Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 6 (1446)
21.02.2019
НОВОСТИ
Море
Милосердие
Здоровье
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Имена
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 6 (1446), 21.02.2019

МОРСКОЙ ФОРУМ:
ЧТО ОБСУЖДАЛИ, ЧТО РЕШИЛИ

В ходе Второго Национального форума Украинского крюинга обсуждались наболевшие вопросы нынешней системы морского образования, работы Инспекции по дипломированию моряков и морской администрации.

Также было предложено видение решения насущных проблем, которые ставят под угрозу работу украинских моряков.


Моряки - не трудовые мигранты

Второй Национальный форум Украинского крюинга собрал представителей Министерства инфраструктуры, Морской администрации, Инспекции по дипломированию и подготовке моряков, Союза работодателей Украины, Ассоциаций "Укрпорт" и морских капитанов Одессы, морских учебных заведений, тренажерных центров и профильных организаций.

Вячеслав Кисловский, глава Ассоциации "Всеукраинское Объединение Крюинговых Компаний" (ВОКК) отметил, что со времени проведения первого Форума прошло два года. И за это время было выполнено основное обязательство - создана Морская палата Украины, к которой присоединились уже депутатские группы, крупные объединения, защищая интересы морского бизнеса.

Александр Сагайдак сообщил, что благодаря усилиям Ассоциации ВОКК и его главы крюингам удается работать на прежних условиях, трудоустраивая моряков на суда иностранного флота. Так, удалось блокировать принятие закона, касающегося изменений в лицензионных условиях трудоустройства за границей, предложенных Минсоцполитики, которые ужесточают работу всех кадровых посредников.

- Моряки - не трудовые мигранты, - напомнил Александр Сагайдак. - Государство должно понять эту грань и не приравнивать их к этой категории населения, и не усложнять работу крюингов. Отчет крюинга состоит из 500 страниц, все должно быть переведено, заверено. Административные препоны мешают нашей деятельности, усложняя ее. Моряки действуют в поле международных Конвенций и отвечают международным требованиям морского законодательства.

Бизнес способен объединяться

Ассоциация "Всеукраинское Объединение Крюинговых Компаний" зарегистрирована как юридическое лицо 15 апреля 2014 г. Эта независимая добровольная организация объединяет компании, чья деятельность связана с трудоустройством украинских моряков для работы на судах под иностранным флагом. Цель ВОКК - взаимодействие и развитие тесных взаимовыгодных отношений между органами государственной власти и участниками ассоциации. Ассоциация представляет профессиональные интересы отрасли в органах государственной власти и управления: Верховной Раде, Министерстве социальной политики, Министерстве инфраструктуры, а также обеспечивает сотрудничество с Министерством иностранных дел.

Лоббирование интересов национального крюинга на национальном уровне обеспечивает прямое влияние на формирование политики государства в морском секторе экономики, сохранение кадрового резерва морских специалистов для восстановления морской индустрии и возрождения судоходного потенциала страны.

Деятельность Ассоциации ВОКК продемонстрировала возможность объединения бизнеса для решения общих задач, сохраняя индивидуальность и здоровую конкурентность рынка услуг посредничества в трудоустройстве моряков.

Ассоциация ВОКК впервые продемонстрировала единство и взаимозависимость образования, подготовки и трудоустройства моряков, представляющих целостную систему с критичной значимостью каждой из ее составляющих.

ВОКК оказывает содействие повышению качества услуг крюинговых компаний путём участия в семинарах, совещаниях, конференциях по вопросам организации и практики крюинговой деятельности, а также профессиональной подготовки персонала, и повышения уровня их квалификации в соответствии с международными стандартами.

В 2018 году Ассоциация ВОКК стала членом европейской Ассоциации Eurocrew, главной целью деятельности которой является обеспечение рабочих мест для европейских моряков и продвижение европейских трудовых ресурсов в соответствии с лучшими европейскими стандартами, определение надлежащих правил профессиональной этики в морском секторе бизнеса.

Почему капитаны не могут сдать квалифэкзамен?

Наболевший вопрос - ситуация с морским образованием. Как доложил Александр Шемякин, первый проректор Национального университета "Одесская морская академия", которая в этом году отметит 75-летие и является альма-матер для половины морских офицеров Украины, именно преподаватели Академии стояли у истоков создания Инспекции по дипломированию моряков. Все эти годы Академия находила общий язык с государственными органами.

- Но то, что происходит в последнее время, нас очень беспокоит, - заявил Александр Шемякин. - Инспекция начала выборочно руководствоваться документами и отстранилась от сотрудничества с Академией. В положении о лицах командного состава записано, что выпускники получают свой первый рабочий диплом на основании экзаменационной комиссии. Эта система работала 15 лет. Теперь руководство инспекции выступает против совместных заседаний. Вы сами по себе, мы сами. Но мы идем по тем же программам, по тем же планам на основе Конвенции ПДНВ. Сегодня капитаны, которые работают в ведущих судоходных компаниях мира, в европейских вузах, не могут сдать экзамены. На сайте инспекции нет ни программы, ни вопросов. Опрос проходит на усмотрение инспекции.

С 2014 года не можем достучаться до Министерства, когда был принят новый закон о высшем образовании. Ушел такой образовательный уровень как специалист, который получала основная масса выпускников. Этот уровень позволял занимать высшие должности. Теперь нужно скорректировать ситуацию. Но нас слышат только в Министерстве образования Украины. А любое обращение в инспекцию ни к чему не приводит. Сейчас мы столкнулись с тем, что нет бланков послужной книжки моряка. Как быть курсантам, как оформлять прохождение практики?

Экзаменационные вопросы за семью замками

В свою очередь, Вячеслав Кисловский заметил, что между Министерством инфраструктуры и Министерством образования нет взаимодействия, в результате которого решались бы эти вопросы. В Польше, например, все в одних руках, и морское образование и транспортная сфера, так что курсанты имеют возможность проходить практику.

В свою очередь, Александр Пипченко, заведующий кафедрой "Безопасность морского судоходства" Национального университета "Одесская морская академия" огласил позицию по сложившейся ситуации в системе подготовки моряков, которая, по его мнению, должна быть единой:

- Украинские моряки составляют 8 % от общего количество моряков мира. И Украина занимает второе место по числу морских офицеров на европейских судах за счет отлаженной системы морского образования. Но в последнее время она начала ухудшаться. Раньше была практика рассылки бюллетеней, которые информировали об изменениях в морском законодательстве. Сейчас инспекция не занимается методическим обеспечением нормативной базы судоходства. Экзаменационные вопросы являются закрытой информацией и недоступны для моряков. Кроме того, неправильно трактуется концепция экзамена, который должен стимулировать к получению новых знаний, а не к поиску посредников, через которых можно будет сдать экзамен. У инспекции появилась тенденция к изоляции, из-за чего возникают сомнения в компетентности ее специалистов. Ведущие преподаватели Академии отстранены от работы в квалификационной комиссии для действующих моряков. Кафедра выработала рекомендации, предлагая создать совместные квалификационные комиссии по подтверждению дипломов, куда будут входить как представители морской администрации, так и учебных заведений. А также произвести рецензирование вопросов, которые выносятся на устный и письменный экзамен, и опубликовать перечень вопросов тем и источников, по которым можно подготовиться.

Подводя итог сказанному, В. Георгиевич сообщил, что во всем мире успешно используют набор сотрудников по международной системе "Сегал", которую можно приспособить под любые реалии.

После выступления докладчиков морской академии разгорелась жаркая дискуссия, в которой приводились примеры, когда моряки не могут сдать экзамены на квалификационной комиссии. И только после прохождения учебы в определенных тренажерных центрах проходят тесты. Это же касается уже и выпускников морских вузов. Высказывались требования обеспечить прозрачность ГКК. А также выразить недоверие к работе Морской администрации, за создание которой так боролась морская общественность. И сейчас "прослеживается тенденция уничтожения морского образования и выталкивание украинского моряка из страны", - говорили на форуме.

Атака на тренажерные центры

В. Кисловский напомнил о новых жестких правилах для тренажерных центров от Инспекции по подготовке и дипломированию моряков, подписании договоров от Государственного реестра документов моряков Украины, для чего требуется предоставить большое количество документов. И это позволяет закрыть неугодные учебные заведения.

Например, Центр подготовки Ильичевского судоремонтного завода уже два года не может подтвердить сертификат соответствия, которому вменяются надуманные обвинения. Уже есть решение Административного суда о том, что инспекция превысила полномочия. Центром подготовки подан иск на возмещение убытков Министерством инфраструктуры за это время.

Предлагает Морская палата

Чтобы нормализовать ситуацию в сфере морского образования, капитан Михаил Тихонов озвучил предложения Морской палаты Украины, касательно изменений, которые необходимо внести в национальную нормативную базу.

- Конвенция ПДНВ разрабатывалась с 2007-го по 2010 год. Основная цель Манильских поправок - максимально возможный учет и уровень подготовки моряков, чтобы они могли работать на современных судах сегодня и завтра. Чтобы выполнить требования Конвенции после ее принятия, разрабатывались и были приняты ряд нормативных актов, что позволило Украине в свое время уверенно держаться на пятом месте в мире по количеству моряков. А также в 2018 году пройти аудиты ЕМСА и IMO. Но время ставит перед нами новые вызовы. Необходимо вносить изменения, чтобы соответствовать изменениям Конвенции, принятым в 2016 году.

Основной документ положение о званиях на сегодня имеет статус практически нелегитимного по той причине, что он не приведен в соответствие с Законом о высшем образовании. И это дает Инспекции полномочия кого пропускать, а кого - нет. Также нужно пересмотреть позиции об утверждении конвенционных документов моряков, о порядке их выдачи, квалификационной комиссии и требованиям к тренажерному оборудованию и методическому обеспечению и другие.

Основные замечания аудитов ЕМСА и IMO касались вопросов аккредитации учебных заведений со стороны министерства образования Украины, а также усиления дополнительной тренажерной подготовки по электронной картографии, управлению ресурсами мостика и машинного отделения, подготовки инструкторов, преподавателей этих центров.

Есть еще одна веская причина необходимости изменений - серьезное увеличение непрозрачности и коррупционногенности в системе дипломирования моряков. Она начала развиваться два с половиной года назад. Этому способствует невнедрение электронного тестирования моряков, что должно полностью отменить контакт моряка с членами комиссии. Кроме того, ликвидированы все квалификационные комиссии, кроме той, что в Одессе. Система существовала 15 лет и была рассчитана на то, чтобы моряку было удобно проходить комиссию по месту жительства. Зато появились выездные комиссии, после которых морякам обеспечивают возможность сдачи экзамена. Сегодня без посредников пройти комиссию стало нереально. На экзаменах искусственно создают сложности. То же самое происходит с тренажерными центрами, которым для перезаключения обычных хозяйственных договоров нужно подать 23 документа.

Мы предлагаем в первую очередь создать рабочую группу с участием общественности, отменить устное собеседование, внедрить электронное. Потребовать от Министерства инфраструктуры и Морской администрации обеспечения скорейшего пересмотра нормативно-правовых актов с целью приведения их к уровню современности, обеспечить бесперебойное снабжение бланками документов моряков. А также принять эффективные действия по искоренению коррупционных факторов и максимальной прозрачности в сфере тренажерной подготовки и дипломирования моряков. По мнению Морской палаты, нормативное подтверждение документов моряков в условиях открытого реестра, услуги внесения и подтверждения документов должны быть бесплатными. Это функция государства. И нужен единый аппаратный комплекс, чтобы была четкая однозначная связь между реестром и тренажерными центрами, - подчеркнул капитан Михаил Тихонов.

О своей готовности совместно с ВОКК проводить реформирование системы дипломирования и подготовки моряков заявил Владимир Севрюков, глава департамента госполитики морского и речного транспорта. В форуме приняли участие представители Украинского союза промышленников и предпринимателей.

Заслуги главы ВОКК Вячеслава Кисловского в отстаивании интересов морской общественности отметил президент ассоциации морских портов Украины "Укрпорт" Юрий Крук, вручив ему награды.

- Мы уверены, что любая проблематика должна решаться через общество, - резюмировал организатор форума В. Кисловский. - Бизнес сам должен себя защищать. И наша задача донести видение бизнеса на уровень управляющих структур, чтобы инициировать успешное реформирование системы.

Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.