Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 45 (1142)
30.11.2012
НОВОСТИ
Культура
Власть
Вперед - в прошлое!
Спрашивайте - отвечаем
Компетентный собеседник
16-я полоса
Криминал
Спорт
Футбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 45 (1142), 30.11.2012

КОГДА ПРИХОДИТ "МОЛОДОСТЬ"

(Продолжение. Начало в № 43, 44.)

Назад, в немое кино"

Я предлагаю читателю познакомиться с теми событиями фестиваля, которые непосредственно связаны с кинематографом Украины.

И начну с самого интересного и удивительного - с фильма открытия "Молодости". В сопровождении живой музыки симфонического оркестра "Киев-Классик" под управлением Германа Макаренко гостям и участникам фестиваля показали немой фильм 1929 г. "Шкурник" режиссера Николая Шпиковского.

Зрители были просто ошарашены тем, насколько свежо и интересно воспринималась эта комедийно-сатирическая приключенческая картина.

Просто не верилось, что она снималась более 80 лет назад, что в те годы можно было поставить такие остроумные кинотрюки. Сюжет фильма - приключения некоего обывателя-конформиста во время гражданской войны. Из-за собственной жадности - он позарился на консервы и сахар, рассыпавшиеся из перевернутого фургона, но был пойман на месте - ему приходится принять на себя обязанности возчика и доставить продукты по назначению. За неимением лошади ему в качестве тягловой силы в фургон впрягают верблюда. И вот с этой "экзотической скотиной" герой, путешествуя по прифронтовой полосе, попадает то к красным, то к белым, то к махновцам, то просто к бандитам. Но везде умудряется приспособиться и выйти сухим из воды. Этого обывателя блестяще сыграл артист Винницкого драматического театра, народный артист УССР Иван Садовский.

- Это буквально чаплиновский фильм, - говорили вокруг. Но мне Садовский в этой роли и внешностью, и актерской манерой больше напомнил Игоря Ильинского в его ранних фильмах.

Фильм продержался на экране лишь один день и был запрещен. Очень уж неприглядно выглядели в нем не только белые, но и красноармейцы вместе со своими командирами. И вообще, вместо революционного пафоса - какая то бестолковщина. Никто и сам не знает, за что воюет.

И все же фильм успел оставить свой след. Вот выдержка из эссе Осипа Мандельштама: "Верблюд фигура нейтральная. Он одинаково чужд и белым, и красным. Хотя Шпиковский заставляет верблюда чихнуть в лицо бывшему уряднику, осквернив его хлопьями пены. Одна только мысль пустить героя на верблюде по Украине - уже сама по себе великолепный сценарий".

Словом, надо быть благодарным генеральному директору МКФ "Молодость" Андрею Халпахчи за фильм открытия. Он, действительно, стал Открытием. А также Национальному центру Александра Довженко, отреставрировавшему картину. И композиторам Соломону Зарицкому и Вячеславу Назарову, написавшим превосходную музыку к фильму. В их партитуре то и дело прослушивались тактично обработанные знакомые мелодии 20- 30-х годов, а в самые пикантные эпизоды вторгается знаменитый мотивчик "По улице ходила большая крокодила".

Фильм "Шкурник" как бы открыл на 42-м МКФ "Молодость" тему, связанную с историей украинского кино.

Когда Великий Немой заговорил"

В один из дней фестиваля к столетию выдающегося украинского кинорежиссера Виктора Ивченко был показан фильм "Гадюка" (1965г.) с Нинель Мышковой, Борисом Зайденбергом, Иваном Миколайчуком, Раисой Недашковской, Бориславом Брондуковым. Кстати, тоже отреставрированный в Центре Довженко. Виктор Ивченко был не только интересным режиссером, но и замечательным педагогом. И Нинель Мышкова, и Раиса Недашковская, и Иван Миколайчук, и Борислав Брондуков - его ученики.

Творчество Ивченко многогранно. Он создавал фильмы и в духе поэтического украинского кино: "Падающий иней", "Лiсова пiсня", "Иванна", и с не меньшим успехом снял популярную в свое время ленту "ЧП - чрезвычайное происшествие", и романтическую и вместе с тем трагическую "Гадюку" (сценарии к этим двум фильмам были написаны моим отцом Григорием Колтуновым, которому в сентябре этого года исполнилось бы 105 лет).

К сожалению, никого из создателей "Гадюки" и актеров, сыгравших главные роли, кроме Раисы Недашковской, уже нет в живых.

Раиса Степановна Недашковская выступала перед началом фильма. Она рассказала и о своей небольшой, но ключевой роли в "Гадюке", о работе с Виктором Илларионовичем Ивченко (она сыграла Мавку в его фильме "Лiсова пiчня"), и о нем, как о замечательном и заботливом педагоге.

Большая программа была посвящена недавно ушедшему из жизни великому артисту, народному артисту Украины Богдану Ступке. Из ста девяти - ста десяти фильмов, в которых сыграл Богдан Ступка, для ретроспективы были отобраны одиннадцать. Отобраны очень удачно. В подборку вошел и первый фильм Ступки "Белая птица с черной отметиной" (1970), и, практически, самый последний "Подпоручик Ромашов" (2012). Вошли фильмы, снятые не только в Украине, но и в России ("Водитель для Веры" и тот же "Подпоручик"), и в Польше ("Огнем и мечом"). В этих одиннадцати фильмах виден весь огромный диапазон таланта артиста.

Программа, посвященная Богдану Ступке, имеет точку пересечения с еще одним событием - юбилейным вечером лауреата Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко, народной артистки Украины и России Ларисы Кадочниковой. Эта точка пересечения - фильм "Белая птица с черной отметиной", где артисты сыграли главные роли (Б. Ступка - Орест, Л. Кадочникова - Дана).

Благодаря нестандартной, как говорили, экзотической красоте Ларису Кадочникову считали актрисой украинского поэтического кино. Среди ее четырех десятков фильмов, кроме "Белой птицы...", такой божественно-прекрасный и самобытный фильм, как "Тени забытых предков" - кинопоэма о гуцульских Ромео и Джульетте Сергея Параджанова (по повести Михаила Коцюбинского).

Изумительные кадры фильма - это заслуга Юрия Ильенко. Уже как режиссер Ильенко снял Ларису (она была его женой) в своих лучших фильмах: в уже названной "Белой птице...", в лентах "Родник для жаждущих" и "Вечер на Ивана Купала" по Н. В. Гоголю.

Последний фильм и был выбран для показа на творческом вечере Ларисы Кадочниковой.

Шесть премьер другим в пример"

Историю украинского кино, как школьный курс истории, можно разбить на историю древнего мира, историю средних веков и новую историю. Новая история украинского кино была представлена в программе "Украинские премьеры".

Эта программа была составлена из шести фильмов.

"У каждого свой Чехов" - это пять рассказов Чехова, снятых пятью молодыми режиссерами, которые более или менее удачно перенесли проблемы чеховских героев в наше время.

"Колюня" - это художественно-документальная лента Александра Щелущенко о Николае Белоусе - выдающемся теоретике и практике современного искусства, о его пути из докеров к живописи.

Детектив Дмитрия Лактионова "Под прицелом любви".

Очень симпатичная лента "Мама, я летчика люблю" Александра Игнатуша.

"Пластилиновые мечты" Максима Мехеда. Это фильм, в котором предметом внимания оказывается детская психология, детская влюбленность во взрослого человека.

И уже не раз оказывающийся предметом обсуждения альманах "Украина, гудбай!", состоящий из 26 новелл.

(Продолжение следует.)

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.