Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 14 (1308)
15.04.2016
НОВОСТИ
Актуальная тема
Правопорядок
Острая тема
Проблемы и решения
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 14 (1308), 15.04.2016

САМОУПРАВЛЯЕМ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ

В развитых странах общество держится на местном самоуправлении. Без него нет и не будет серьёзных достижений ни в экономике, ни в социуме. Такой принцип исповедует Евросоюз, предлагая модель административного управления, где люди сами решают, как им лучше жить. Польская трансформация системы управления на местном уровне доказала эффективность такого подхода. Потому в Украине весьма полезно использовать опыт поляков.

Хозяева своей судьбы


В 1990-х годах Польше пришлось пройти примерно такой же путь, какой сегодня проходит Украина; а именно - провести европейского формата реформы в политической, экономической и административной сферах. Результаты очевидны: местное самоуправление в Польше реально строится на том, что жители административных единиц, населенных пунктов сами решают, что именно им нужно и какие для этого следует принять меры. Другое дело, что, как отмечает профессор Элла Либанова, "всегда и везде существует определенный контроль над принятием решений, их соответствием национальному законодательству, бюджету и т. п. со стороны центральной власти".

Согласно административному устройству Республика Польша разделена на 16 воеводств (аналогия с нашими областями), 379 повятов (районов) и 2478 гмин (громад). Все эти уровни независимы друг от друга финансово и действуют по принципу субсидиарности. Согласно этому принципу социальные проблемы должны решаться "на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на котором их разрешение возможно и эффективно".

- За решение определенной задачи отвечает только гмина, только повят, только воеводство, - объяснил действующую систему шеф канцелярии Сеймику Варминско-Мазурского воеводства Виктор Марк Лейк. - Задача должна быть решена на том уровне самоуправления, который ближе всех к жителям. Так, гмины отвечают за начальную школу, поликлиники и местные дороги. Повяты - за гимназии и вузы, больницы, дороги между городами и селами. А уже воеводства обеспечивают функционирование национальных вузов, магистралей государственного значения и спецбольниц. Большая часть задач приходится на гмину. Ее власти не подчиняются повяту и воеводству и имеют собственный бюджет. Центральная власть не может вмешиваться в действия муниципальной, за исключением ситуаций, строго прописанных в законе.

Свобода стимулирует развитие

Как действует эта система, мы увидели на примере административной единицы Конопница, куда входят несколько сел, в которых проживают 12 тысяч человек. Бюджет гмины составляет около 32 миллионов злотых (примерно 8 миллионов евро). Главная задача гмины - обеспечить условия для жизни, предпринимательства и развития.

Мирослав Жидек уже три каденции избирается войтом (председатель сельсовета). Ранее работал в страховой компании, юристом, был депутатом. За время его правления гминой осуществлен ряд проектов по благоустройству. Многие из них финансируются Евросоюзом.

- Главное - это понимать, что нужно людям и быть всегда в курсе происходящего, - объясняет успешность работы гмины Мирослав Жидек. - Наши предприниматели имеют возможность создавать свой бизнес. И мы поддерживаем их. К примеру, несколько лет назад красная смородина в Польше не пользовалась спросом. Никто ее не хотел собирать. Пока один из наших предпринимателей не организовал переработку и не начал сок из смородины поставлять в Европу. Теперь наша смородина стала очень востребованной.

И таких примеров немало.

Граждане Конопницы являются хозяевами своей земли, устраивая жизнь на территории так, как считают нужным. Жители, к примеру, создают добровольные пожарные дружины (которых уже 12). Год назад молодежь собрала подписи под петицией о строительстве скайпарка. Проект был вынесен на обсуждение. Но на собрании жителей решили вместо этого создать центр развития. Так в селе появились админздание, стадион и центр творческой деятельности, где жители имеют возможность заниматься в кружках народных ремесел и проявлять свои таланты в собственном "Театре теней".

Реализовывать эти проекты помогает Евросоюз. Так, сейчас в гмине осуществляется проект установки солнечных батарей в 850 домах. 85 % финансируется из европейского фонда. 1 % дает гмина и 14 % - владелец дома (около 1000 злотых на семью - сумма вполне посильная).


Современные технологии внедряются и в образовании. Сельская гимназия, в которой мы побывали, практически ничем не отличается от городской. Все классы оборудованы интерактивными досками, ведется электронный журнал. А все ученики класса начальной школы получили по личному ноутбуку.

Даже на таком примере мы видим, как с помощью эффективного местного управления в Польше удалось значительно повысить уровень жизни.

Начало перемен


В Украине административная реформа только набирает ход. Постепенно создаются громады, которые объединяют села и поселки по примеру польских гмин. Серьезные подвижки происходят и в системе региональной власти: многие подразделения реорганизованы, а их кадровый состав изменился более чем наполовину.

- В Одесской области создано 159 объединенных громад, - рассказал председатель Всеукраинской Ассоциации содействия самоуправления населения Андрей Крупник. - Согласно утвержденной Кабмином Украины методике формирования дееспособных громад они подготовили перспективные планы своего развития и получат субвенции на формирование инфраструктуры.

Средства распределены между объединенными громадами в соответствии с их площадью и численностью населения. Так, на Одесскую область выделят около 63,2 млн грн. Больше всех получит Балтская объединенная территориальная громада - 19,6 млн грн. Затем идет Великомихайловская громада (10,8 млн грн), далее - Красносельская громада (9,5 млн грн).

- Наша задача, - продолжает А. Крупник, - оказать методическую помощь как объединенным громадам в процессе их становления и развития, так и тем, кто только собирается предпринимать этот шаг. Мы создали и поддерживаем работу десяти региональных ресурсных центров по развитию местной демократии (в Киеве, Днепропетровске, Львове, Луцке, Николаеве, Одессе, Ровно, Херсоне, Черновцах). Эти центры не только помогают людям самоорганизоваться, но и активно сотрудничают с органами местной власти, добиваясь от них более качественного выполнения социальных функций.

Общаясь с жителями сел и поселков, активисты Ассоциации подчеркивают, что кому, как не им самим, решать, как благоустраивать свои города, села и поселки. Когда общественность возьмет в свои руки управление громадой, люди почувствуют свою силу, станут настоящими хозяевами своей жизни, тогда и будет результат. Сейчас самое время начинать работу, ибо благодаря помощи Евросоюза и средствам от налогов, которые остаются в местных бюджетах, можно благоустроить свой населенный пункт, задумав и осуществив важные проекты.

Но для этого нужно выбрать то руководство, которое будет работать на благо громады. Поэтому каждый житель громады несет ответственность за общие решения.

А эффективность общих действий показывает "Индикатор состоятельности громад", который высчитывается по информации, предоставленной городскими, сельскими и поселковыми советами о результатах своей деятельности. От такого рейтинга зависит доверие грантодателя к проектантам.

Гранты в помощь

Грантовая поддержка Евросоюза исключительно важна, особенно на этапе становления. Это, в частности, видно на опыте реформирования Люблинского воеводства, которое в начале 1990-х считалось беднейшим в стране, но благодаря привлечению европейских денег для реализации проектов вышло в число преуспевающих.


- Основа философии Евросоюза - развитие регионов, выравнивание цивилизованного уровня государства, - рассказывает советник люблинского мэра Павел Прокоп, который возглавляет Фонд менеджерских инициатив. - Поэтому Евросоюз предоставляет финансирование прежде всего отстающим районам, чтобы выравнять развитие территории. Сегодня европейские средства составляют 16 % бюджета нашего города. Благодаря финансовой поддержке ЕС мы уже реализовали многие десятки проектов на сумму 350 млн евро.

В частности, как рассказали нам в Люблинской мэрии, при помощи Евросоюза в городе были построены аэропорт и стадион, объездная дорога, закуплены новые троллейбусы, реставрирован театр, созданы Институт информатики и Центр новых технологий сельскохозяйственной инженерии, повсеместно внедрены информационные технологии для обеспечения прозрачности действий местной власти.

Польский опыт тем более ценен, что в Украине только начинают осваивать деньги Евросоюза, направленные на развитие громад. И во главе угла тут, конечно, инициатива граждан. Одесса в этом плане - среди лидеров.

Здесь уже не первый год активно действуют органы самоорганизации населения (ОСН). Их уже столько, что при горсовете создано единственное в своем роде Управление по вопросам взаимодействия с ОСН. Все большее количество одесситов осознают, что надо объединяться, чтобы изменить к лучшему ситуацию в своем микрорайоне.

ОСНова самоуправления

В микрорайоне "Юго-Западный массив" несколько активистов создали "Общественный центр социальной взаимопомощи", где особую заботу проявляют о ветеранах. ОСН "Марсельский" считается примером реализации предоставления жителям микрорайона жилищно-коммунальных услуг посредством создания управляющей компании, которая повысила не тарифы на коммуналку, а качество обслуживания. Примеры благоустройства территории демонстрируют ОСНы "Балтский", "Дмитриевка", "Чубаевка" и другие. Усилиями жителей активистов создается ОСН в Приморском районе.

- Активность одесситов в последнее время значительно повысилась, - отмечает начальник Управления по вопросам взаимодействия с органами самоорганизации населения горсовета Олег Загрийчук. - В прошлом году были созданы пять новых ОСН. А общее их количество достигло 42. Это значит, что люди хотят сами управлять своей жизнью.

Андрей Крупник считает, что в условиях реформы местного самоуправления и расширения прав территориальных громад - при явной нехватке бюджетных ресурсов для латания всех "дыр" - необходимо активнее использовать внутренние ресурсы местных сообществ, объединяя их на уровне домов, общежитий, кварталов, микрорайонов и привлекая европейские гранты.

Путь этот, прямо скажем, непростой, ибо чиновники не хотят терять такую "кормушку", как ЖЭКи, но в наших условиях единственно реальный для того, чтобы жить в нормальных бытовых условиях.

- В 2008 году мы решили стать владельцами своего десятиэтажного дома, - рассказывает директор ОСМД (объединение совладельцев многоквартирных домов) Нина Гура. - Здание находилось в ужасном состоянии, домовые сети, крыша требовали ремонта. Власти обещали нам произвести капремонт, перед тем как мы возьмем дом в управление. Так было положено по закону, но обещания так и остались обещаниями. Мы не стали ждать, когда дом начнет рушиться. Своими силами поменяли систему водоснабжения, отремонтировали крышу. Большие сложности были с оформлением документов: до сих пор мы не можем оформить земельный участок под дом. Возникают трудности и с проведением собраний, не можем пока еще искоренить такое явление как неплатежи, тем более, что нет механизма, чтобы заставить должника платить. Но в то же время мы считаем, что нам удалось главное: мы платим только за те услуги, которые реально получаем.

Законы плюс инициатива

Немало проблем при реформировании административной системы на местном уровне обусловлено несовершенством украинского законодательства. Ассоциация содействия самоуправления населения работает над лоббированием принятия Верховной Радой в первом чтении двух разработанных экспертами законопроектов, которые крайне необходимы при децентрализации власти: "Об органах самоорганизации населения" (в новой редакции) - рег. № 2466 и "Об общих собраниях (конференциях) членов территориальных громад по месту жительства" - № 2467.

Так что процесс административного реформирования в Украине запущен и набирает обороты. Наша страна, как и Польша в свое время, ищет свой путь развития. С этим согласны и польские эксперты.

- В свое время мы тоже собирали опыт по всему миру, - говорит Павел Прокоп. - И создали систему, которая нам больше подходит. Но любая система не является совершенной. Потому нужно иметь гибкое законодательство, которое позволяет оперативно реагировать на новые ситуации, принимать правильные решения. Ну и, конечно, крайне важна инициатива граждан, которые хотят жить в цивилизованной европейской стране.

Александр ГАЛЯС, Инна ИЩУК.

На фото И. ИЩУК:

- Виктор Марк Лейк,

- школа в Конопницы,

- Андрей Крупник,

- Павел Прокоп.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.