Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 47 (1144), 14.12.2012
Георгий КОВТУН: "НАДО ВЗРЫВАТЬ МИР"
Разговор с постановщиком нового спектакля Театра
музкомедии "Хаджибей, или Любовь к трем тысячам апельсинов"
Георгием Ковтуном проходил как раз перед премьерой. Но
беседовали мы не о спектакле...
Для справки. Георгий Ковтун - балетмейстер,
режиссёр, педагог. Заслуженный деятель искусств Российской
Федерации, народный артист Республики Татарстан. Родился в 1950
г. в Одессе. Окончил Одесскую хореографическую школу,
Воронежское хореографическое училище, Ленинградскую
консерваторию как хореограф-постановщик. Хореограф,
постановщик, режиссёр более 300 оперных и балетных спектаклей,
хореографических миниатюр, мюзиклов, оперетт. В Одессе поставил
спектакли: "Ромео и Джульетта", "Силиконовая дура" (Театр
музыкальной комедии), "Вий", "Степан Разин" (Русский театр) и
др.
- Одесса вашего детства - какая она?
- Это Одесса, где не было волнорезов, а ведь когда ты
ныряешь, попадаешь в фантастический подводный мир, наполненный
разными рыбками и морскими коньками. А сейчас что? Окольцевали
пляж - и нет того простора. У той Одессы был свой стиль, хотя
он в какой-то степени и остался. Приморский бульвар остался тем
же, хотя раньше был проще. Порт был забит судами, словно
чайками - большими, маленькими. Порт был чем-то живым. А когда
сейчас смотрю на морвокзал, то становится грустно.
Одесса моего детства - это романтический мир. Конечно, помню
Привоз, где было всё настоящее, натуральное. Особый город
Привоз - кладезь для перлов. На пляжах были маленькие
базарчики, которые переносили тебя в книги Катаева или же
Паустовского. У моря не было такой благоустроенности, как
сейчас. А так как я жил в послевоенные годы, то иногда, глядя
на море, можно было увидеть, как выплывает старая мина. На
месте новых районов были сады, вся эта территория была в садах.
Цвела вишня, черешня, а я с друзьями подрабатывал там, и мы
ездили собирать урожай.
- Как формировался ваш характер?
- Я же начинал в цирке... Отца не было, он развёлся с моей
мамой. Жизнь была обыденной, надо было как-то выживать.
- А как вы пришли к режиссуре?
- Сначала я пришёл в балет, где нам преподавали спецкурс по
режиссуре. Со временем я стал ставить небольшие сценки, номера.
С сокурсниками подрабатывали в варьете, но постановка
качественного номера стоила 100 рублей. Поэтому приходилось
учиться всё ставить самому. Мой первый спектакль в Одессе был
"Ведьма" по Чехову в Оперном театре. Там звучала музыка
"Биттлз" и "Рапсодия" Гершвина. Но его за это запретили.
- Можно сказать, что вы были и остаётесь бунтарём?
- Да, конечно. В искусстве всё время надо что-то находить,
взрывать этот мир. Как сказал Гоголь, театр - это трибуна. И со
сцены я могу рассказать обо всём, что меня волнует. Всегда
хочется найти новые краски, аккорды. Мир не стоит на месте.
Достоевский говорил, что люди делятся на обыкновенных и
необыкновенных. Я всегда своим ученикам цитирую строчку из
Библии: "Учитель, береги своего ученика, ибо он первый поднимет
на тебя руку". Так что это закономерно, что ученик должен стать
лучше своего учителя, должен найти что-то новое.
- Чем отличается работа балетмейстера от работы
хореографа в фигурном катании? Кому вы ставите номера?
- Я - член сборной России по фигурному катанию. Ставлю
номера подопечным тренера Алексея Мишина - Гачинскому,
Туктамышевой. Тренировал Плющенко, когда ему было 13 лет.
Отличие - в специфике спорта. В балете работают две стороны -
правая и левая, а в фигурном катании - только одна. Ты
находишься в рамках, за конкретное время должен успеть сделать
все обязательные трюки.
- Каким должен быть режиссёр? Как человеку понять,
заниматься ли ему режиссурой?
- Режиссёр должен многое знать - музыка, драматургия,
изобразительное искусство. Я сравниваю свою работу с цирком. Я -
дрессировщик, актёры - хищные звери. Вот выходишь с кнутом,
ударю - все боятся; только отвернусь, начнут что-то замышлять,
так что придётся опять ударить кнутом. Каждый человек считает,
что мир должен быть таким, каким он его видит. Поэтому я должен
соединить мировоззрение каждого из актёров, сплести всё в одно
целое. Актёры - это краски. А я - художник. Но я никогда не
позволяю актёрам что-либо придумывать вместо меня. Над
спектаклем я работаю всегда один: над режиссурой, над
хореографией, потому что никто не знает, чего хочу я.
- Многие говорят о вашей строгости во время работы над
постановкой.
- Каждый человек должен стараться быть выше, чем он есть.
Актёры ленивы, а должны становиться лучше. Жизнь коротка, и я
хочу помочь им сделать как можно больше.
- Для одесской публики вы открыли много молодых
личностей. Как вы распознаёте талант в юном даровании?
- 10 лет назад композитором Евгением Лапейко и мною был
объявлен кастинг для спектакля "Ромео и Джульетта". Собрали
буквально ребят с улицы. Им было дано два месяца испытательного
срока. Приходили буквально дети, говорили: "Хочу играть", а я
им: "Иди!" Почти все из них стали актёрами. Интересно работать
с молодыми, они ещё "мягкие". Но и со взрослыми актёрами
интересно: они понимают, чего они хотят от тебя. Почему я строг
на репетициях? Потому что актёры не знают, что они могут
большее. А я помогаю им это узнать.
- Должен ли актёр совершенствоваться сам или же должны
проводиться тренинги для всей труппы? Актёры наших театров
жалеют о том, что не устраиваются тренинги, которые могли бы
укрепить отношения в труппе.
- Тут проблема не только в саморазвитии. В театре должен
быть хозяин. В Одессе театральное искусство деградирует.
Спектакли начинают разваливаться после нескольких показов.
Сейчас нет настоящих помощников режиссера. В Питере над одним
спектаклем работают 10 помрежей одновременно, и каждый отвечает
за конкретную сцену. Даже, глядя на свои спектакли, я вижу, как
выпадают из них некоторые сцены. Выпала замечательная сцена боя
в "Ромео и Джульетте". Как много было раньше артистов на сцене,
из них сейчас совсем немного осталось. В театре должен был
хозяин - художественный руководитель.
- Каков сейчас молодой зритель?
- Долбанутая молодёжь пошла. Долбанутая телевизором,
компьютером. Хотя и более развитая. Сейчас нельзя делать такие
спектакли, какие ставились лет 20 назад - с чеховскими паузами
по три-четыре минуты, когда зритель мог, затаив дыхание,
ожидать, что будет дальше. Теперь это всё неактуально. Клиповое
восприятие у молодёжи, спектакли ставятся в бешеном темпе.
Хорошая постановка состоит из трёх "Я": что интересно зрителю,
актёру и режиссёру. Я стараюсь сделать спектакль красивым,
зрелищным. Сейчас по телевизору часто можно увидеть голые тела.
В "Вие" и в "Ромео и Джульетте" тоже есть голые тела, но я
стараюсь сделать это красиво, чтобы зритель не смеялся, так что
хожу на острие ножа. В моих спектаклях в такие моменты публика
не смеётся.
- У вас остался один непоставленный мюзикл Лапейко.
- Да, это мюзикл "Ариадна" по Марине Цветаевой. Сейчас
музыка аранжируется, уже почти готова. Проблема одна - где его
ставить.
Беседовала Мария ЧУМАКОВА.
На фото Л. БЕНДЕРСКОГО: фрагменты из спектакля
"Хаджибей, или Любовь к трем тысячам апельсинов".