Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 48 (1145)
21.12.2012
НОВОСТИ
События
Культура
Актуальная тема
День адвокатуры
Вперед - в прошлое!
Спрашивайте - отвечаем
Интернет
16-я полоса
Криминал
Спорт
Мяч в игре

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 48 (1145), 21.12.2012

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Недавно в Большом зале Одесской филармонии состоялось выступление заслуженного артиста России Александра Князева с нашим оркестром под руководством Хобарта Эрла. Концерты прошли на одном дыхании, солист и дирижер троекратно вызывались на сцену. Интересная и разнообразная программа в сочетании с эмоциональной и виртуозной игрой российского гостя и полнозвучием и выразительностью оркестра создали удивительную атмосферу. Александр Князев сотрудничает со многими именитыми музыкантами и оркестрами мира, он успешно выступает как виолончелист и органист, и именно его искусством игры на виолончели имели возможность насладиться одесские слушатели.

В первом отделении прозвучали концерт для виолончели с оркестром Антонина Дворжака и вариации на тему рококо П. И. Чайковского. Густое, бархатное вибрато и трели, бурное, эмоциональное исполнение, умиротворенность и задушевность лирических тем, определенность и эмоциональная насыщенность диалогов с оркестром нашли теплый отклик в душах слушателей.

Совершим небольшой экскурс в историю создания произведений.

Антонин Дворжак - чешский композитор XIX века, был коллегой и продолжателем дела Бедржиха Сметаны в формировании чешской национальной композиторской школы. Он рассматривал виолончель как инструмент сугубо оркестровый, так как, по его мнению, хорошо он звучит только в средних регистрах, "вверху он гнусавит, а внизу бурчит". С каким же блеском он опроверг собственное мнение в своем концерте! Как мастерски показал композитор выразительные возможности инструмента, которые так блистательно продемонстрировал Александр Князев. Виолончель не только интересно и разнообразно звучит как солирующий инструмент, но и "говорит" с оркестром не хуже скрипки или фортепиано. Йоганнес Брамс, немецкий композитор и современник Дворжака, ознакомившись с концертом, сказал: "Почему только я не знал, что виолончельный концерт можно так написать! Я бы давно написал бы его".

О сочинении "Вариаций на тему рококо" Чайковским сохранилось очень мало сведений. Произведение посвящено знаменитому виолончелисту В. Фитценхагену, профессору Московской консерватории, который и исполнил партию соло в день премьеры. Первое исполнение "Вариаций на тему рококо" состоялось в Третьем симфоническом собрании (так в XIX веке назывались в Москве концерты симфонической музыки) под управлением Николая Рубинштейна. Сам же автор находился в это время в Италии и не мог присутствовать в зрительном зале. 16 января 1893 года "Вариации на тему рококо" были исполнены в Одесском отделении РМО (Русского музыкального общества) под управлением самого Чайковского. В исполнении Александра Князева сама тема "рококо" звучит широко, распевно, как настоящая русская песня. Название это условное, так как стилю рококо, распространенному в Западной Европе в XVIII веке, присущ грациозный, безмятежный характер, с которым и перекликается главная тема "Вариаций". Но подражанием музыке той эпохи нельзя назвать это произведение, скорее, это переосмысление в духе нового времени через призму другой культуры, русской, которой чужды образы и темы рококо.

Во втором отделении Национальный симфонический оркестр исполнил Симфонию № 1 Йоганнеса Брамса. Композитор создавал ее с перерывами в течение 15 лет. Отрывки из первой части и тему альпийского наигрыша "С высоких гор, из глубоких долин приветствую тебя тысячекратно", который позднее использовал в финале симфонии, показывал он жене своего друга и учителя Роберта Шумана, блестящей знаменитой пианистке Кларе Шуман в 1860-е годы. Только много лет спустя смогла она прослушать симфонию полностью. Сочинение давалось композитору непросто, он страшился сравнения с Бетховеном, своим кумиром. К первому исполнению автор готовился особенно тщательно. Исполнена она была в маленьком городе Карлсруэ 4 ноября 1876 года. Симфония имела успех и исполнялась в таких крупных музыкальных центрах, как Мангейм, Мюнхен, Вена уже и под управлением автора. В первой симфонии проявился во всей своей красе и многообразии творческий стиль Брамса. Многое было унаследовано от творчества Бетховена. Не зря выдающийся дирижер Ганс фон Бюлов, ученик Ференца Листа, называл ее "десятой симфонией Бетховена". Вместе с тем музыке этого гениального творения свойственны черты романтизма: порывистые, страстные интонации сменяются созерцательными, "солнечными" лирическими темами. Все это ярко и выразительно отразил Национальный Одесский филармонический оркестр под управлением Хобарта Эрла. Восхищает слаженность оркестра, детально продуманная трактовка, динамические контрасты от тишайшего пианиссимо до мощнейшего фортиссимо. Поражает память Хобарта Эрла - он дирижировал симфонией без партитуры, наизусть.

Настроение после концерта остается приподнятым и радостным, как и должно быть при соприкосновении с прекрасным искусством классической музыки.

Яна НИКОЛАЕНКО,
студентка ОУМК
им. К. Ф. Данькевича.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

По вопросам приобретения книг звоните по тел.: 649-656, 649-660