+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 3 (1198), 31.01.2014 ОДЕССИТ ПРОСЛАВИЛСЯ В КАЗАХСТАНЕ30 января исполнилось 100 лет со дня рождения Марка Берковича - советского кинооператора и кинорежиссёра, еще одного одессита, сделавшего карьеру вдалеке от родного города.
Когда в Советском Союзе задумали реализовать проект "Синерама" (широкоэкранное кино с применением трех сопряженных экранов), то М. Берковича назначили главным оператором. Однако в тот момент пришла телеграмма из Алма-Аты от режиссера Шакена Айманова с приглашением поработать над фильмом "Мы здесь живём" (1957). М. Беркович оставил Москву, о чем не жалел, поскольку в Казахстане получил возможность сполна реализовать свой опыт и умения. С Ш. Аймановым были сняты такие фильмы, как "Наш милый доктор", "В одном районе", "Песня зовёт", "Алдар Косе", ("Безбородый обманщик", "Ангел в тюбетейке", "У подножья Найзатас" (1969). Рассказывают, что как-то в шутливой словесной перепалке Марк Исаакович сказал своему другу Шакену: - Ты плохой казах. У казахов не принято кричать на старших. - Кто же тут старший? - поинтересовался Айманов. - Я! Мы оба 1914 года рождения. Но я родился 30 января, а ты - 15 февраля. Значит, я на две недели старше. Кроме работы в художественном кино, наш земляк поставил и снял научно-популярные и хронико-документальные ленты "Алма- Ата", "С Новым годом!", "Шакен Айманов", "Цветная металлургия" и др. За что получил звание "Заслуженный деятель искусств Казахской ССР". М. Беркович много занимался с молодыми казахскими кинематографистами. Вот что пишет Салтанат Исмагулова: "Ежегодно, 30 января (в день рождения Учителя), они собираются вместе, чтобы вспомнить те, уже ставшие далекими, дни. На временной дистанции они кажутся самыми дорогими и неповторимыми. В операторской "кабинке" - крохотной комнатке без окон и дверей - происходили все самые важные события, вплоть до именин и дней рождений. По случаю очередного торжества выходила стенгазета с праздничными эпиграммами в авторстве Марка Исааковича (в юности он "баловался" стихами). Уроки профессионального мастерства неразрывно были связаны с просвещением в области человеческих отношений. Мастер разговорного жанра Марк Исаакович преподносил их с непревзойденным искусством. А поступки и поведение самого Марка Исааковича? О его умении сохранять невозмутимость даже когда самая большая катастрофа, связанная со срывом съемок, неминуема - можно рассказывать легенды. Ученики это наблюдали своими глазами. Никогда их общение не выглядело, как учебно- воспитательный процесс с элементами скучной назидательности. "Наши отношения складывались на равных, но мы никогда не переступали черту, отделявшую нас от Учителя". Кинематографистом стал и сын Марка Берковича Алексей. Он снял несколько фильмов, а также считается одним из основоположников казахской рекламы. К сожалению, мы почти ничего не знаем о Марке Берковиче, чей талант, равно как и многих других его земляков, раскрылся вдали от места рождения. А. Г.
|
|
|||||||||||||||||
|