Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 30 (926)
15.08.2008
НОВОСТИ
Культура
Тема номера
Проблема
История
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 30 (926), 15.08.2008

ПРОВИНЦИЯ - ПОНЯТИЕ НЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ

С 25 августа по 3 сентября в Одессу приезжает на гастроли Читинский областной драматический театр, который везет нам 7 спектаклей, в том числе два детских. Один из спектаклей - это "Поминальная молитва" Григория Горина. Возможно, кто-то пожмет плечами и скажет, что только ленивый не привозит в Одессу на гастроли эту шолом-алейхемовскую притчу. И действительно, как откровенно выссказался год назад директор Витебского русского театра: "Мы включили в наш гастрольный репертуар "Поминальную молитву", потому что нам сказали, что в Одессе осталось еще много евреев". Думается, что неувядаемая горинская интерпретация "Тевье- молочника" привлекала и привлекает внимание не только еврейского населения. Можно вспомнить аншлаги в нашем Украинском театре, когда одесская интернациональная публика валом валила на "Тевье" с Иваном Твердохлибом в главной роли. И достаточно перечислить имена великих русских и украинских актеров - Ульянова, Леонова, Ступки, которых привлек образ Тевье - этого народного еврейского философа, порой мягкого, как воск, а порой твердого, как скала, мудрого и ироничного, знатока торы, что не мешает ему пофамильярничать с Богом.

Итак, в августе одесситы вновь могут встретиться с Тевье. Но почему я остановила внимание именно на этой постановке, а не на одном из двух музыкальных спектаклей А. Журбина - музыкальной комедии "Новый учитель для дураков" или знаменитой трагикомедии по произведениям И. Бабеля "Биндюжник и король"? Или на уморительной комедии В. Бочанова "Бинго"? Или на достаточно известной комедии М.Задорнова "Последняя попытка" ("Продайте мне вашего мужа")? Дело в том, что театр из Читы приезжает в Одессу второй раз. И во второй раз привозит "Поминальную молитву". В 2006 году этот спектакль произвел просто шок. Я и еще одна моя коллега, тоже пишущая о театрах, смотрели спектакль трижды.

Чем же поразила нас постановка этого провинциального театра? Поразила именно своей непровинциальностью. Это не значит, что мы увидели столичный размах в сценографических решениях. Отнюдь. Декорации были достаточно скромны и предельно органичны. Так же предельно органичны были режиссерская и актерские работы. И эта органичность, достоверность вовлекала зрителей в сопереживания, делая не то что не скучным, а магнетически притягательным этот неспешный трехчасовый спектакль, поставленный засл. деятелем искусств России Николаем Березиным.

Вы никогда не задумывались над тем, так же уморительно звучат тексты Шолом-Алейхема, написанные им на идиш, как они звучат в переводе на русский, искореженный евреями из маленьких местечек черты оседлости? Так вот, ни режиссер, ни актеры не пошли по такому дешевому пути. Дух еврейского народа передан в спектакле не с помощью акцента, а благодаря удивительному вживанию в образы. Два года прошло, но и сегодня у меня перед глазами Тевье и его мужественная жена Голда. Колоритный Лейзер-Мясник, Этот Лейзер мог бы составить яркий и сочный дуэт с Тевье-Ступкой. Но образ читинского Тевье - Сергея Юлина, пожалуй, ближе к образу, созданному Ульяновым. Впрочем, никакого подражание здесь нет. А есть предельная искренность, исключающая даже намеки на фарс. И замечательный дуэт Тевье - Лейзер строится именно на единстве противоположностей.

Мне посчастливилось видеть не один спектакль "Поминальной молитвы", в том числе со всеми названными выше актерами. Но скажу честно, такого потрясающего решения, которое нашел Березин в сцене, в которой умирающая Голда руководит родами дочери, и в сцене погрома, я не видела ни в одной постановке. Не забыть, как медленно уходит за кулисы кровать со стоящей во весь рост умершей Голдой, которая жила, как стоик, и ушла из жизни, как стоик. Не забыть и танец "на костях" предводительницы погромщиков (она танцует, вскочив на свадебный стол, в темноте, высвеченная лишь "пистолетом").

Кстати, о танцах. Видели бы вы, как труппа в финале спектакля отплясывает еврейский танец!... Впрочем, приходите в театр и увидите. Все спектакли, кроме "Биндюжника и короля", будут проходить на сцене Русского драматического театра. "Биндюжник и король" - на сцене Украинского.

Елена КОЛТУНОВА.

На фото: Тевье и Лейзер-Мясник.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.