Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 49 (1195), 27.12.2013
АФРОДИТА, ВАКХ И ПОСЕЙДОН НА ОДЕССКОЙ СЦЕНЕ
Рок-опера "Нить Ариадны", последнее произведение одесского
музыканта и композитора Евгения Лапейко, уже дважды показана в
Большом зале Одесской филармонии. Кроме впечатляющей музыки и
спецэффектов, постановка интересна актерскими работами, о
которых следует упомянуть прежде всего.
На первом представлении воображение поражали прелестная
Ариадна (лауреат международных конкурсов Юлия Тимакова),
статный герой Тезей (лауреат международных конкурсов Александр
Прокопович), обольстительная богиня любви Афродита (лауреат
международных конкурсов Наталья Ткачук), вожделеющий к Ариадне
и забавно побулькивающий вином в утробе бог виноделия Вакх
(Александр Владыченко), неожиданно чернокожий Минотавр, и
впрямь чудище-полубык, в чьи ноздри, кажется, легко вставить
кольцо (Дэвид Озийи) и другие персонажи в духе демократии
находятся в постоянном диалоге с народом. На втором партию
Ариадны исполнила Ольга Кононцева, Афродиты - лауреат
международных конкурсов Анастасия Блоха. И если Ариадна
Тимаковой выглядела скорее милой афинянкой, обитательницей
гинекея, женской половины дома, домашней и покорной, то Ариадна-
Кононцева - это истинная дочь критского царя, словно
спрыгнувшая со старинных фресок, гибкая, демоническая,
своенравная при всей девичьей прелести. И нет ничего
удивительного, что ее пожелал сделать своей, дав бессмертие,
Вакх. И снова о работе Александра Владыченко - какое тут
стопроцентное попадание в образ, совпадение внешних и голосовых
данных, а пластика! Большую часть артист имитирует козлоногую
походку божества с раздвинутыми и согнутыми коленями, скачет на
колонну и спрыгивает с нее на сцену. Понятно, что без
применения фонограммы в такие моменты не обойтись, хотя живого
звука в спектакле больше.
Музыка Лапейко получила достойное воплощение (вот как
хороший спектакль за последний сезон, так поставлен Георгием
Ковтуном!). Автору было суждено лишь 55 лет жизни, но его
музыка продолжает звучать. А вот развивать данный жанр без него
в Одессе, пожалуй, уже некому. Руководитель "Театра рок-оперы
Евгения Лапейко", вдова композитора Елена Тихонова, и режиссер-
постановщик, заслуженный деятель искусств Российской Федерации
и народный артист Республики Татарстан Георгий Ковтун сочли
своим долгом донести до зрителя произведение, не увидевшее
сцену при жизни автора. Хорошо известные одесситам "Ромео и
Джульетта", "Вий", "Степан Разин", "Пеппи Длинныйчулок",
"Девушка и Смерть" отныне будут восприниматься в одном ряду с
"Нитью Ариадны", написанной Лапейко на стихи Марины Цветаевой.
- Я всегда удивлялась его выбору литературной основы для
написания либретто, - говорит Елена Тихонова. - Меня всегда
интересовал вопрос: почему, собственно, это произведение, а не
другое? Но его выбор был его выбором, и это решение не
подлежало даже обсуждению. И это правильно! Марина Цветаева...
Томик ее стихов появился на фортепиано, и стало понятно, что
интерес не случаен. Когда я впервые прочла трагедию Цветаевой
"Ариадна", то представить себе музыку на этот текст не смогла.
Ну, например: "...Гостю далече плыть, гостю других любить - эту
забыть..." или "...Судьбы твоей волокна - ведомы ль тебе? Не
токмо девами опасен берег!..", и так далее. Текст с
древнерусскими оборотами речи, но связываются они в канву
невероятно красивую! Это завораживает, оторваться невозможно.
Через пять минут уже не обращаешь внимания: сложно, несложно,
это становится неважно. И еще. Когда позже я готовила либретто
для Георгия Ковтуна к постановке, я сверяла текст из книги с
текстом в клавире, так вот, я не нашла в "Ариадне" Цветаевой
стихов, на которые Женя написал самую, на мой взгляд, красивую
арию Ариадны: "...имя твое - птица в руке, имя твое - льдинка
на языке, одно единственное движенье губ, имя твое - пять
букв...". Я запаниковала, найти не могу, откуда он взял этот
стих? Потом нашла стихотворение, посвященное Блоку (Блок +
твердый знак) - пять букв и Тезей - тоже пять букв! Мне
думается, это очень символично! Сцена для этого проекта, к
сожалению, маловата, нам бы масштабы зала Музкомедии для всех
театральных эффектов не помешали, но и этот вариант достаточно
интересен, о музыке и говорить нечего, здесь Женя предстал
таким мелодистом...".
По мнению Георгия Ковтуна, "Нить Ариадны" - лучшее
произведение Евгения, в котором он проявил себя в полной мере
как композитор классического уровня. И потому в постановке рок-
оперы Ковтун, как он сам признался, постарался отойти от всех,
уже наработанных им, пусть и успешных, штампов (но при этом
остается блестящим балетмейстером, конечно). В поисках
адекватных музыке режиссёрских решений Георгий Ковтун обратился
к традиции классической греческой трагедии. Так, в частности,
хор не является фоном для солистов, а стал и живой декорацией и
одним из важнейших персонажей рок-оперы.
Греческие боги и богини, цари и царевны, амурчики и простые
смертные - обрамленные орнаментом с мотивами древнегреческой
вазовой живописи. На фоновом заднике - море, с которым связаны
все передвижения героев и появление Чужестранца, который на
самом деле - переодетый бог морей Посейдон (обладающий красотой
античного бога и великолепным голосом Игорь Онищенко). Есть
мнение, что Тезей - на самом деле сын Посейдона, однако
официальный отец любит его не меньше, любит безумно и бросается
в море при ложном известии о смерти Тезея... Этой смертью,
преступно заменив белый парус на черный, мстит Тезею Афродита,
чей дар любви герой отверг, уступив Ариадну Вакху. В "Нити
Ариадны" задействованы около 50 человек - и солисты Оперного
театра, и детский хор "Забава", и студенты Одесской
национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой.
Музыкальный руководитель проекта Светлана Смирнова и
звукорежиссер Константин Пенчковский заранее записали по
отдельности всех инструменталистов, "свели" вместе их звучание.
Забавная параллель с нашим временем проявилась в реплике
царя Афин Эгея (Илья Маркив):
Не страшитесь ни язв, ни зол, -
Царь с народом не зря поладили!
Унаследуют мой престол
Пятьдесят сыновей Палладия,
Брата грозного моего.
Не страшитесь престольной трещины!
Вместо кровного одного
Пятьдесят вам царей обещано:
Мощных, рослых...
Но народ резонно подозревает, что цари перессорятся между
собой и окончательно развалят страну. История Тезея и Ариадны
достаточно известна и закончилась печально: герой направил
корабль к другим берегам, уступив любимую Вакху (ну что делать,
не было в Древней Греции понятия индивидуальной любви, не
было!). Но в финале памятью о том, как Ариадна помогала герою
победить Минотавра, останется высоко поднятый светящийся шар
волшебного клубка, ведь нить Ариадны не дала Тезею заблудиться
в лабиринте... В жизни, увы, все гораздо сложнее, и с героями
напряженка... А облик афинского побережья на заднике декораций
удивительно напоминает Одессу, и Акрополь рифмуется с
Воронцовской колоннадой. Вот и говорите, что у нас другие
проблемы, чем у древних греков, те же "пятьдесят царей" на нашу
голову, что до любовных драм, то тут все индивидуально, это да.
Но помните - за предательство любви Афродита непременно
отомстит!