Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 16 (1261)
30.04.2015
НОВОСТИ
События
Память
Правопорядок
Репортеры надежды
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Новые имена
Благотворительность
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 16 (1261), 30.04.2015

ВОЗДУШНЫЕ РАЗВЕДЧИКИ В НЕБЕ ВОЙНЫ

История 5-й воздушной армии тесно связана с нашим городом. Здесь она дислоцировалась после окончания военных действий. Авиационные части армии первоначально располагались на аэродроме Одесского аэропорта и на испытательном поле авиаремонтного предприятия, которое одесситы знают как "Школьный аэродром". Штаб находился на улице Ленинградской. В апреле 1980 года была переименована в ВВС Одесского военного округа. В мае 1988 года армии снова вернули наименование 5-я воздушная. В январе 1992 года армия вошла в состав Украинских ВВС. Поэтому многие ветераны армии по праву считают себя одесситами.

Этот очерк посвящен славному боевому пути, который 5-я воздушная прошла от Северного Кавказа до берегов Дона и от Воронежа до Праги. 111 летчикам, которые воевали в ее составе, было присвоено звание Героя Советского Союза. 16 из них стали дважды Героями, в том числе Георгий Береговой, впоследствии лётчик-космонавт СССР. А лётчикам И. Н. Кожедубу и А. И. Покрышкину такое звание было присвоено трижды.


5-я воздушная армия была создана в период сложной боевой обстановки лета второго года войны. В приказе наркома обороны СССР от 3 июня 1942 года указывалось: "В целях наращивания ударной силы авиации и успешного применения массированных ударов объединить авиасилы Северо-Кавказского фронта в единую воздушную армию, присвоив ей наименование 5-й воздушной армии".

Особое значение во вновь созданной армии придавалось разведке. Дело в том, что только авиация могла вести масштабную и оперативную разведку в зонах действия общевойсковых армий и фронтов. То, что в наше время уже привычно и незаметно делают спутники, в годы войны с риском для жизни делали военные лётчики и наземные аэрофотослужбы. В дальнейшем создание специальных подразделений аэрофоторазведки полностью себя оправдало и во многом обусловило успешность действий армии как в обороне, так и в наступательных операциях на завершающем этапе войны.

Чаще всего самолёты-фотографы отправлялись на задание парами под прикрытием боевого охранения, состоявшего из истребителей. По возвращении разведчиков отснятые материалы немедленно передавались в специальное подразделение аэрофотослужбы, которое базировалось тут же, на аэродроме. Здесь кассеты, снятые с авиафотоаппаратов, перезаряжались для повторной установки, а отснятая плёнка подвергалась оперативной обработке. Для этого в мобильных фотолабораториях были созданы все условия: набор необходимых реактивов, фотоматериалы, специальная техника. Подбирались и специалисты соответствующего профиля. Это были красноармейцы, которые ещё до войны работали фотографами в фотоателье и киностудиях. Были среди них и одесситы.

После успешных операций на Северном Кавказе при взаимодействии с Черноморской группой войск, которой командовал генерал-лейтенант И. Е. Петров (тот самый, который прославился при обороне Одессы и Севастополя), 5-я воздушная армия, выполнив свою задачу, в июле 1943 года была переброшена Ставкой Верховного Главнокомандующего на Степной фронт. Цель - поддержка Курской оборонительной, а потом и наступательной операции.

Только за период с сентября 1943 года по январь 1944 года аэрофотослужбой были обработаны 151 аэрофотофильм, 573 наземных фотонегативов, 146 репродукционных негативов, составлена 171 фотосхема. В дни напряжённой боевой работы по обеспечению Степного фронта обрабатывалось по 18 фильмов в сутки. С учётом того, что на обработку одного фильма (плёнки) требовалось около двух часов, понятно, что речь шла о почти круглосуточной напряжённой боевой работе.


Наступали горячие дни подготовки к Белгородско-Харьковской наступательной операции. Армейская аэрофоторазведка велась непрерывно. Главным результатом были многометровые планшеты или альбомы, отображавшие все подробности театра военных действий. Особая роль отводилась дешифровщикам. Требовался большой опыт и даже искусство, чтобы в безобидной копне соломы опознать скрытое самоходное орудие, а в двух неприметных точках с белым пятнышком между ними - санитаров с носилками. От правильной и достоверной дешифровки часто зависел успех войсковой операции.

На рассвете 3 августа 1943 года Белгородско-Харьковская операция началась, а 5 августа Белгород был очищен от врага. В Москве это событие впервые ознаменовалось салютом. В дальнейшем такие салюты в честь побед стали традицией. Упорные бои продолжались. 23 августа был освобожден Харьков.

Дальнейший боевой путь 5-й воздушной армии связан со 2-м Украинским фронтом. Решением Ставки 10 октября 1943 года Степной фронт был переименован во 2-й Украинский фронт. Разворачивалась подготовка к битве за Днепр. Пригодился и накопленный опыт ведения воздушной разведки. По требованию командующего армией разведка теперь велась в активном режиме. Одновременно с аэрофотосъёмкой совершались удары по обнаруженным целям. Фотосъёмка позволяла определить эффективность этих ударов.

Всего в битве за Днепр 5-я воздушная армия произвела около 18 тысяч боевых вылетов, уничтожила 456 танков, 3097 автомашин, 228 артиллерийских батарей, 119 складов с боеприпасами, сбила 716 вражеских самолётов в воздухе и ещё 58 самолётов были уничтожены на аэродромах. Так был открыт путь в направлении Кировограда и Корсунь-Шевченковского.

Корсунь-Шевченковская операция показала высокую эффективность боевого взаимодействия авиации и аэрофоторазведки. Об эффективности действий нашей авиации в период Корсунь-Шевченковской операции свидетельствует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 04.02 1944 г. о присвоении звания Героя Советского Союза тринадцати лётчикам, в том числе и Ивану Кожедубу, впоследствии трижды Герою, воевавшему в составе 5-й воздушной армии. А на следующий день, 5 февраля, приказом Верховного Главнокомандующего за боевые отличия, стойкость и массовый героизм 19 подразделений 5-й воздушной армии были преобразованы в гвардейские. В результате войска 2-го Украинского фронта вместе с частями и соединениями 5-й воздушной армии к концу марта 1944 года вышли к реке Прут.

Теперь главной задачей было овладеть Румынией как важнейшим плацдармом на Балканах, обезвредить ближайшего сателлита гитлеровской Германии. В ставке началась разработка Ясско-Кишинёвской операции. Непрерывно велась воздушная разведка. Экипажи 511-го отдельного разведывательного авиаполка, 82-го и других авиаполков произвели фотографирование свыше ста тысяч квадратных километров площади, на которой базировались вражеские войска. Была вскрыта вся система обороны противника, его наземные группировки, авиационные базы.

Ясско-Кишинёвская операция началась утром 20 августа 1944 года. После мощной артиллерийской подготовки войска 2-го Украинского фронта при поддержке авиации 5-й воздушной армии перешли в наступление. В воздух поднялись 200 штурмовиков Ил-2, за ними ещё две волны бомбардировщиков. Огромная сила концентрированного удара артиллерии, авиации, танков потрясла всю систему вражеской обороны. Уже к исходу 21 августа оборона противника была полностью сокрушена.

24 августа румынская армия прекратила сопротивление, Румыния вышла из войны на стороне фашистского блока и уже 25 августа начала боевые действия против немецко-фашистских войск.

Теперь перед 2-м Украинским фронтом была Венгрия - последний союзник Германии.

Направлением главного удара был определён город Дебрецен. Наступательная операция началась утром 6 октября 1944 года. Потребовалось две недели тяжелейших боёв, прежде чем войска, поддержанные авиацией, овладели Дебреценом.

На очереди была Будапештская операция. Утром 29 октября штурмовые авиакорпуса 5-й воздушной армии нанесли первые удары по объектам вражеской обороны в Кечкеметско-Будапештском направлении. Но не только наступательными действиями отличался этот период. Приходилось отражать яростные контратаки врага, охранять уже занятые советскими войсками Кечкемет, Лайошмиже, Тертель и другие города. Всего за ноябрь лётчики 5-й воздушной армии совершили 7667 самолёто-вылетов. К 5 декабря был обеспечен выход к Дунаю и его форсирование на подступах к Будапешту.

Более трёх месяцев продолжались кровопролитные бои за Будапешт, и только 13 февраля 1945 года 188-тысячная группировка противника была уничтожена. Немалые потери понесли и наши войска. Но и опыт, накопленный в этих боях, был неоценим. Это потом сказалось в наступательных операциях на заключительном этапе войны.

Советское правительство высоко оценило боевые подвиги авиаторов. За мужество и отвагу, проявленные в боях за Дебрецен, Сегед, Будапешт, звание Героя Советского Союза было присвоено двенадцати лётчикам и штурманам. Позже всему личному составу, принимавшему непосредственное участие в боях за Будапешт, были вручены медали "За взятие Будапешта".

С 17 марта ударные силы 2-го Украинского фронта начали сосредотачиваться на Венском направлении. Венская наступательная операция имела целью овладение столицей Австрии. В эти дни лётчики 5-й воздушной армии совершали до 1000 самолёто-вылетов в день. Вена была взята 13 апреля. К наградам наших героев добавилась медаль "За взятие Вены".

Наступление теперь развивалось на территории Чехословакии. Ставка требовала максимально сохранить мирные объекты. Воздушная разведка должна была обеспечить выполнение этой задачи. Так, операторы аэрофоторазведки подготовили карту с последними данными района города Брно. В результате бомбить сам город не пришлось. Он был взят обходным маневром. Максимально были сохранены его промышленные и культурные объекты. К исходу 26 апреля город был полностью очищен от противника, и уже через несколько дней началась Пражская наступательная операция.

Войска четырёх Украинских фронтов готовились к решительному удару по врагу. Координация действий воздушных сил производилась с аэродрома в городе Трнава. Только 7 мая лётчики 5-й воздушной армии выполнили 1588 боевых самолёто-вылетов. Уже был подписан 9 мая акт о капитуляции Германии, а у лётчиков продолжалась боевая работа. И лишь 10 мая для авиаторов и разведчиков 5-й воздушной армии началась мирная жизнь.

Теперь их ждала Одесса...

Виктор СТАМБОЛЦЯН.

На фото:

- Командный состав 13-й отдельной роты аэрослужбы 5-й ВА.

- Боевой вылет на разведку.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.