Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 35 (1181)
20.09.2013
НОВОСТИ
События
Культура
Море
Вперед - в прошлое!
Спрашивайте - отвечаем
Здоровье
Дела и люди
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 35 (1181), 20.09.2013

ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ

Это старомодное (по нынешним понятиям) определение тем не менее очень точно подходит народному артисту Украины Михаилу Бакальчуку, которому исполнилось 75 лет.

С ЧЕГО НАЧИНАЛОСЬ

Артистическая профессия Михаила Бакальчука - конферансье. Понятие сие молодому поколению точно незнакомо, да и среднее почти наверняка подзабыло. Между тем на эстраде ХХ века (как минимум, трех его четвертей) фигура конферансье была из числа определяющих; от артистов этого жанра во многом зависел успех или неуспех концерта.

Из Википедии. Конферансье (от фр. conferencier - докладчик) - эстрадный артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. Задача конферансье - связать выступления различных артистов в единое действо.

История этого жанра на пространстве бывшего СССР по-своему уникальна. Ибо от его возникновения до фактического исчезновения прошло менее ста лет.

А началось все в 1908 году, когда в одном из московских богемных подвальчиков вышел на крохотную эстраду небольшого роста толстый человечек, вопреки тогдашнему театральному обыкновению совсем незагримированный, в самом обычном житейском костюме, и принялся разговаривать со зрителями, остря и по ходу дела отвечая на их реплики. В то время такое поведение казалось ошеломляюще новым, и очень скоро этот толстый смешной человечек - актёр Художественного театра Никита Балиев - приобрел нешуточную популярность. Не имея собственных определений того, чем занимался Балиев, критики назвали его красивым иноземным словом - "конферансье", которое и дожило благополучно до восьмидесятых годов прошлого века.

А потом конферансье начали вымирать, как мамонты. Сперва ушли корифеи - Смирнов-Сокольский, Менделевич, Гибшман, Алексеев, с их уходом поблек шарм профессии. Появилось безликое и скучное (зато "отечественного происхождения") определение - ведущий, но большинство ведущих оказывались попросту "объявлялами". Впрочем, в концертах, которые с 1970-х, с начала победного воцарения на советской эстраде вокально- инструментальных ансамблей, состояли по большей части из одних только песен, никакого конферанса и не требовалось. Объявить названия и авторов песен мог любой из членов группы, даже если он не выговаривал половину букв русского алфавита. Верными жанру конферанса оставались единицы. Одним из них был одессит Михаил Бакальчук.

"И ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ МОИХ..."

Если попросить Михаила Ильича вспомнить, почему он выбрал именно этот жанр, он почти наверняка расскажет о военном госпитале, где пришлось ему дневать и ночевать, когда семья жила в эвакуации. Среди раненых много было таких, кто оставил дома детей, и забавный четырехлетний карапуз поневоле вызывал у них горькие мысли о своих - таких же забавных, смешливых, но очень и очень далеких. Миша ухватил это детским инстинктом; ему все время хотелось сделать что-то хорошее для этих взрослых дядей, у которых почему-то при его появлении странно увлажнялись глаза и теплел голос. Но что мог сделать мальчуган? Он все-таки придумал: притащил табурет, залез на него и начал читать все стихи, которые только успел выучить. Может быть, никогда больше за всю свою долгую артистическую жизнь не имел Михаил Бакальчук такого благодарного и отзывчивого зрителя. А сахар и хлеб, что перепадали ему в качестве гонорара, были самой щедрой платой. Теперь можно с уверенностью сказать, что именно тогда, в военном госпитале, и определилась его судьба...

Своим первым творческим наставником Михаил Ильич считает Генриха Пинского, одного из когорты легендарных одесских конферансье 1920-х годов. Так что молодой артист получал уроки эстрадного мастерства, можно сказать, "из первых рук", и если применимы в искусстве родственные категории, то его с полным правом можно назвать творческим "сыном" первого поколения отечественных конферансье.

А еще практические уроки он получал на концертах, которые вел тогдашний одесский корифей жанра - Аркадий Астахов.

Из воспоминаний Михаила Бакальчука: "Когда я впервые увидел Аркадия Астахова на эстраде, уже не помню. Но абсолютно точно я помню свое первое впечатление от этого мастера: он вел программу так, что ничем себя не выделял, не выпячивал, а стремился как можно эффектнее и "вкуснее" подать выступавшего артиста. Это и есть "высший пилотаж" в искусстве ведения концерта, к чему я стремился всю свою последующую творческую жизнь. Много лет спустя мне довелось участвовать в большом сборном концерте. После его окончания ко мне подошел один из устроителей и сказал:

- Когда вы вышли на сцену, сразу почувствовалось, что появился хозяин.

Это было для меня самым большим комплиментом".

М. Бакальчуку повезло не только с учителями, но и со Временем. Ведь в ту пору, когда он начинал свой творческий путь, в Одессе будоражил зрителей своими острыми и забавными спектаклями студенческий театр "Парнас-2", ставший стартовой площадкой для многих будущих мастеров, включая М. Жванецкого, Р. Карцева и В. Ильченко. Ширилось в вузах и научных институтах движение КВН, которое выплеснуло незабываемую команду "трубочистов". Собирали полные залы концерты молодежного эстрадного оркестра под руководством Евгения Болотинского...

С этим коллективом и свела судьба молодого конферансье Михаила Бакальчука. Здесь он набирался опыта, чтобы потом вести концерты с участием тогдашних, выражаясь нынешним языком, "суперзвезд". Легендарная Клавдия Ивановна Шульженко и не менее легендарная Лолита Торрес, навечно оставшийся "глазами напротив" Валерий Ободзинский и сладкоголосый Яак Йоала, некогда безумно у нас популярный, а ныне фактически забытый Джордже Марьянович, и Иосиф Кобзон, который никогда не даст о себе забыть... Сколько прекрасных артистов представлял зрителям за свою долгую карьеру конферансье Михаил Бакальчук! А добавьте сюда вовсе не знаменитых, но достойных мастеров оперы, музыкального и драматического театров, оригинального жанра, плюс детские коллективы и начинающих исполнителей... Как настоящий профессионал М. Бакальчук с равной степенью ответственности проводил и гастроли "суперзвезд", и шефские концерты в воинских частях, и программы на сельских стадионах.

"ХОЗЯИН ВЕЧЕРА"

М. Бакальчук умеет конферировать еще и потому, что любит это дело. Ему дорого определение, которое дал конферансье один из зачинателей жанра А. Г. Алексеев: "хозяин вечера". В самом деле, в "те благословенные времена", когда никакая программа не могла обойтись без ведущего, конферансье первым выходил на встречу с публикой и последним покидал сцену. Как радушный хлебосол он угощал зрителей лучшими "блюдами" - номерами программы, выстраивая их так, чтобы интерес публики рос по нарастающей. Работа эта хлопотная и, чего греха таить, не самая благодарная: зритель ведь приходил прежде всего для встречи с артистами, потому и усилия конферансье воспринимались как должное: ты хозяин, ты и доставляй нам удовольствие. Парадокс профессии заключается в том, что чем выше мастерство конферансье, чем лучше он ведет концерт, тем менее заметны его усилия, тем полнее он растворяется в общей программе.

Из беседы с Михаилом Бакальчуком: "Считается, что спортивный комментатор не должен болеть ни за одну из играющих команд. В конферансе - по-другому. Я обязан "болеть абсолютно за всех артистов, участвующих в концерте. И еще одно важно помнить: конферансье категорически запрещено красоваться на сцене, демонстрируя, какой он умный и обаятельный. Когда канатоходец продвигается под куполом цирка по тоненькому тросу, он не улыбается всуе, потому что сосредоточен на главном: дойти. Так и я: всё время помню о своей главной задаче: концерт должен доставить удовольствие зрителю..."

Еще один парадокс этой профессии: чем дальше от "огней большого города", чем менее "престижна" площадка, тем больше была значима фигура конферансье и тем сильнее он ощущал зрительский отклик. Конечно, приятно было слышать аплодисменты столичных стадионов, но их не сравнить с тем чувством, которое возникало после выступления где-нибудь на БАМовской просеке. В столице или большом городе выйдут зрители после концерта и на следующий день забудут о нем, окунувшись в суету дел; а вот "в глуши" еще долго будут обсуждать все детали, смакуя наиболее запомнившиеся фразы и заставляя сокрушаться тех, кто не попал на концерт.


Однажды во время гастролей на Шпицбергене Михаил Ильич вышел днем пройтись по снегу и услышал, как идущие впереди молодые ребята-шахтеры перебрасываются какими-то удивительно знакомыми фразами. Прислушавшись, он обнаружил, что они рассказывают друг другу его вчерашний монолог. И так тепло стало посреди вечного снега...

НАРОДНЫЙ - В КАВЫЧКАХ И БЕЗ

Из сайта Одесской филармонии. "Михаил Бакальчук... Трудовую деятельность начал в 1960 году. Работал в Житомирской, Минской, Молдавской, Киргизской, Казахской государственных филармониях. После переезда в Одессу был приглашен в Одесскую филармонию в 1967 году. В 1989 г. было присвоено звание "Заслуженный артист Украины". В 1998 г. - "Народный артист Украины". В 1994 г. Михаил Бакальчук в составе группы артистов выезжал с концертами в горячие точки Афганистана. В 2003 году был награждён постановлением Министерства культуры Украины "Почетным знаком" за достижения в культуре и искусстве. За многолетнюю плодотворную творческую деятельность, значительный личный вклад в развитие эстрадного искусства награждён Почетным знаком отличия Одесского городского головы "Знак почета".

Званием "Народный артист Украины" сегодня мало кого удивишь. Официальные награды нынче сильно обесценены массовой их раздачей. Но есть иной критерий популярности и признания, который замечательно работает в случае с Михаилом Бакальчуком. Ибо стоит пройтись с ним по улице и увидеть, как радостно улыбаются, завидев его, идущие навстречу люди, чтобы стало понятно: М. Бакальчук действительно народный артист - в кавычках и без оных.

ИСТОРИИ ОТ МИХАИЛА БАКАЛЬЧУКА

За более чем полвека работы на эстраде в памяти нашего героя накопилось немало забавных эпизодов.

ПОЛСТАКАНА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАМЯТИ

Много лет назад я вел большую программу в Куйбышевском (ныне Самарском) Дворце спорта, где участвовали Клавдия Шульженко, Иосиф Кобзон, ансамбль "Красные маки" и другие известные мастера и коллективы.

Выступал там и прекрасный эстрадный дуэт Лев Миров и Марк Новицкий. От этих многоопытных мастеров я никак не ждал подвоха, но буквально за полчаса до начала концерта подошел ко мне Миров и стеснительно признался:

- Миша, я забыл текст. Что мне делать?

Стоит ли говорить, каким это было для меня неприятным сюрпризом, тем более, что выступление Мирова и Новицкого стояло в программе третьим номером. Нужно было что-то срочно придумать. И я придумал.

- Лев Борисович, давайте пройдем в буфет.

- Зачем? - удивился старик (Мирову было в ту пору уже много лет).

- Подумаем о том, что делать.

Пришли мы в буфет. Я заказал полстакана коньяка для Мирова, граммов двадцать пять для себя, и мы выпили.

- Ну как? - спросил я Льва Борисовича.

Он подумал и через минуту ответил:

- Миша, ты был прав. Я все вспомнил...

Выход Мирова и Новицкого в тот вечер, как всегда, имел большой успех.

ПОДСКАЗЫВАТЬ ПЛОХО НЕ ТОЛЬКО В ШКОЛЕ

Еще один концерт во Дворце спорта, на сей раз уже в Горьком (ныне - Нижний Новгород). Собралась потрясающая компания - от Шульженко до Градского. Я пришел на репетицию и попал как раз в тот момент, когда Клавдия Ивановна Шульженко начала репетировать с оркестром. Она пела свои знаменитые "Руки", которые исполняла до того, наверное, уже тысячу раз. И вдруг Клавдия Ивановна остановилась: она забыла текст. Оркестр остановился вслед за нею. Возникла длинная и тяжелая пауза: зная крутой нрав Шульженко, музыканты боялись ей что-либо говорить. Но я набрался нахальства:

- Позвольте, я напомню вам текст.

Клавдия Ивановна посмотрела на меня уничтожающе:

- Я знаю, что вы меня очень любите, но постараюсь вспомнить сама.

И через несколько секунд запела: "Руки, вы словно две большие птицы..." Было ей тогда уже хорошо за семьдесят.

(Примечание. Эта история, впервые обнародованная в нашей газете, перепечатана в сборнике, посвященном столетию великой певицы. Со ссылкой на первоисточник!)

КОМУ АПЛОДИРОВАЛ ЗАЛ?

Меня почему-то очень любят животные. Наверное, чувствуют, что я их люблю тоже. Однажды мы выступали в Польше, в маленьком военном городке. Концерт проходил на площади, где собрались почти все жители городка, кроме тех, кто находился на боевом дежурстве.

Концерт шел, как обычно. Вдруг, как раз во время моего выступления, буквально к моим ногам подошла потрепанная, обшарпанная, хромая собака, села напротив и начала внимательно слушать. Известно, что невозможно переиграть детей и животных. Каким замечательным мастером не был бы артист, но стоит появиться на сцене кошке или собаке, как внимание зрителей тут же переключается на животное. Так было и на сей раз. Зрители не столько слушали меня, сколько глядели на собаку и помирали со смеху. Я мужественно дочитал свой монолог до конца и объявил следующий номер.

И тут собака явно демонстративно повернулась и ушла.

Минут через двадцать я снова вышел на эстраду с монологом. И - что бы вы думали? - буквально тут же появилась та же собака, снова примостилась у моих ног и стала слушать. Тут уже зрители не выдержали: в зале стоял стон. Не знаю, кому в тот раз досталось больше аплодисментов - мне или псу?

Подготовил Александр ГАЛЯС.

На фото:

- в своем амплуа;

- артисты в гостях у производственников:
М. Бакальчук (второй слева),
А. Астахов, Р. Карцев (четвертый и пятый слева),
В. Ильченко (второй справа).

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.