-мальски обнадеживающего
прогноза им нужны данные наблюдений за последние годы. Ведь еще
в 1996 году профессоры Игорь Зелинский и Евгений Черкез
говорили, что разбитый трещинами на блоки известняк не станет
надежным и устойчивым основанием для театра. Значит, и проблема
обеспечения его безопасности окончательно решена не будет. Но
их мнением пренебрегли. И с 2004 года данные о наблюдениях
отсутствуют, то есть на протяжении более семи лет наша
"жемчужина в стиле барокко" остается без присмотра. В итоге,
тектонические блоки под фундаментом живут своей жизнью, театр -
своей, а организации, на которые возложены контролирующие
функции, продолжают не публиковать результаты проверок (если
эти проверки вообще проводились).
Учитывая медленную, но не прекращающуюся динамику участка
под театром и не забывая о его архитектурной и исторической
ценности, такие исследования следует проводить с регулярностью,
которой не удостаивается даже стоматолог. И уж почаще одного
раза в год.
Каждое здание строится с расчетом 100-летней эксплуатации.
Эти расчеты предусматривают статичность здания, но не учитывают
динамику движений горных пород, на которых оно стоит. Проблема,
скорее, в непонимании или нежелании признать геологические
процессы, происходящие под территорией Одессы. Проблема - в
разных точках зрения на них. Всемирно известные, обласканные
постоянным вниманием оперные сцены мира могут похвастаться
своим внешним видом и внутренним очарованием. Расходы по
наблюдению за их состоянием составляют сотни тысяч евро в год.
А Одесскому театру оперы и балета, пережившему Великую
Отечественную войну, объявлена война безответственностью.
Залили жидкое стекло, укрепили фундамент сваями и успокоились.
Но ведь сползание театра продолжается... И без постоянных
наблюдений за происходящим найти следующий эффективный метод
спасения уникального архитектурного сооружения вряд ли удастся.
Александр ЗДРАВОВ.
От редакции. Тема, поднятая читателем, кажется
весьма актуальной. Потому приглашаем к разговору специалистов,
а также всех, кто неравнодушен к судьбе нашего знаменитого
театра.