+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 02 (798), 20.01.2006 И КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ...И не один. Потому что речь вдет не о знаменитом фильме-притче Федерико Феллини, а о судах Черноморского морского пароходство, которое само по себе стало притчей, при чем такой, что многие считают, что после десяти лет растаскивания судов по оффшорам, после ухода многих судов в неизвестность и небытие флота в Украине не осталось. Но флот остался и даже занимает вполне конкретное место в перечне крупнейших флотов мира. Правда, это место 35-е и оно же последнее... Но и то правда, что место определялось только с учетом крупнотоннажных судов. По данным "Review of Maritime Transport", 2004, подготовленным секретариатом UNCTAD, Украина на 1 января 2004 г. имела под своим флагом 298 судов вместимостью 1000 и больше регистровых тонн (р.т.). Плюс еще 91 судно не меньшей вместимости, принадлежащее украинским компаниям. То есть всего 389 судов. И это без учета судов о меньшей тоннажностью, которые хотя и не учитываются UNCTAD поскольку не представляют интереса в мировом масштабе, но представляют немалый интерес для украинских транспортников. Если заглянуть в последний справочник "Всё о торговом флоте Украины", выпущенный издательством "Порты Украины" в конце 2005 г., то можно найти в нем исчерпывающие сведения об общем количестве и вместимости судов, структуре флота по возрасту, по основным типам судов, о компаниях-судовладельцах, о пополнении флота, его перспективах и т.д. Этот справочник издание уникальное, такого в истории независимой Украины еще не было. В нем можно найти ответы практически на все интересующие вопросы. Только перечень морских и речных судов, плавающих под флагом Украины, занимает 48 страниц справочника. Конкретно же в состав торгового флота Украины входят 2281 судно (имеются в виду суда вместимостью 100 и более р.т.) общей вместимостью 2,479 млн р.т. Только одни баржи (888единиц) дают 27,6 % вместимости торгового флота страны. Наиболее представительная группа самоходных судов это сухогрузы: 203 украинских сухогруза имеют общую вместимость 499637,8 р.т., что составляет 20,1 % от общей вместимости флота. Совершенно неожиданно второй крупной группой самоходных судов по суммарной вместимости оказалась... пассажирские суда 192 единицы. Третья место занимают 124 рыболовных судна. Из транспортных судов заметны 7 балкеров и 11 паромов, два из которых имеют в совокупности 40 тысяч р.т. Еще раз подчеркиваем, что речь идет только о судах, плававших под украинским флагом. Суда под иностранными флагами по закону не могут считаться украинскими, поскольку независимо от хозяина судна оно подчиняется юрисдикции той страны, под флагом которой ходит. Справочник, кстати выпущенный на двух языках (русском и английском), дает некоторые любопытные сведения. Например, интересно, что в упомянутом уже списке крупнотоннажных судов первое место занимает торговый флот Греции, которая имеет возможность экспортировать лишь цитрусовые и маслины. Второй любопытный момент (а таких моментов можно было бы найти немало) это то, что в списке торговых флотов стран Причерноморья, где первое место занимает Россия, а второе Турция, Украина уже выходит на третье место, обогнав Грузию, в свою очередь обогнавшую Болгарию и Румынию. Четвертое место Грузии вполне объяснимо там создан свой льготный открытый реестр судов, в который вошли многие судовладельцы стран СНГ. Справочник дает сведения и о колебаниях фрахтового рынка, предлагая анализ этих колебаний. Дает анализ таких явлений, как сокращение и прирост торгового флота Украины. Если почти 15 лет шло сокращение флота (только за 1998 год флот уменьшился на 24,4 %), то в новом тысячелетии наметился рост числа зарегистрированных судов, правда, в основном за счет наведения порядка с регистрацией, а не за счет постройки или закупки новых судов. Если говорить о новых судах, то нельзя не упомянуть, что 45 % судов Украинского флота подошли к среднему возрасту в четверть века, а если рассматривать только сухогрузы, то 71 % из них достигли возраста 25 лет и выше. И это при том, что за рубежом предельный возраст судна считается 10,9 года. У читателей может возникнуть вопрос: где базируются суда Украинского флота, какие порты, кроме нашей Одессы, есть на территории Украины? На этот вопрос дает ответ второй из выпущенных издательством "Порты Украины" справочник. Такой справочник выходит раз в два года. Называется он "Всё о портах Украины". В нем можно найти сведения о любом из двадцати двух морских торговых портов Украины (включая экспортно-импортный причал "Трансинвестсервиса"), о четырех морских рыбных портах и об одиннадцати речных портах. Из справочника можно узнать не только о портовых правилах и данных о регулярном сообщении данного порта, но получить и навигационную информацию о его специализации и портовых мощностях. Справочник также выпущен на двух языках: русском и английском. На презентации обоих справочников шла речь о некотором снижении грузооборота портов и терминалов Украины в 2005 году (2 %). Это падение грузооборота обусловлено главным образом сокращением русского транзита, особенно нефти и нефтепродуктов. Только в феодосийской порту грузооборот за счет перекачки нефти уменьшился на 6 млн тонн. Однако в целом в портовом хозяйстве страны, если учесть морские рыбные порты, речные порты и перегрузочные комплексы других ведомств, а не только находящихся в подчинении "Минтрансвязи", а также частные перегрузочные комплексы, совокупный грузооборот даже заметно вырос. Можно сравнить две группы цифр: грузооборот морских торговых портов, подведомственных Минтрансвязи, в 2004 г. составлял 111,43 млн тонн, а в 2005 г. составил 109,2 млн тонн, в то же время совокупный грузооборот всех портов и терминалов страны, составлявший в 2004 г. 144 млн тонн, в 2005 г. превысил 150 млн тонн. Только терминал "Трансинвестсервис" в 2005 году переработал более 5 млн тонн грузов (удобрений и зерна). Впрочем, пересказывать все 664 страницы справочника "Всё о портах Украины" мы не будем. Только еще раз подчеркнем насущную необходимость издания таких справочников. Елена ГРИГОРЬЕВА. Рисунок А. КОСТРОМЕНКО.
|
|
||||||||||||||||
|