Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 13 (1502)
28.05.2020
НОВОСТИ
Память
Актуально
Тема
Вокруг Света
Культура
Спорт
Личность
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 13 (1502), 28.05.2020

Михаил Рыбак. Записки фоторепортёра

Две флотилии капитана Григора

Продолжаем публикацию материалов из архива заслуженного журналиста Украины Михаила Рыбака.

Мы приурочили их к 90-летнему юбилею мастера.

Сегодня — всё о море.

Было время, когда пассажирский флот Черноморского пароходства был самым многочисленным в одной из самых мощных в мире морских держав — Советском Союзе.

До середины 60-х годов самыми крупными и комфортабельными пассажирскими лайнерами были переданные нашей стране по репарациям после победы над Германией дизель-электроход "Россия" (бывший "Патриа"), теплоход "Победа" (бывший "Иберия") и пароход "Адмирал Нахимов" ("Берлин"). Остальные "пассажиры" и по тоннажности, вместимости пассажиров, комфорту были против тех трёх лайнеров "малышами". Это были теплоходы одной серии типа "Аджарии", "Армении", "Латвии", "Литвы" (их называли теплоходами-республиками) и, наконец, "Феликса Дзержинского", на капитанском мостике которого был опытный моряк Михаил Иванович Григор. В отличие от многих своих коллег, Григор стал капитаном уже в зрелом возрасте, ибо до этого прошёл войну. Но корабли и море стали делом всей его жизни. Капитан Григор был не только прекрасным судоводителем, но и всегда интересовался вопросами судостроения, всем, от чего зависит и внешний вид, плавучесть, скорость и надёжность корабля.


Перед отправкой на судоверфь прибалтийского порта Висмар в Германской Демократической Республике, где Министерство морского флота СССР заказало серию новых пассажирских теплоходов, Михаил Иванович всесторонне продумал и начертил свой оптимальный вариант конфигурации корпуса и трубы корабля, который хотел бы увидеть, а к тому времени уже было решено, что капитаном первого "пассажира" новой серии назначен именно он. По его проекту корпус корабля был сравнительно вытянутым в длину, и немецкие судостроители с таким решением согласились. Так что, корпуса и трубы пяти строящихся "пассажиров" рождались в Висмаре по проекту одессита Григора.

Первым был спущен на воду теплоход "Иван Франко", и осенью 1964 года капитан Григор привёл его в Одесский порт.

Морского вокзала тогда не было, но был удобный П-образный причал во всем известной Крымской гавани. К верхней "перекладине" П-образного причала и ошвартовался лагом 130-метровый корпус "Ивана Франко". Мне тогда удалось в числе первых посетителей одновременно с вездесущими пограничниками подняться на борт и первым делом взять интервью у капитана Григора в его просторной каюте.

Через какое-то время пассажирский флот Черноморского пароходства пополнили теплоходы новой ("писательской") серии — "Тарас Шевченко" и "Шота Руставели", а "Михаил Лермонтов" и "Александр Пушкин" пополнили флот Балтийского пароходства и получили прописку в Ленинграде. В отличие от "пассажиров" всех стран, корпуса "писательской" серии были окрашены не в белый, а в чёрный цвет. И только в середине 80-х годов их покрыли белой краской. Так что флотилия капитана Григора уже и по внешнему виду смотрелась как пассажирская.

Во время первой встречи с капитаном Григором в каюте (вернее, в капитанском салоне) "Ивана Франко" я обратил внимание на макеты парусников, разместившихся на полочке, закреплённой под прямым углом к огромному столу. Тогда-то я узнал, что Михаил Иванович уже не первый год собирает парусники из наборов конструкторов, которые приобретает в иностранных портах. Будучи впоследствии в его квартире, имел удовольствие ознакомиться с огромной "флотилией" парусных кораблей разных времён и народов. От простейших одномачтовых до пяти- и семимачтовых с полным набором развёрнутых парусов, бортовым вооружением и прочими важными для парусных кораблей разных времен деталями.

В свободное время Михаил Иванович тщательно собирал по чертежам и рисункам макеты каравелл и пакетботов, бригов и швертботов, в том числе конкретных исторических парусников, на которых совершали путешествия и великие географические открытия Семён Дежнев и Витус Беринг, Фернандо Магеллан, Америго Веспуччи, Христофор Колумб и другие известные мореплаватели. Капитан Григор не только собирал свою парусную флотилию, но и одновременно изучал, сравнивал конфигурации корпусов кораблей, их достоинства и недостатки. Нет сомнения, что эти исследования на макетах сыграли свою роль при конструировании корпуса пассажирских теплоходов. Увы, к концу 90-х годов теплоходы "Иван Франко" и "Тарас Шевченко" по старости ушли в металлолом, такая же судьба ждёт остальные "пассажиры" григоровской флотилии. Но самое обидное, что нет им достойной смены, что уже не ласкают взор белые красавцы теплоходы у причалов нашего поистине шикарного морского вокзала. И уже трудно ответить на простой, казалось бы, вопрос: Украина – морская держава или только часть суши, омываемая на юге Чёрным морем?

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.