Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 45 (1438)
14.12.2018
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Острая тема
Наш город
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
История
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 45 (1438), 14.12.2018

СОВРЕМЕННОМУ ИСКУССТВУ -
СОВРЕМЕННЫЙ АРХИВ

Во Всемирном клубе одесситов рассказали о том, как в Музее современного искусства Одессы создается архив. Руководитель проекта, архивист, пишущая диссертацию по архивному делу, Наталья Ревко рассказала:

- Архивная работа, как бы это скучно ни звучало, на самом деле безумно интересна и очень современна. Сейчас мы постепенно закупаем различное оборудование для хранения этих документов, также мы улучшаем условия хранения негативов, хранения аудио- и видеокассет, слайдов и так далее. Мы вносим информацию о некоторых локациях, где проходили квартирные выставки, та же квартира Риты Жарковой. Порой дрожат руки, когда попадается неожиданный документ. Иногда доходит до слез. Вот передал в архив Михаил Рашковецкий материалы художника Мирослава Кульчицкого. Планы, размышления. И вдруг - крохотная записка - и понимаешь, как родилась работа художника. Как при этом не волноваться?

Данный проект предоставит журналистам и арт-критикам возможность свободно поработать с архивными работами современного искусства. Ведь на протяжении многих лет государство отказывалось заниматься музеефикацией актуальных произведений.

- Документация, архивная работа - это то, чем должны заниматься любые серьезные учреждения, а тем более Музей современного искусства Одессы, - заметил вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский. - Ведь какие-то картины мы помним, какие-то произведения исчезают, их покупают, они уходят куда-то. Каким-то образом фиксировать все это нужно, ведь дело не только в картинах, а и в фотографиях, документах, лицензиях... Одессе это действительно нужно. Ни в советское время, ни в постсоветское, увы, нет и не было институции, где можно получить исчерпывающие сведенья о современных художниках. Особенно, если они не совпадали по эстетическим пристрастиям с официальным Союзом художников.

Один пример. Жил, работал в Одессе в 1970-1980-х годах художник Анатолий Асаба. Талантливый, неровный, взрывной. Ни одной выставки при жизни. Сегодня о нем пишут диссертацию. Он - последний караимский художник. Покончил собой в ощущении безнадежности. Есть ли его работы? Где можно увидеть репродукции его живописи и графики? Он иллюстрировал книги. Вышли ли они? Где его документы? Тысячи вопросов. Именно на такого рода вопросы и должны мы получить ответ в архиве современного искусства. А я, между прочим, дам для этого архива отчаянное письмо, которое Анатолий Асаба написал художнику Валентину Хрущу...

Замечательно, что эту архивную программу музей рассматривает как протяженную во времени - от шестидесятых годов ХХ века до сегодняшнего дня. Рад, что среди первых, чьи работы будут фотографировать, выкладывать в сеть, будет графика Олега Соколова, первого художника в послевоенной Одессе, кто нарушил табу соцреализма. Казалось бы, имя все время на слуху. К счастью, сохранилось его прочтение "Мастера и Маргариты", его абстрактные реакции на музыкальные произведения... А где интереснейшая серия к "Доктору Живаго"? Сквозь все "глушилки" Олег Аркадьевич выслушивал главу за главой - и рисовал. Помню прекрасный лист - портрет Лары... Как важно, чтоб это архивирование не было только делом музея. Чтоб отозвались коллекционеры, друзья художников, семьи.

- Мы благодарны Украинскому фонду культуры за то, что нам выделили грант на работу по созданию архива современного искусства, - резюмировал директор МСИО Семен Кантор. - Эти деньги ушли на разработку современной программы, чем и занималась Наташа Ревко. Ведь сегодня архив - это не груды папок и бумаг, это оцифровка документов, вывод их на сайт, дающий возможность пользоваться всеми материалами музея исследователям, арт-критикам, журналистам. Смысл создаваемого архива в том, чтобы объединить в виртуальном пространстве документы, хранящиеся у коллекционеров, в семьях художников с тем, что собрал за десять лет музей.

Мария ГУДЫМА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.