Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рисунок С. ТЕРЕЩЕНКО

Номер 45 (688)
21.11.2003
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Здоровье
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 45 (688), 21.11.2003

КОЛЛЕКТИВНО ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНО?

Нередко случается, что Иванов и Петров исправно платят за коммунальные услуги, а Сидоров нет, но отключают из-за задолженности весь дом. Чтобы исключить подобную ситуацию, когда незаслуженно страдают безвинные, надо перейти от коллективной оплаты к индивидуальной, предлагает ассоциация "Одесский жилищный союз".

Борьба за оптимизацию оплаты коммунальных услуг ведется жилищно-строительными кооперативами постоянно. И основным направлением в последнее время становится создание системы, когда конкретный потребитель сможет получить столько услуг, сколько он способен оплатить. А такой подход в навязываемых монополистом условиях не возможен. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо выходить на новый уровень отношений между производителем услуг и их потребителями, на прямые договора.

Сегодня время коллективной ответственности, как сказал председатель правления ассоциации "Одесский жилищный союз" Е.П. Мальнев, безвозвратно ушло.

Во-первых, сегодня в бюджете средней семьи стоимость коммунальных услуг составляет львиную долю. Одна из причин тому – начисление по нормам потребления и коллективная ответственность. Практически получается, что коммунальные услуги, поделенные в среднем на жильца, получаются намного дороже, чем если бы оплата была индивидуальной. Причем ответственность за неоплату отдельных жильцов падает на весь коллектив ЖСК. Впрочем, также как и ответственность за некачественные услуги, оказанные монополистом, несет кооператив перед своими жителями за недоработки тепловика. Сюда же добавляется проблема несвоевременного финансирования из бюджета жилищных субсидий и льгот ветеранам.

Во-вторых, сегодня в стране наблюдается энергетический кризис. А в коммунальном хозяйстве продолжается нерациональное использование энергоресурсов. Что надо сделать, чтобы уменьшить ресурсо- и энергопотребление? Вот наглядный пример решения этой проблемы. Установка квартирных приборов учета в ОСМД "Люстдорф" дала сокращение потребления воды почти в три раза. С установкой водомеров краны не текут, бачки не извергают водопады, трубы в полном порядке. Среднемесячное потребление воды с десяти кубических метров на душу сократилось до трех. Соответственно уменьшились расходы людей.

И еще об экономии. Практика показывает, что в коллективе экономии никогда не будет. Потребитель начинает экономить, когда счетчик отсчитывает полученное конкретно им и его семьей. И решится эта проблема только тогда, когда будут заключены прямые договоры между поставщиком и жильцом, а ЖСК перестанет быть посредником. Конечно, монополисту легче закрыть задвижку на дом, чем налаживать работу в новых условиях. Но, по логике, каждый из потребителей должен нести ответственность за свою неоплату, а не прятаться за спину соседа.

А нормы и законы? Ну, нормы и законы – не догмы. Их тоже писали люди. А это значит, что люди и должны их исправлять, если там имеются ошибки. Есть, в конце концов, конституционная норма, согласно которой на гражданина не могут быть возложены обязанности, не предусмотренные законом. А ни в одном законе не сказано, что человек должен платить за своего соседа-пьяницу воду. К тому же имеется хороший собственный пример – энергоснабжение. Каждый из нас самостоятельно отвечает за собственное потребление. Если нас смущает возросшая сумма, то мы просто меняем лампочки на меньшую мощность и выключаем все ненужное электрооборудование...

По сообщению пресс-службы ассоциации "Одесский жилищный союз", в апреле 2003 года по окончании отопительного сезона руководство КП "Одессатеплоэнерго" с нарушением действующих хозяйственно-договорных норм, используя свое монопольное положение, начало кампанию по принуждению руководителей жилищно-строительных кооперативов города к заключению договоров, призванных заменить расчетные книжки, по которым населением проводится оплата услуг. Причем у жильцов домов местных советов расчетные книжки не отбирались.

В результате обращения к городским властям эта кампания была прекращена. Рассматривала эту проблему и постоянная комиссии Одесского горсовета по законности, правопорядку и правозащите, которая признала действия тепловиков противозаконными. Как сказал Е.П. Мальнев, в этот раз, так сказать, ничья. Расчетные книжки не были отменены, оплачивть за услуги теплоснабжения жители кооперативных домов будут, как и прежде. Руководителям тепловых сетей не удалось заставить ЖСК отвечать за оплату всех жильцов, чтобы в случае задолженности, закрыв задвижку, заставить их все равно заплатить. Все дома уже подключены к теплоснабжению. Но не исключено, что эта проблема всплывет в следующем году перед отопительным сезоном. Поэтому надо быть во всеоружии. И уже сейчас надо искать решение этой проблемы.

А вообще, по мнению Е. Мальнева, со временем все люди должны перейти на индивидуальную оплату всех коммунальных услуг. Во-первых, меньше будут расходоваться ресурсы, потому что каждый будет отвечать сам за себя. Хотя это, конечно, не в интересах монополиста – производителя услуг тепло- и водоснабжения, которому намного выгоднее реализовывать в большем количестве коммунальные услуги. Во-вторых, монополисту придется ответственно относиться и к выполнению своих обязательств, и к качеству предоставляемых услуг. А в-третьих, все это будет цивилизованнее и справедливее и, что самое главное, намного дешевле самому потребителю – жильцу.

Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.