Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Памятник Г. Маразли
Фото Л. Бендерского

Номер 36 (729)
10.09.2004
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 36 (729), 10.09.2004

КНИЖНАЯ ПОЛКА

СТРАСТИ ПО АЙЗЕНБЕРГУ

На интересные размышления натолкнула меня только что увидевшая свет книга Александра АЙЗЕНБЕРГА "СТРАСТИ". Я задумалась: какой вид искусства наиболее ярко может передать страсть? Живопись с ее образным рядом? Театр, кино? Нет, МУЗЫКА! Музыка, без которой те же театр и кинематограф не могут обойтись в момент кульминации.

Не так ли рассуждал и Александр Айзенберг, строя свою книгу по законам музыкальных произведений? Автор погружает своих читателей в мир истории и музыки. Вернее, даже цветомузыки, так как прошлое поворачивается к читателям гранями разных цветов. На эти грани – красную, синюю, белую, черную, зеленую – и на музыкальные формы – интродукцию, дивертисмент, Большой концерт (Conserto grosso), интерлюдию, заключительную каденцию, – разбита книга. И это не просто оригинальничание. Сам текст удивительно следует законам гармонии. Он то рассыпается на отдельные слова-нотки, то переходит в плавное анданте, то взрывается яростным крещендо.

Недаром свои исторические реминисценции Айзенберг предваряет таким наполненным страстью и в музыке, и в литературе произведением, как "Кармен" Бизе-Мериме.

По Айзенбергу, миром правит СТРАСТЬ. Художественные экскурсы в историю переносят читателя из Древней Греции в Японию, Рим, Египет, на Восток. Исторические ситуации прошлого и настоящего порой переплетаются, усиливая друг друга и подчеркивая свою общность, вечность. Иногда автор ограничивается только одной ключевой фразой, вызывающей аллюзию ("Над всем Олимпом безоблачное небо" ассоциируется с паролем начала Второй мировой войны – "Над всей Испанией безоблачное небо").

Как и в музыке, в новеллах Айзенберга часто звучат два голоса, параллельно ведущие свою тему, свою мелодию. И что еще интересно. Проза Айзенберга удивительно кинематографична. Его короткие фразы-"кадры" монтируются в целостный видеоряд буквально по законам кинематографа: повторы, наплывы, двойные экспозиции – все, как в кино.

Книга Александра Айзенберга интересна не только своей необычной формой (по крайней мере, я не встречала аналогов). Сами составляющие ее новеллы увлекательны. Показывая в необычном ракурсе исторические факты и персонажи, Айзенберг психологически выстраивает убедительную логическую цепочку событий. Яркий пример – это "двухголосье" Кармен и Хосе, нетрадиционно раскрывающее взгляд героев на их взаимоотношения, в итоге заканчивающиеся трагедией.

Внутренне полемизируя с Достоевским на тему "спасет ли мир красота или погубит страсть?", автор не чурается юмористического, а порой и сатирического взгляда на своих героев, на происходящие события.

У книги А. Айзенберга "Страсти" есть подзаголовок: "Голографические импровизации". Что ж, голография дала автору возможность заглянуть за горизонт истории, а импровизация для писателя и музыканта – это его душа и мысль в свободном полете.

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.