Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

15 лет назад, 24 августа 1991 года Верховная Рада Украинской ССР провозгласила Украину независимым, демократическим государством.

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 32 (828)
18.08.2006
НОВОСТИ
Культура
Даты
Скандалы
Тема номера
Человек и время
Вопрос - ответ
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 32 (828), 18.08.2006

ГАСТРОЛЬНАЯ ОДЕССА

СФЕРА, ВПИСАННАЯ В КУБ

После 18-летнего перерыва в Одессу приехал на гастроли Московский драматическим театр "СФЕРА". Театр необычный – его концепция в формулировке создателя театра народной артистки России Екатерины ЕЛАНСКОЙ звучит так: "Мы отвергаем принцип театра-куба со снятой стенкой и подглядыванием – мы утверждаем принцип сферы общения".

И действительно, московский зал театра, архитектурно представляет собой окружающий сцену амфитеатр, что дает актерам возможность поддерживать живой контакт со зрителем, вызывая и ощущая живой отклик публики. Зал, естественно небольшой, в зависимости от сенографического решения постановки он вмещает от 150 до 300 зрителей. Есть в этом некая интимность, доверительность, которая невозможна, когда актеров и зрителей разделяет рампа.

В Одессу театр привез четыре спектакля: "Публике смотреть воспрещается" Ж. Марсана, "Троил и Крессида" В. Шекспира, "Лолита" В. Набокова, Э. Олби, "Дон Жуан" Г. Фигейреду.

В моей беседе с Екатериной Ильиничной Еланской речь шла об одесской публике.

— Удовлетворены ли вы восприятием одесситами ваших спектаклей?

— Я считаю, что публика очень живо реагирует на происходящее. Я даже видела слезы на глазах у некоторых.

— Но вмешиваться в действие, подавать реплики публика не решается. Ее сочувствие пассивно.

— Конечно, когда в зале 200 человек, контакт возникает более тесный, чем тогда, когда работаешь в зале Одесского русского театра на 700 мест.

— Я понимаю, что с геометрической точки зрения сферу можно выписать в куб или описать вокруг куба, можно ее вписать и в переносном смысле. Но ведь другая форма сцены требует другого сценографического решения, других мизансцен.

— Эти задачи приходится решать в каждом случае по другому. Зал одесского театра очень сложен.

(N.B. Часть зрителей сидит на сцене, а актеры работают как на сцене, так и на вынесенном в зал помосте и в самом зале – Е.К.)

Что касается мизансцен, то тут актерам приходится, конечно, не легко. Ноги по привычке несут, скажем, вправо, а в данных условиях нужно уходить в другую сторону. Я уже подумываю о том, чтобы арендовать хотя бы на несколько дней в неделю помещение соседствующего с нами театра, чтобы спектакли шли и в нашем старом помещении, и в помещении, по конструкции приближенном к тем условиям, в которых актерам приходится работать на гастролях.

— Екатерина Ильинична, вы воплотили в жизнь идеи Всеволода Мейерхольда. Как отнеслись бы к такой концепции театра ваши родители – великая МХАТовская актриса Клавдия Николаевна Еланская и выдающийся режиссер Илья Яковлевич Судаков?

— Хорошо бы отнеслись. Они любили все новое, интересное. Мама еще до создания театра "Сферы" успела посмотреть мой спектакль "Почта на Юг" по Сент-Экзюпери. Я его поставила в концертном зале имени Чайковского, объединив амфитеатр зрительного зала и сцену в большую полусферу. Мама была в восторге.

— Вы больше объясняете актерам или показываете?

— И то, и другое. Режиссер должен суметь показать актеру. Мне приходилось и заменять актеров на сцене в случае их болезни. Я ведь получила актерское образование в Школе-студии Немировича-Данченко при МХАТе.

— Георгий Александрович Товстоногов как-то сказал, что актерская профессия несовместима с режиссерской. Согласны ли вы с ним? Почему вы ушли из актерской профессии?

— Я ушла в режиссуру, когда перессорилась со всеми режиссерами. Я считала, что могу поставить спектакль лучше их.

— А вот Татьяна Доронина сказала, что она занимается режиссурой, когда у нее нет ролей, чтобы не "простаивать".

— Мы с ней разные люди.

— Как вы относитесь к театральной реформе в России? Чтобы государство дотировало только те спектакли, которые будут госзаказом?

— Это придумали кабинетчики, которые ничего не смыслят в театре. Лужков выступил против такого диктата.

— У вас в театре работают такие корифеи, как Римма Быкова, Александр Парра, такой популярнейший благодаря кино актер, как Анатолий Смиранин, и много молодежи. С кем проще и интересней работать?

— И с теми, и с другими работать интересно. Молодежь – она ведь тоже разная. Набирая молодых, я в первую очередь смотрю, чтобы была индивидуальность. Я им сразу даю главные роли, я не считаю, что молодой актер должен состариться в ожидании хороших ролей.

— Вы охотно отпускаете актеров сниматься в сериалах и участвовать в антрепризах?

— Антрепризы я вообще не признаю. Это халтура. А в кино отпускаю. Это и заработок, и актерский тренинг.

— Что бы вы пожелали одесскому зрителю?

— Быть таким же доброжелательным... И хороших театров на гастролях...

Елена КОЛТУНОВА.

На фото: Екатерина Ильинична Еланская.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.