Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 32 (1376)
1.09.2017
НОВОСТИ
Юбилей
Проблемы и решения
Дискуссия
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 32 (1376), 1.09.2017

КАК В ОДЕССЕ ПОЯВИЛИСЬ "ДЖЕНТЛЬМЕНЫ"

Тридцать лет назад команда КВН Одесского университета (тогда еще единственного в городе) стала чемпионом страны, победив в первом турнире после возрождения этой игры.

Сегодня "Джентльмены ОГУ" - это еще одна из одесских легенд. И мы предложили одному из авторов этой команды Сергею Осташко повспоминать о славном пути знаменитой команды.


Началось все, по крайней мере, для меня с коротенькой записки, которую я обнаружил, вернувшись из командировки, на своем рабочем столе в НИИ физики ОГУ. Текст гласил: "Оста, в Москве приняли решение возрождать КВН. Меньшиков уже звонил по этому поводу ВХ, и тот назвал команду ОГУ. Шева". Для непосвященных: Оста (ниже также Остуля) - это я; Шева - мой друг, доцент филфака Игорь Шевченко, под руководством которого команда КВН Одесского университета в 1974 году стала последним на тот момент чемпионом города; Андрей Меньшиков - это капитан КВН МИСИ образца 60-х годов; а ВХ - капитан легендарных одесских "трубочистов" образца тех же годов Валерий Хаит.

А теперь - слово посвященным. Интересные сюрпризы преподносит память. Особенно, если это память не одного человека, а нескольких. Оказывается, что одни и те же события они помнят совершенно по-разному.

Валерий Хаит:

- Когда в середине 1980-х началась перестройка, то постепенно вместе с ней на телевидение начали возвращаться какие-то вещи, которые в прежние годы были запрещены. И одной из таких вещей стал КВН. На Центральном телевидении тогда работали капитан КВН МИСИ Андрей Меньшиков и член одесской команды "трубочистов" Борис Зильберман, ставший к тому времени московским поэтом Борисом Салибовым. И когда в верхах приняли решение возродить КВН, они этим занялись. И, естественно, захотели, чтобы в первом сезоне приняла участие Одесса. Ведь команда Одесского института народного хозяйства в 1972 году стала последним чемпионом, после чего КВН закрыли.

Ребята обратились ко мне. А я знал, что в Одесском университете все эти годы, когда не было КВНа, все равно проходили игры, в которых встречались команды студентов с преподавателями. Кроме того, в ОГУ учился мой старший сын - Женя. Поэтому, когда москвичи обратились ко мне, я сказал, что нужно связаться с университетом. И поскольку я еще не утратил навыки, то и оказался тем человеком, который стал руководителем команды. Потом я позвал Гарика Голубенко, который играл в сезоне 71/72 гг., и я чувствовал его колоссальные потенциальные возможности. И закрутилось.


Валентин Крапива, член команды "трубочистов", режиссер команды "джентльменов" в сезоне 1990 года:

- Это было зимой 86-го года. Ко мне ночью прибежал Леня Сущенко. Он жил неподалеку, и у него был телефон, а у меня нет. Леня прибежал с криком, что мне звонит из Москвы Боря Зильберман по поводу КВН. Я оделся, пошел к Лене домой, и Боря сказал мне, что возрождается КВН, и спросил, могу ли я собрать одесскую команду.

Потом я связался с Меньшиковым и услышал следующий монолог:

- Вы там у себя в Одессе, может, еще не слышали, но на дворе перестройка. На телевидении полная паника: срочно надо что-то менять, позарез нужны новые формы, но как это сделать со старыми мозгами, никто не знает. Все в истерике полезли в закрома - нынче модно возрождать крамолу. Я заикнулся о возрождении КВНа, и меня начали качать. Какое счастье, что какой-то дурак тогда, в 70-е, назвал КВН "крамолой". Крапива, собери одесскую команду. Я уже записываю одесситов на первый сезон.

Я тогда работал в Молодежном киноцентре и первое, что сделал, пошел к первому секретарю горкома. И в его глазах при слове "КВН" я прочитал ужас. Понял, что ничего не получится, но сделал последний шаг - обзвонил вузы Центрального района. И у меня в киноцентре собрались Славик Пелишенко, Сережа Буянов из института связи, Саша Колдаков из мореходки, еще ребята. Обсудили, что действительно можно попытаться сделать, но кто же будет отправлять команду в Москву? Я еще раз позвонил в горком, попал на заместителя секретаря, и тот сказал, что город этим заниматься не станет.

Я честно связался с Меньшиковым и сказал, что у меня не получается. И тогда он спросил, есть ли в Одессе какой-нибудь вуз, где работает неплохой студенческий театр. Я ответил, что такой театр есть в университете, я им когда-то руководил и дал координаты студклуба. Дальше я этим не занимался, но наколку на университет дал я.

Эдуард Чечельницкий, директор центра культуры Одесского университета, тогда еще студклуба:

- Началось все с телеграммы. В один прекрасный день я шел на работу в главный корпус на Дворянской, тогда еще Петра Великого. И меня встретил Гарик Голубенко. Говорит: "Ты знаешь, пришла телеграмма, возобновляют КВН. Вы потянете?" От кого была телеграмма и куда она пришла, я, честно говоря, не помню. Я говорю: "Гарик, мы-то потянем, но если это университет, то должен знать ректор". И я пошел к Виктору Васильевичу Сердюку, царство ему небесное, рассказал о КВНе. Он спросил: "А вы будете этим заниматься?" Я спросил: "А надо?" Он ответил: "Надо!" И я составил ректору список, кого бы я хотел взять в команду. Назвал сразу Игоря Шевченко, капитана КВН сборной университета 1974 года, Яна Гельмана, который помогал ребятам в 74-м, Славика Пелишенко, бессменного капитана команды сначала студентов, а потом преподавателей физфака, и Хаита-младшего...

Валерий Исаакович Хаит появился уже потом, и кто его пригласил, я не знаю. Еще помню, как проректору Онуфриеву в его кабинете читался текст заявочного приветствия. А партком, кстати, зная, что это идет под эгидой Центра культуры, не вмешивался ни одной фразой. Секретарем тогда был Леон Хачикович Калустян. И у нас была старая договоренность, если мы что-то делаем, то не надо вмешиваться. Если мы сделаем плохо, то нас убьют, если хорошо - похвалят.

А Виктор Васильевич помогал, чем мог. Даже шел на некоторые нарушения. Тогда студентам были положены в командировке 50 копеек суточных. Он говорит: "Я вам разрешу, как взрослым - 2,50. Вас там сколько человек? Так возьмите в два раза больше".

Ян Гельман, руководитель авторской группы "джентльменов" в сезоне 86-87 гг., художественный руководитель команды с 88-го года:

- Боря Зильберман позвонил Крапиве в Одессу, потому что хотел узнать, есть ли в Одессе какая-то команда. И Крапива пришел с этим в университет. А уже Аркадьич (Чечельницкий - Авт.) нашел людей, которые каким-то образом могли быть полезны. Мы собрались, друг на друга посмотрели без особого удовольствия. Ну с Шевой мы дружили, а Женя Хаит - это первый ребенок в моей жизни, который мне сказал "дядя Ян". Остальных я не знал. И мы решили, что попробовать можно. Хотя и веры никакой не было.

Хаит появился месяца через полтора, и привел его я. Дело было так. Иду я по Одессе, никого не трогаю и... встречаю Хаита. Говорю: "Слушай, Валера, это, конечно, смешно, из этого ничего не выйдет, но Борька Зильберман с Меньшиковым собираются возрождать КВН".

Он говорит: "О чем ты говоришь, какой КВН? А где это будет?" Я отвечаю, что это будет в Москве, и университет уже даже полуофициально приглашен. Он тогда заинтересовался и говорит: "Слушай, у меня же там Женька. Ты присмотри, чтобы его никто не обижал". Я спрашиваю: "А ты сам придешь?" А он: "Да нет, куда я уже пойду". Но все-таки пришел.

И Гарику Голубенко тоже я сообщил, встретив его возле тогда еще существовавшего магазина социалистической литературы "Дружба". Он тогда надо мной посмеялся. Говорит: "Ты сумасшедший, такого быть не может. Это на месяц, пока все засветятся. А потом всех возьмут за одно место, и закончится КВН". А в команде Гарик появился позже.

Но самая неожиданная версия поступила по телефону из Израиля. Несколько лет назад мне позвонил один из давно уехавших "джентльменов" и рассказал, что только что по их русскоязычному телеканалу давал интервью Олег Филимонов и озвучил следующую версию. Оказывается, это его вызвали в партком университета и поручили собрать команду и за ней присматривать. Насколько правдоподобна эта версия, анализировать не стану, но точно знаю, что в команде "Джентльменов ОГУ" была своя партячейка: Олег Филимонов, Яша Левинзон и Игорь Лосинский, больше известный, как сэр Председатель. А вот чтобы эта ячейка хоть раз была "руководящей и направляющей силой", что-то не припомню.

Прекрасно помню первое заседание будущей команды - 1 мая в приемной ректора ОГУ, где Игорь Шевченко дежурил на праздники по университету. Снаружи шел ливень, и под этим дождем поливальные машины вовсю смывали с тротуаров и мостовых радиоактивную пыль взорвавшегося четыре дня назад Чернобыля.

Обсуждалось, в какой маске выходить. Помню, какие ожесточенные споры вызвало предложение - не помню уже кого - выйти джентльменами. Нам тогда казалось, что исконно английские слова "club" и "gentleman" - это почти синонимы, и до такой идеи додумается не одна команда. Всерьез обсуждались альтернативные варианты, например, выйти ОГУродниками, чтобы насаждать разумное, доброе, вечное. И подать, соответственно, не заявку на УЧАСТИЕ, а заявку на УЧАСТОК, который мы собирались застолбить на ЦТ.

И это был не единственный обсуждаемый вариант и не единственная версия возникновения "джентльменов". Если бы удалось собрать в одном месте всех, создававших команду "джентльменов", мог бы получиться прелюбопытнейший диалог.

Например, такой.

- О чем ты говоришь, - это Ян Гельман. - Идея выйти джентльменами возникла не в приемной ректора, а в одной из комнат большой коммунальной квартиры на Ланжероновской, которая принадлежала какому-то незнакомому мне тогда человеку. Были хозяин, я, Шева, молодые физики Женя Каминский, Толя Контуш, Женя Хаит, а потом подошел Хаит-старший. Славика не было, да и тебя я что-то не припомню.

- Почему не было? Были и Славик, и Остуля, - заявлял хозяин квартиры Валя Булгак. - Собирались у меня на Ласточкина, 26, в квартире номер 3. Тогда 96-я была занята (в 96-й аудитории главного корпуса ОГУ был комитет комсомола физфака, где воплощались в жизнь сокровенные планы Дней физфака, факультетских КВНов, заседаний клуба юмора "Гамильтониан" и многое другое - Авт.), а вам нужно было срочно где-то собраться, и я предложил свою хату. Прекрасно помню, как вы все ругались. И какие абсурдные идеи обсуждались. Например, кто-то на полном серьезе предложил, чтобы на сцене шло партсобрание, и по очереди должны были выступать один идиот, потом второй идиот, затем третий. И тут Славик Пелишенко из угла сказал: "Вы понимаете, уважаемые собравшиеся, мы выйдем на телевидение в первый раз. Так вот, я предпочитаю выйти в первый раз джентльменом, а не идиотом". Так что в тот момент идея джентльменов уже была. А вот кто ее высказал, я не помню.

- Ее высказал я, - это снова Ян Гельман. - Правда, я имел в виду несколько других "джентльменов". Я хотел, чтобы это были веселые нищие - Дулитлы. Вроде джентльмены, но не совсем. И выходная мелодия предполагалась другая - "Если повезет чуть-чуть".

- А мне говорили, что джентльмены были еще до "джентльменов". На физфаке, - вставляет свои 20 копеек Слава Пелишенко. - Не знаю, правда это или нет.

- Что значит, "не знаю", - не выдерживает автор этих строк. - На физфаке еще с нашего второго курса существовал клуб сатиры и юмора "Гамильтониан". Придумал его Витя Салтыков, который сейчас работает лесником где-то на Кавказе. Потом его знамя подхватили мы, а затем будущие поколения физфаковцев. И именно они, а конкретно Толя Контуш, Женя Каминский, Юра Сычев и Вадик Царев, придумали новую форму начала заседания, которая стала традиционной. Звучали фанфары, выходили два джентльмена - сэр Джордж и сэр Чарльз - и вели светскую беседу на актуальные темы с английским уклоном. Непременными персонажами этих обсуждений были сэр Гамильтон и его жена. А заканчивалась эта 5-7-минутная прелюдия тем, что вызывали сэра Президента клуба, он произносил специально написанный монолог и открывал заседание.

- Если ты помнишь, - это опять Слава Пелишенко, - у нас в команде был принцип: те, кто придумывает шутки, и говорят их со сцены. К тебе это не относилось, поскольку ты никогда не умел говорить со сцены. Да и других особых актеров среди авторов не наблюдалось. А эта форма позволяла, надев шарфик и взяв в руки трубку, быть артистом в каком-то образе, не слишком в этот образ углубляясь. И говорить некие изящно построенные джентльменские шутки. Кроме того, форма неторопливой светской беседы: "Скажите, сэр...", "Не кажется ли вам, джентльмены...", "Разрешите, на этот вопрос отвечу я..." позволяла абсолютно точно выстроить шутку и добиться максимального эффекта.

- Да-да, помню, я бывал на заседаниях "Гамильтониана", и меня порадовал тот изящный юмор, который там демонстрировался, - это Валерий Хаит. - И когда кто-то высказал идею джентльменов, не помню кто, может, и Ян Гельман, я ее горячо одобрил. Потому что в ней было то, что для меня было всегда важно в выступлениях одесских команд, - сочетание интеллигентности, качественного юмора и элегантности.

- Минуточку, - это Ян Гельман, - а не ты ли вовсю лоббировал свою идею выйти бюрократами, в шляпах и с портфелями? Ты еще говорил: сейчас перестройка, Горбачев критикует бюрократов, и это будет очень актуально. И еще, когда команда тебя не поддержала, ты грозился уйти. Но не ушел.

- Да ладно, не ссорьтесь, - пытаюсь я успокоить страсти. - Помню, что до мелодии Дашкевича из "Шерлока Холмса" додумались все сразу, а вот белые шарфики в качестве антуража, точно помню, предложил я.

- Ты?!!! - раздается возмущенный хор голосов из разных концов земного шарика. - Шарфики придумал я! я! я!..

У дотошного читателя, запутавшегося во всех этих деталях, наверняка уже давно назрел вопрос: так как же это все было на самом деле? А вот так и было! Именно так, как помнит каждый из участников этих далеких событий...

Сергей ОСТАШКО.

На фото:

- автор статьи в качестве зрителя;

- репетируется приветствие.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.