+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 44 (687), 14.11.2003 "Я ЖИЛ ТОГДА В ОДЕССЕ ПЫЛЬНОЙ..."Эта строка из "Путешествия Онегина" общеизвестна... "Кто в Одессе не бывал, тот пыли не видал", читаем в "Пословицах русского народа" В. Даля. Сохранилась старинная литография "На Соборной площади". Налетела пыльная буря, превратив день в ночь. Едва видны фигуры людей, пытающихся спастись от самума. Словно перекати-поле в степи, носятся сорванные ветром головные уборы. Такие пыльные бури в первой половине прошлого века были в Одессе нередким явлением. Неблагоустроенными мостовыми отличалась Южная Пальмира и позднее. "...Каждый божий день, писал посетивший наш город в 1861 году Н.А. Добролюбов, вы чувствуете на себе оседание тонкого каменного слоя: тяжелая пыль, поднятая ветром, не может держаться в воздухе и падает дождем, частым и ровным... Я полагал, что уже хуже пыли ничего не может быть, но мои приятели уверяли меня, что грязь еще хуже. Она имеет там какое-то липкое и всасывающее свойство, так что улицы превращаются в топи". Действительно, грязь была еще большим бедствием. Даже в центре, на Дерибасовской, порой так глубоко застревали в грязи дрожки, что вытащить их могли только волы. Вспомните пушкинские строки: и в дрожках вол, рога склоня, Читая строки А.С. Пушкина о "ходулях", при помощи которых "пешеход по улице дерзает вброд", многие думают, что речь шла о местах с набитыми приступками. Но это не так. В Одессе продавались специальные высокие деревянные башмаки, именовавшиеся "ходулями", своеобразные "грязеходы". Но и они мало помогали. Невылазная грязь породила специальных носильщиков. Они выжидали на углах центральных улиц клиентов и переносили их на руках. При этом носильщики нередко погружались в грязь по пояс. За свой труд они получали 5-10 копеек в зависимости от глубины лужи. От грязи и пыли больше всего страдали неимущие слои населения. "Одесский листок" писал: Крез на даче ароматной Попытка замостить центральные улицы была предпринята еще в 1823 году. Но местный ракушечник, использованный для этой цели, оказался непригодным. Он крошился и превращался в пыль. Но уж дробит каменья молот, Предсказание Александра Сергеевича сбылось не скоро. Благоустройству Одессы долгое время мешало отсутствие камня. Доставка его на судах, приходивших за зерном из Триеста, Генуи, Ливорно, Неаполя и других портов, не могла обеспечить потребности города: этого камня едва хватало для замощения приморских спусков и устройства тротуаров. Была даже предпринята попытка обязать подводчиков доставлять на каждой прибывающей в Одессу подводе "по пуду камня, годного для мощения". Пробовали мостить улицы торцами деревянными шашками. Но такие мостовые от сырости пучились. Не оправдало себя также применение щебня из камня-дикаря. Вымощенные им проезды приходилось часто ремонтировать. Только в середине 60-х годов, когда в Одессу начали доставлять прибужский гранит, здесь появились первые прочные и удобные мостовые. До сих пор на некоторых улицах центральной части города сохранилась в первоначальном виде эта настилка из гранитных кубиков. Слава об одесских мостовых и искусных рабочих-дорожниках разнеслась за пределы России. В американском кинофильме "В старом Чикаго" мэр города решает послать в Одессу своих дорожников, чтобы они поучились мастерству мощения. Обращает на себя внимание небольшой участок мостовой Думской площади, выложенный светло-желтым клинкером. Этот искусственный камень высокой прочности изготовляется в форме кирпича из глины, обожженной до спекания. Как он появился в дореволюционной Одессе, замощенной преимущественно естественным камнем? В 1913 году по контракту с думой немецкая фирма в виде опыта выложила клинкером небольшой участок мостовой. Когда выяснилось, что прочность и морозостойкость клинкера безукоризненны, было решено замостить им три улицы. Но началась мировая война, и договор был расторгнут. Всего к 1917 году в Одессе замостили 2 миллиона квадратных метров 15 процентов тогдашних улиц. Впервые в России асфальт уложили на Приморском бульваре. Ныне заасфальтированы сотни одесских улиц. Наряду с этим широко применены сборные цементно-бетонные покрытия проезжих частей. Тротуары теперь оделись красивой и разнообразной плиткой. К сожалению, еще многие и многие пешеходные участки нецентральных районов города не имееют никакого покрытия. Еще еще изжили себя строки А.С. Пушкина: ...В Одессе пыльной, я сказал. Несколько исторических фактов. На Канатной улице весною и осенью стояло такое озеро, что весною во время перелета птиц одесские охотники стреляли там бекасов. Молдаванка иногда по целым неделям прекращала сообщение с городом. Оно возобновлялось после сильных морозов, когда грязь замерзала. Глубоко завязшие в грязи телеги и экипажи, схваченные морозом, оставались на улице в продолжении всей зимы и только весною при оттепели могли быть освобождены из плена. Во времена генерал-губернаторства графа А.Г. Строганова одесские улицы пребывали в самом безобразном состоянии, грязь и ухабы мешали движению экипажей, особенно в ночное время. Все жалобы по начальству оставались без последствий, а сам граф ложился спать рано. Местная аристократия задумала решить вопрос с помощью красавицы, к которой сам граф был неравнодушен. При первом же свидании дама томно сказала графу: "Наши улицы до того ужасны, что по вечерам опасно выезжать из дому". На что граф хладнокровно заметил: "Порядочные женщины, сударыня, по вечерам дома сидят!" Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ. Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.
|
|
|||||||||||
|