+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 32 (828), 18.08.2006 ГАСТРОЛЬНАЯ ОДЕССА СФЕРА, ВПИСАННАЯ В КУБ
После 18-летнего перерыва в Одессу приехал на гастроли Московский драматическим театр "СФЕРА". Театр необычный его концепция в формулировке создателя театра народной артистки России Екатерины ЕЛАНСКОЙ звучит так: "Мы отвергаем принцип театра-куба со снятой стенкой и подглядыванием мы утверждаем принцип сферы общения". И действительно, московский зал театра, архитектурно представляет собой окружающий сцену амфитеатр, что дает актерам возможность поддерживать живой контакт со зрителем, вызывая и ощущая живой отклик публики. Зал, естественно небольшой, в зависимости от сенографического решения постановки он вмещает от 150 до 300 зрителей. Есть в этом некая интимность, доверительность, которая невозможна, когда актеров и зрителей разделяет рампа. В Одессу театр привез четыре спектакля: "Публике смотреть воспрещается" Ж. Марсана, "Троил и Крессида" В. Шекспира, "Лолита" В. Набокова, Э. Олби, "Дон Жуан" Г. Фигейреду. В моей беседе с Екатериной Ильиничной Еланской речь шла об одесской публике. Удовлетворены ли вы восприятием одесситами ваших спектаклей? Я считаю, что публика очень живо реагирует на происходящее. Я даже видела слезы на глазах у некоторых. Но вмешиваться в действие, подавать реплики публика не решается. Ее сочувствие пассивно. Конечно, когда в зале 200 человек, контакт возникает более тесный, чем тогда, когда работаешь в зале Одесского русского театра на 700 мест. Я понимаю, что с геометрической точки зрения сферу можно выписать в куб или описать вокруг куба, можно ее вписать и в переносном смысле. Но ведь другая форма сцены требует другого сценографического решения, других мизансцен. Эти задачи приходится решать в каждом случае по другому. Зал одесского театра очень сложен. (N.B. Часть зрителей сидит на сцене, а актеры работают как на сцене, так и на вынесенном в зал помосте и в самом зале Е.К.) Что касается мизансцен, то тут актерам приходится, конечно, не легко. Ноги по привычке несут, скажем, вправо, а в данных условиях нужно уходить в другую сторону. Я уже подумываю о том, чтобы арендовать хотя бы на несколько дней в неделю помещение соседствующего с нами театра, чтобы спектакли шли и в нашем старом помещении, и в помещении, по конструкции приближенном к тем условиям, в которых актерам приходится работать на гастролях. Екатерина Ильинична, вы воплотили в жизнь идеи Всеволода Мейерхольда. Как отнеслись бы к такой концепции театра ваши родители великая МХАТовская актриса Клавдия Николаевна Еланская и выдающийся режиссер Илья Яковлевич Судаков? Хорошо бы отнеслись. Они любили все новое, интересное. Мама еще до создания театра "Сферы" успела посмотреть мой спектакль "Почта на Юг" по Сент-Экзюпери. Я его поставила в концертном зале имени Чайковского, объединив амфитеатр зрительного зала и сцену в большую полусферу. Мама была в восторге. Вы больше объясняете актерам или показываете? И то, и другое. Режиссер должен суметь показать актеру. Мне приходилось и заменять актеров на сцене в случае их болезни. Я ведь получила актерское образование в Школе-студии Немировича-Данченко при МХАТе. Георгий Александрович Товстоногов как-то сказал, что актерская профессия несовместима с режиссерской. Согласны ли вы с ним? Почему вы ушли из актерской профессии? Я ушла в режиссуру, когда перессорилась со всеми режиссерами. Я считала, что могу поставить спектакль лучше их. А вот Татьяна Доронина сказала, что она занимается режиссурой, когда у нее нет ролей, чтобы не "простаивать". Мы с ней разные люди. Как вы относитесь к театральной реформе в России? Чтобы государство дотировало только те спектакли, которые будут госзаказом? Это придумали кабинетчики, которые ничего не смыслят в театре. Лужков выступил против такого диктата. У вас в театре работают такие корифеи, как Римма Быкова, Александр Парра, такой популярнейший благодаря кино актер, как Анатолий Смиранин, и много молодежи. С кем проще и интересней работать? И с теми, и с другими работать интересно. Молодежь она ведь тоже разная. Набирая молодых, я в первую очередь смотрю, чтобы была индивидуальность. Я им сразу даю главные роли, я не считаю, что молодой актер должен состариться в ожидании хороших ролей. Вы охотно отпускаете актеров сниматься в сериалах и участвовать в антрепризах? Антрепризы я вообще не признаю. Это халтура. А в кино отпускаю. Это и заработок, и актерский тренинг. Что бы вы пожелали одесскому зрителю? Быть таким же доброжелательным... И хороших театров на гастролях... Елена КОЛТУНОВА. На фото: Екатерина Ильинична Еланская.
|
|
|||||||||||||||
|