Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 31 (827)
11.08.2006
НОВОСТИ
Культура
Даты
Скандалы
Тема номера
Архив
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 31 (827), 11.08.2006

"СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ..."

Зеркало – зримое эхо. Воспроизводя образы, оно удерживает и как бы хранит их. На этом основано магическое применение зеркала для вызывания духов, воспринятых им в прошлом. В древности оно считалось символом души, осуществляющей обратную связь с этим миром. Зеркало также воспринимается как дверь, через которую душа освобождается от власти этого мира, попадая в другой мир. (Льюис Кэрролл "Алиса в Зазеркалье"). Та же идея визуально обыграна Жаном Кокто ("Орфей в аду").

Когда впервые появилось зеркало? Этого мы никогда не узнаем. Точно также, как мы не можем с уверенностью сказать, когда человек впервые научился оберегать огонь или в какие времена придумал буквы. Первым зеркалом была, наверное, спокойная гладь воды. Можно вспомнить миф о Нарциссе, которого добивались многие женщины, но он отвергал их, и Немесида отомстила ему за это. Однажды, увидев свое отражение в зеркальной глади вод, Нарцисс влюбился в самого себя и умер от этой любви. На месте его смерти вырос холодный цветок, который возлагают на могилы.

Четырехугольные зеркала из меди и бронзы создавались уже в бронзовом веке. Железные отполированные зеркала, бывшие в ходу у древних египтян, примерно, в IV веке до н. э., получили широкое распространение в Греции и странах Востока. Из Китая они попали в Японию и Корею. Во времена Римской империи их стали покрывать серебром и золотом. Постепенно они превратились в предметы роскоши. Дошедшие до нас образцы свидетельствуют о завидном умении и тонком вкусе мастеров-зеркальщиков. Наличие такого зеркала свидетельствовало о принадлежности к привилегированному классу. К тому же оно было предметом культа и магии. Средневековая Европа позаимствовала у античного мира металлическое зеркало. Стараясь перещеголять друг друга, короли и высокие особы одаривали ими в знак особого расположения. Но особенно изощрялись в этом дамы высшего света. Зеркало стало непременным аксессуаром туалета.

Судя по всему, первые стеклянные зеркала появились в конце XII – начале XIII веков, хотя они мало чем напоминали современные. Их называли "воловий глаз". Они изготовлялись опытными стеклодувами из небольших колб, которые в размягченном состоянии наполнялись свинцом, сурьмой и смолой. Остывшую массу нарезали в виде выпуклых линз. В маленьком зеркале образ был хоть и маленький, но достаточно четкий. В 1507 году двум итальянцам с острова Мурано пришла в голову блестящая мысль. Они покрыли поверхность стекла серебряной амальгамой. Открытие незамедлительно оценили. Венецианским зеркалам, прозрачным и безукоризненно гладким, не было равным во всей Европе. Неоспоримое господство Венеции продолжалось целых 150 лет. Республика, получавшая от их продажи огромные барыши, ревниво охраняла секреты зеркального производства. Зеркальные мастера находились под бдительным контролем, и опасения венецианских властей были не напрасными. Соседи по Европе всеми правдами и неправдами пытались выведать тайну прозрачного зеркала.

В 1644 году началась "зеркальная война" с французами. Венецианцы стойко отбивали все интриги и атаки, по-прежнему оберегая секреты. А ровно через год два десятка итальянских мастеров уже выполняли заказы в Париже. Так был снят покров тайны с венецианского стекла. Преуспевающие дельцы делали большие деньги.

Далее события развиваются драматически. Вся история в общих чертах повторяется. Только на этот раз действующими лицами стали голландцы, испанцы, немцы, которые пытаются обойти французов.

В течение XVII-XVIII веков зеркало победоносно прошло по всем странам Европы. Игра закончилась, но стоила ли она свеч?

С трудом верится, что самый обычный предмет быта имеет такую богатую событиями историю.

Хотя в более широком плане предмет этот не так уж и прост. В наше время существует немало легенд, в которых говорится, что в зеркале отражается душа умершего, которая продолжает жить и после смерти. Вероятно, отсюда пошел обычай завешивать зеркала в доме усопшего. Для многих народов характерно суеверие, что отражение может представлять двойника, второе "я" человека. Сколько поверий, обычаев, преданий!

"Свет мой, зеркальце, скажи..." Гадание с зеркалом и по сей день бытует во многих странах Западной Европы. В Румынии и Германии невесты и сегодня идут с ним под венец. Гречанки, англичанки и американки, надевая свадебный наряд, ни за что не посмотрят в зеркало.

Но стоит ли всерьез доверять зеркалу? Действительно ли мы видим нашу копию? Во-первых, мы видим обратное изображение, во-вторых, изменяется цвет лица, волос и это зависит от того, где висит зеркало. Если оно висит у окна, то изображение в нем ярче, глаза неестественно блестят. Застывший образ, изъятый из общего содержания, далеко неадекватен подлинному. Мы видим себя такими, какими стремимся казаться. В глазах окружающих мы выглядим совсем иначе. Зеркало демонстрирует, что оно сильней реальности. Каждый, стоящий перед зеркалом, видит вместо себя кого-то другого.

Хотя зеркала иногда появляются в западном искусстве как атрибуты таких отрицательных аллегорических фигур, как Гордость, Тщеславие или Похоть, более часто они встречаются в качестве символа Правды – вспомним народную мудрость, что зеркало никогда не лжет. "Вы не можете идти, – кричит в ярости Гамлет своей матери, – пока я не поставил вас перед зеркалом, где вы увидите вашу сущность". Дева Мария иногда изображается с зеркалом в руках, как выражение ее незамутненной чистоты, а младенец Иисус как символ "зеркала Бога".

Каббалистический термин "лучистое зеркало" обозначает способность к предвидению, прорицанию, которым обладал Моисей. В тибетской традиции символ сверкающего зеркала – это тайна бытия, это то, что в нем присутствует, а если в нем присутствует нечто другое, то как будто бы и нет бытия, кроме как для присутствующего. В исламской традиции в зеркале существует точка, где отражается вершина. В мексиканской – это атрибут бога Тескатлипока. У китайцев – это дверь Солнца.

Китайская легенда, приведенная в "Энциклопедии вымышленных существ", повествует о том, что в эпоху Желтого Императора мир зеркал и мир людей не были разделены. Тогда люди зеркального мира входили в этот мир и возвращались обратно в зазеркалье. Но однажды ночью весь зеркальный народ проник в реальный мир, создав переполох и путаницу.

Силы Желтого Императора с трудом загнали их обратно и заточили в зеркалах, заставив повторять все движения людей, как в глубоком сне. Но существует пророчество, что они пробудятся от этого летаргического сна, и первой в глубине зеркала шевельнется рыба. (В Китае рыба была символом духовной плодотворности. Символ рыб в христианстве – это век Рыб, наступление которого связано с приходом Христа.)

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.