Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 33 (1179), 6.09.2013
МУЗЕЙ ПОШЕЛ В НАРОД, А "ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ" - НА ВОКЗАЛ
Взять музейную вещицу, сделать ее укрупненную и
осовремененную реплику, поместить поближе к горожанам и
туристам, абсолютное большинство которых сами в музеи - ни
ногой... Современное искусство, оно ведь как Магомет, не
ждущий, пока гора пойдет к нему. Нельзя сказать, что одесские
музеи посещаются плохо, но туристы бывают в них чаще
аборигенов, а это обидно. Люди, смотрите, что за сокровища
сокрыты там, где не ступала ваша нога!
Итак, проект "Музей. Внутри и снаружи"
Экспериментального центра современного искусства "Чайная
фабрика" (совместно с Одесским муниципальным музеем личных
коллекций имени А. В. Блещунова), заработал. В рамках проекта
художники создали шесть арт-объектов, установленных в публичном
пространстве Одессы: при входе в музей имени Блещунова, на
автовокзале "Центральный", набережной дельфинария "Немо",
железнодорожном вокзале, Куликовом поле, в сквере Пале-Рояль.
Отправной точкой для создания арт-объектов послужили реальные
экспонаты из собрания музея, отобранные зрителями и художниками -
голосовали и лично, и на "фейсбучной" музейной странице.
Конечно, производство таких произведений требовало затрат.
Напомним, что грант на реализацию проекта ЭЦСИ "Чайная фабрика"
получил в рамках программы "Новое дыхание культуры: наследие,
наполненное жизнью искусства". Авторы с гордостью установили
свои произведения там, где они должны, по идее, стоять в
неприкосновенности до 15 сентября.
Что же за арт-объекты предстали взорам горожан? Конечно, без
веера не обойтись. Дом Блещунова славится своей коллекцией
вееров. Что ж, огромный веер-объект "Личная коллекция" (авторы -
Сергей Вуколов и Ольга Ланник) теперь украшает музейный
фасад, отлично вписавшись в полукружие чугунных ворот во двор.
Надпись "Твоя навеки" и несколько "фотографий на память"
намекают на любвеобильность дамы, каждому из поклонников
подарившей свой образ и в придачу нежные слова. Ну что ж, а кто
сказал, будто чувства дамы были неискренни?
Другая нежная "женская" работа - "Железная леди" с часами в
руках, ожидающая своего любимого на скамейке у перрона
железнодорожного вокзала (авторы те же). Металлическое кружево
силуэта продиктовано изящным утренним платьем цвета слоновой
кости начала прошлого века. Поклонник оставил ей свои часы-
луковку, с которых она не сводит глаз...
На Куликовом поле несколькими днями ранее уже установили
деревянный объект (между прочим, весом более 150 килограммов!)
Максима TICTAC "Язык печатей" - реверанс в сторону сургуча,
штемпелей, писем и открыток, процесса переписки, еще не
упрощенного интернетом. Автор делает "блещуновцам" подсказку:
было бы интересно устроить выставку оттисков со штемпелей,
хранящихся в музейной коллекции! У автовокзала установили ярко
раскрашенную вазу Анастасии Кирилиной "Остатки цивилизации",
обнаруживающую родство с китайской вазой восемнадцатого века,
гордостью музейного собрания.
В сквере Пале-Рояль поселился паучок (автор арт-объекта
"Визитная карточка" - Сергей Вуколов), "сбежавший" со
старинного зажима для визиток и разросшийся до внушительных
размеров. У дельфинария "Немо" отныне стоит объект Майи
Колесник под названием ODS, а прообразом этого футуристического
мини-городка стала знаменитая ширма коромандельского лака, на
реставрацию которой, кстати, музей мечтает обрести средства...
Каждое произведение снабжено табличкой, долженствующей
указать любопытствующему путь в Дом Блещунова и ту самую
"изюминку" экспозиции, вдохновившую авторов. Увы, не удалось
осуществить еще один проект, композицию "Аэрофлай" в аэропорту -
тамошнее начальство сочло опасным два белых крыла, которые
планировалось разместить под потолком в зале прибытия. Не
время, видимо, летать!
Так что воздушные ворота города остались без музейного
экспоната. Ольга Ланник робко надеется, что хотя бы некоторые
арт-объекты горожанам понравятся и будут удержаны в городской
среде и после 15 сентября. В отличие от болезненно
воспринимаемых одесситами проектов новых памятников тем или
иным историческим лицам веера, паучки и штемпеля Одессу отнюдь
не уродуют, даже украшают. Во всяком случае, кружевную
"Железную леди" грех трогать с насиженного места...