Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 8 (1448)
7.03.2019
НОВОСТИ
Актуальная тема
Проблемы и решения
Юбилей
Вокруг Света
Культура
А ну-ка, девушки!
Мяч в игре
Имена
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 8 (1448), 7.03.2019

ОЧАРОВАННАЯ СЦЕНОЙ

Заслуженная артистка Украины Светлана Горчинская не только плотно занята в репертуаре Русского театра, но и занимает параллельно хлопотную должность заведующей труппой.

Недавно Светлана отметила юбилей и по этому поводу руководитель литературной части Русского театра Надежда Волгина взяла интервью у актрисы и ее коллег, которые мы дополнили фрагментами из статей, опубликованных в разные годы в нашей газете.


"Если в спектакле занята Светлана Горчинская, за него можно не беспокоиться"...

Когда впервые это слышишь, конечно, считаешь преувеличением. А потом оказывается, что так о ней говорят многие артисты. И понимаешь: удивительная какая-то актриса. Все умеет, всем готова помочь и удивляет тоже всех - и совсем молодых коллег, и мэтров театра, и зрителей.

- Когда ты поняла, что хочешь стать актрисой?

- Очень рано. Меня, совсем еще маленькую, совершенно зачаровывала сцена. Все, что можно было увидеть по телевизору - трансляции оперных и драматических спектаклей, балет, - я смотрела не отрываясь и могла объяснить удивленным взрослым, что там за интрига и каковы герои. К семи годам не сомневалась: буду актрисой. Никакая другая профессия даже не рассматривалась. Переубедить, отговорить меня всякими доводами типа "Актриса не видит своих близких: она всегда занята или на гастролях" не смог никто.

Знаете, когда моей маме было 16, случайно на улице Москвы ее увидел Сергей Герасимов. Великий режиссер был так впечатлен, что долго бежал за ней, показывал документы и убеждал бабушку: "Поверьте, она сможет стать настоящей крепкой актрисой!" Бабушка "в актрисы" маму не пустила, и историю эту мама рассказывала всегда с грустью. А я, слушая, всякий раз про себя говорила : "А я стану"...

- С кем бы ни зашел разговор о тебе, все отмечают твою удивительную ответственность. Ввестись на роль в кратчайшие сроки, помочь в любых бытовых или административных делах, выполнять скрупулезную нервную работу завтруппой - под силу не каждому. А что это за должность такая - заведующая труппой?

- Ох, это не должность, это - ужас! Организовать актеров ничуть не легче, чем малышей в детском саду. Предупредить 60 человек о незапланированной завтрашней репетиции - тут надо запастись терпением. Ведь от каждого услышишь какой-нибудь комментарий. И все равно cвоих актеров я люблю. Хочется их понять, защитить, прикрыть и при случае дать подзатыльник.

- Существует ли для тебя понятие "родная сцена" или не имеет значения, где играть?

- Очень не люблю я эти рассказы о "служении театру", о "запахе кулис", "верности сцене"... Мне ближе такое понятие, как родной театр. И это наш Одесский русский театр, конечно. Я всегда хотела быть здесь и приехала сюда сразу после учебы. Одесса так тепло встретила меня, что и сомнений быть не могло: в театре этого города я буду работать! Вот представьте: двадцатилетняя девушка (а я вообще выглядела как школьница), только сойдя с поезда, садится в трамвай. И там выясняется, что мне нужен совсем другой номер. Мои попутчики так мне сочувствовали и так бурно обсуждали, как мне лучше добраться, что остановили нужный мне трамвай прямо на перекрестке: просто перекрыли движение! А потом выскочили с моими сумками, чтоб пересадить, - и никто не возмущался! А уже в "правильном трамвае" все внимательно следили за номерами домов, громко называли их, и, лишь увидев нужный мне дом, водитель немедленно остановился. Меня высадили, подождали, пока я доберусь и, убедившись, что все в порядке, трамвай уехал. Где еще, кроме Одессы, такое может быть? Как не любить этот город?!

И как не любить наш театр? Ведь труппа была и остается одной из самых сильных на постсоветском пространстве. Неудачи были, конечно, но сегодня в репертуаре - прекрасные спектакли. Разноплановость жанров - вот чем всегда отличался наш театр. Мюзикл, трагедия, комедия - каждый найдет здесь свое.

- Важно ли тебе видеть, как справляется с твоей ролью другая актриса? Помогает это или вредит?

- Мне интересно, что делается в самых разных театрах, и смотрю я много. Но если работаю над новой ролью, интересоваться, как сделала роль эту другая актриса, не буду. Ведь, понаблюдав за ней, можно бессознательно что-то скопировать. А для актера любое сравнение с кем-то - болезненно. Помню, я сказала Леониду Хейфецу, который ставил у нас "Дядю Ваню", что не смогла досмотреть постановку этой пьесы в театре О. Табакова. "Ну и не надо!" - ответил он мне.

А если речь идет об актрисе нашего театра из другого состава, то мы обычно репетируем вместе. И я всегда, если нужно, рада помочь: буду и петь, и танцевать с ней сколько угодно.

- Олег Школьник поражается тем, что ты знаешь наизусть все тексты пьес, в которых играешь. Есть ли у тебя секреты запоминания?

- Текст и мизансцены запоминаются сами собой прямо на репетиции, когда все выстроено и задачи понятны. Иногда такой автоматизм запоминания мне мешает: у режиссера - новая идея, а я ему напоминаю о вчерашней. Тут хорошо бы научиться молчать!

Домашнюю зубрежку очень не люблю, но когда случается быстрый ввод, ничего другого не остается.

- Ты несколько лет работала тележурналистом. Помог ли тебе этот опыт как актрисе?

- Первое, чему научила меня работа на телевидении, - это терпение. С любым человеком, в любой ситуации держи себя в руках. Второе: твое сочувствие выражается не в слезах. Зритель не на плач твой отзовется. Совсем другое журналисту требуется, чтоб заставить человека что-то почувствовать и понять. Так и в работе над ролью в театре: хоть кулисы порви - зритель не поймет.

И, конечно, бесценный опыт - работа с операторами. Мы научились понимать друг друга с полувзгляда: были ситуации, когда просто нельзя было говорить. Помню одно тяжелое интервью, когда депутат перед камерой от волнения и слова не мог вымолвить, деревенел. Ничего не получалось, и я предложила ему просто порепетировать без камеры. А мой оператор понял, что камеру-то как раз выключать нельзя - и отличное интервью получилось. Как понял? Так же, как артисты на сцене понимают, чувствуют друг друга. Ведь если думать только о своем "я", не заботясь о партнере, погубишь и себя, и спектакль.

- Твое бесспорное достижение - Соня из "Дяди Вани". Тяжело ли давалась роль героини, которую, по мнению самого постановщика Леонида Хейфеца, "сегодня сыграть необычайно трудно".

- Начинали мы очень тяжело. Я даже перед Чеховым не так трепетала, как перед Хейфецем. Мэтр! И очень пугало, конечно, его чрезвычайно серьезное отношение к образу Сони. Отсюда - моя зажатость в начале работы.

Но все изменилось после слов режиссера : "Доверьтесь мне, идите за мной", - и я пошла. Атмосфера, царящая на репетициях, - вот что все определило. Хейфец не скрывал: как сейчас должен звучать монолог Сони - непонятно. В его предыдущих постановках знаменитые слова героини были проникнуты оптимизмом, в них даже чувствовался призыв. Но каждое время диктует свою Соню. Какой сейчас может быть оптимизм? "Читай, как чувствуешь",- сказал Хейфец. И я читала и играла, что чувствовала.

- Гламурная Баба Яга или Прошлогодняя Снежинка - твои роли из новогодних представлений запоминаются надолго. Неужели после десятков серьезнейших ролей мировой драматургии тебе интересно играть в детских сказках?

- Сказки - это всегда возможность импровизации и хорошая школа, помогающая справиться потом с самой серьезной ролью. К тому же ребенок - самый искренний зритель. Заставить его смотреть на тебя непросто. И когда малыш благодарит - это дорогого стоит, поверьте. Я помню, как в 1990-е годы, когда мы играли полуголодные, на сцену вышел мальчик и протянул мне пачку печенья. Вот это благодарность!

- Почетные звания у артистов - тема дискуссионная. А что ты думаешь об этом?

- Конечно, получить звание заслуженной артистки - и приятно, и почетно. Но этим все и заканчивается. Никогда не щеголяла я званием. Хотя знала артистов, которые, получив его, сразу менялись. "Звездная болезнь", что поделать? У меня такие примеры вызывают недоумение.

- Высветлять ресницы, туго затягивать волосы, не бояться на сцене быть некрасивой - разве это не сложно красивой женщине?

- Некрасивость, даже нарочитая, может помочь создать образ. Ведь быть красивой от природы - несложно, правда? А вот пойти от противного - это уж задача поинтереснее.

- Людмила Гипфрих, рассуждая в "Вечерней Одессе" о твоей Соне, заметила: "Яснее, чем в прежних постановках, прозвучал в ее образе религиозный мотив - становится ясно, что она сильна силой глубоко верующего человека". А чем сильна артистка Светлана Горчинская?

- Той же верой. Верой, которая была у чеховской Сони. И еще - верой в свое дело, в свою профессию.

ГОВОРЯТ КОЛЛЕГИ

Евгений Меркулов: "Курс, на котором училась Света Горчинская, был экспериментальным: режиссеры-преподаватели менялись часто. И студенты очень рано начинали понимать, насколько разными бывают требования режиссеров, как разительно могут отличаться системы работы. Отсюда, мне кажется, у Светы такая редкая гибкость, способность довериться и, очень аккуратно выразив свое мнение, выстроить роль именно так, как требует режиссер-постановщик".

Народный артист Украины Олег Школьник: "Одна из первых наших работ со Светой - в спектакле "Цена". Как дивно она играла, какой удивительно нежной, трепетной, пронзительной была! И ведь ни одного слова не произносила, а зал замирал!"

Сергей Юрков: "Света чувствует жанр, все понимает, но и в комических ролях играет человеческую драму".

Юлия Амелькина: "Неумение Светланы останавливаться на достигнутом, как бы хороша ни была уже сделанная роль, - вот что уникально. И еще я очень люблю ее улыбку: если на сцене случается что-то неожиданное - гаснет свет, что-то рвется, падает ведро - Света ра-аз и улыбнется как-то волшебно, озаряя всех, и сразу ясно: ничего страшного, все хорошо, можно работать дальше".

ИЗ СТАТЕЙ В "ПОРТО-ФРАНКО"

"Любовь плюс... любовь", 2008 г.

"Выбор своего пути Светлана сделала уже в раннем детстве: с пяти лет она мечтала стать актрисой и никем другим. Ее не смутила даже первая неудача, когда после восьмого класса она безуспешно пыталась поступить в Днепропетровское театральное училище. Год Светлана проработала медсестрой в больнице, в психоневрологическом отделении. По ее признанию, насмотрелась там многого. Впрочем, "копилка" актерской памяти принимает все без исключения впечатления; все может пригодиться.

Второй заход оказался успешным. Светлана до сих пор с благодарностью вспоминает своих днепропетровских педагогов - Анатолия Москаленко, Владимира Божко, Юрия Хаджикова, Виталия Ковалецкого... Они учили своих воспитанников ремеслу, ибо отображать "жизнь человеческого духа", что, согласно известному определению, и должен уметь делать актер, невозможно, если ты не овладел определенными техническими приемами. В училище студентка Горчинская пробовала себя в самых разных амплуа - от травести до комической старухи. Кстати, возрастные роли ей нравились особенно: ведь тут можно было блеснуть умением перевоплощаться...

Вскоре после окончания училища Светлана Горчинская стала актрисой Одесского русского драмтеатра... сыграла немало ролей. Едва ли не самая сложная - Алена, жена главного героя, в трагическом мюзикле Евгения Лапейко "Степан Разин". Роль далась актрисе, что называется, с болью. Постановщик Георгий Ковтун всегда ставит перед актерами непростые задачи, а тут материал редкой сложности. Светлана признается, что порою было просто невмоготу, но она твердила себе: "Я должна это сделать, а иначе - зачем?" Зато и результат получился...

Светлана же по натуре трудоголик, она не в состоянии сидеть без дела, потому, увидев объявление, что телеканал "Одесса-плюс" набирает стажеров, решила попробовать себя и в тележурналистике... За шесть лет она подготовила не одну сотню репортажей - на самые разные темы. Но, конечно, с особым удовольствием готовит сюжеты о театре. Ибо театр для нее - не только место работы, но и "необходимая любовь навеки". А журналистика... Это, можно сказать, вторая любовь".

О спектакле "Дядя Ваня", 2008 г.: "В нем удивительным образом раскрылись страстность и темперамент Светланы Горчинской. Ее Соня берет тебя за душу своей необыкновенной подлинностью. Это тот класс игры, когда игры не видишь".

О спектакле "Князь полнолуния", 2012 г.: "...есть еще одна замечательная актерская работа. Светлана Горчинская - мать загубленной вампирами Люси. Ее искренность, ее горе, ее рыданья просто переворачивают душу. Ей Богу, сама чуть не заплакала!"

О спектакле "Страсть", 2016 г.: "Заслуженная артистка Украины Светлана Горчинская создала яркий образ актрисы, мамы, женщины, которой приходится браться за любую работу, чтобы прокормить семью".

О спектакле "Декамерон", 2017 г.: "Царствует среди персонажей (они сделают для нее трон из собственных тел) белокурая Пампинея (заслуженная артистка Украины Светлана Горчинская), назначающая, кому рассказывать (и показывать) очередную новеллу".

Материалы полосы подготовили
Надежда ВОЛГИНА
и Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.