Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 18 (1115)
18.05.2012
НОВОСТИ
Культура
Дела и люди
Вперед - в прошлое!
Спрашивайте - отвечаем
Проблемы
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 18 (1115), 18.05.2012

"МАТЧ" СМЕРТИ ДЛЯ ИСКУССТВА

После некоторых проволочек, носящих политико-юридический характер, на экраны украинских кинотеатров вышел российский фильм "Матч", в основе которого - культивируемая еще с военных времен легенда о поединке футболистов киевского "Динамо" и команды гитлеровских люфтваффе в оккупированной столице Украины. Согласно этой легенде наши спортсмены отказались проиграть оккупантам, за что и были расстреляны. В советскую версию истории Второй мировой войны этот поединок вошел как "матч смерти".

Но не случайно бытует в отечественном фольклоре шутка (в которой, как известно, только доля шутки) о том, что у нас невозможно предсказать не только будущее, но и прошлое. Так и здесь: за последние два десятилетия появились немалое количество статей и даже несколько книг, развенчивающих легенду о "матче смерти" на основе документов из отечественных и немецких архивов. Что, впрочем, не помешало авторам данной картины, проигнорировав исторические факты, вернуться к советской версии, полвека назад уже запечатленной в картине "Третий тайм". Хотя, конечно, новое время не могло не сказаться на новой версии старой легенды.

А новизна "Матча" (по сравнению хотя бы с тем же "Третьим таймом") заключается во включении в сюжетную схему "третьей силы". Если в советской версии наши спортсмены противостояли фашистам, то в версии российских кинематографистов в качестве врагов выведены и украинские националисты. Более того, им уделено куда больше внимания, чем фашистам, и выглядят они (за редчайшими исключениями) намного омерзительней, чем даже бойцы вермахта.

Это-то и стало причиной скандала, отодвинувшего сроки выхода картины на украинские киноэкраны.

Однако оставим пока что историко-политические мотивы и поговорим о художественной стороне скандального фильма. Ибо, как известно, скандал - дело приходящее, а истинное творчество вечно.

Скажу сразу, что в целом "Матч" производит впечатление. Фабула выстроена достаточно грамотно, авторы знают, где надо "пропедалировать" чувства, и не стесняются использовать отработанные приемы. А некоторые сцены (как исход евреев к Бабьему Яру) способны взволновать даже достаточно искушенного зрителя. Так что коммерческий успех картины с восьмимиллионным (в долларах, разумеется) бюджетом - кажется вполне реальным.

Чего не скажешь, увы, о художественном. Ибо в том, что касается не массовых сцен, а индивидуальных характеристик героев, режиссура демонстрирует откровенную слабость. Актеры фактически предоставлены сами себе, им ничего не остается, как повторять приемы из своих прежних ролей. И в первую очередь это касается как раз самых звездных исполнителей - Сергея Безрукова и Елизаветы Боярской, которые уже в третий раз изображают любовную пару. И снова - не слишком убедительно. Глядя на то, как они играют в этой картине, поневоле думаешь, что эти звезды либо просто устали от беспрерывных съемок, либо... их актерское мастерство оставляет желать лучшего. Первое касается, в основном, Безрукова, а второе - Боярскую, которая всю картину не более чем "хлопочет лицом".

Не исключено, впрочем, что творческая составляющая находится для создателей "Матча" на втором плане, а главное для них - это политическое высказывание, актуальное в свете нынешних российско-украинских отношений. И скандал в Украине был просчитан. Ибо, конечно же, никакая власть в нашей стране не могла не отреагировать на то, как показана роль украинцев в катастрофе Бабьего Яра.

А теперь вернемся к историко-политической составляющей, тем более, что именно она повлияла на творческую сторону "Матча". В этой своей части фильм откровенно лжив.

Начнем с того, что в оккупированном Киеве т. н. украинские националисты не играли сколь-либо заметной роли. (Более того, они, скорее, боролись против фашистов, чем помогали им). Характерный факт: после прихода советских войск не был репрессирован ни один из игроков команды "Рух", которая в "Матче" показана как сборище оголтелых "националюг". В отличие, между прочим, от участников т. н. "матча смерти", семеро из которых были награждены советскими медалями, а четверо объявлены предателями и оказались в "местах не столь отдаленных".

И противостоявшая киевлянам команда немецких зенитчиков "Флакельф" вовсе не была такой уж могучей. Она состояла из любителей, к тому же довольно-таки "возрастных", и относительно неплохой для нее результат "матча смерти" (3:5) объясняется, по всей видимости, тем, что немцы были усилены киевским игроком Комаровым, к тому же наши футболисты после разгрома в первом матче (5:1) были настроены достаточно благодушно.

Факты эти (равно как и другие, опровергающие советскую легенду) известны достаточно хорошо, чтобы авторы "Матча" могли отделаться от политических упреков ссылками на незнание. Тем печальнее, что снова, как и в известные времена, искусство становится заложником политических страстей и амбиций. Что никак не идет на пользу даже политике.

Константин РИТИКОВ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.