Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 49 (1195)
27.12.2013
НОВОСТИ
События
Культура
Новый год
Правопорядок
Здоровье
Спрашивайте - отвечаем
Радости жизни
16-я полоса
Спорт
Мяч в игре

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 49 (1195), 27.12.2013

И ОЖИЛ ДУХ РАХМАНИНОВА

Послесловие к концерту Алексея Ботвинова
в Одесской филармонии

Алексей Ботвинов - один из самых известных концертирующих пианистов Украины. Он с честью продолжает и представляет миру богатую традицию фортепианной культуры нашего города. Эту миссию он исполняет практически в одиночестве. Кто-то из одесских мэтров фортепиано ушел в лучший мир, кто-то остановился в своих дерзаниях, кто-то перебрался за рубеж и потерял живую связь с городом. Порой появляются у нас новые надежды, связанные с успехами юных пианистов на отечественных конкурсах. Но эти надежды почему-то не оправдываются. Пока не слышно - кто из наших молодых талантов может в скором будущем выйти на уровень Ботвинова. Это печально. И тем более отрадно, что есть он.

Очевидно, что Алексей Ботвинов - во всех смыслах современный музыкант-исполнитель. Во-первых, он охотно исполняет музыку композиторов-современников (запомнились его трактовки произведений израильского одессита Яна Фрейдлина).

Во-вторых, Алексей тяготеет к новым формам концертного преподнесения музыки. Примером его новационных устремлений может быть проект "Визуальная реальность музыки", основанный на соединении возможностей современной мультимедийной техники с "живым" концертным исполнением музыки. Сенсационным явлением стал его проект исполнения клавирного цикла Гольдберг-вариаций И. С. Баха в сопровождении ритмов традиционной турецкой музыки.

В-третьих, современно в деятельности Ботвинова и то, что он хорошо понимает информационные, экономические, идейно- политические составляющие сегодняшней музыкальной жизни, "болевые точки" европейского культурного организма и средства воздействия на них. В наши дни без такого понимания невозможно успешно действовать на высших "этажах" мировой концертной практики.

Наконец, современной и весьма актуальной представляется его позиция пропагандиста классической (в широком смысле) музыки, понимание необходимости ее популяризации различными средствами без боязни упреков в оригинальничаньи, конъюнктурности, потакании массовому вкусу и т. п. Перейду теперь к недавнему концерту из произведений С. В. Рахманинова, ставшему заметным событием культурной жизни города. Стоит подчеркнуть, что произведения этого композитора особенно хорошо удаются пианисту, в чем мы убедились и на этот раз.

Вся программа была исполнена превосходно.

Начну с Третьего фортепианного концерта Рахманинова. Каждая его нота знакома; "на слуху" десятки интерпретаций концерта великими исполнителями прошлого. Наверное, в зале были счастливцы, слышавшие, подобно автору этих строк, исполнение этого сочинения в том же зале филармонии Эмилем Гилельсом около 40 лет тому назад. И нашему музыканту удалось представить свою убедительную и увлекательную исполнительскую версию рахманиновского шедевра. Сразу нужно сказать добрые слова в адрес камерного оркестра филармонии и его руководителя, заслуженного артиста Украины Игоря Шаврука. Оркестр надежно взаимодействовал с солистом и не оплошал в эпизодах симфонического характера.

Убедительность интерпретации Ботвинова состоит более всего в том, что пианист воплощает авторский текст с высокой точностью, под которой я понимаю верность воплощения предписанного композитором звучания. В игре Ботвинова все, что написано композитором, звучит внятно, с сознательным или интуитивным учетом объективных законов акустики рояля и оркестра, конкретных свойств фактуры, темпоритма и других сторон звуковой формы.

В звуковом выстраивании формы интеллект играет столь же важную роль, что эмоциональность и артистизм. Ботвинов играет продуманно, не побоюсь сказать, расчетливо. Это проявилось лучше всего в исполнении Второй сонаты Рахманинова. Красота и смысловая глубина этого произведения бесспорны. Но, как знают профессионалы, эта соната "сама собой" не играется. Ее драматургия причудлива, темы и вспомогательный материал уклоняются от "железной" логики сонатной формы, связь элементов композиции не вещественна, а бесплотно-образна. Тут интерпретатору не может помочь ни блестящая техника, ни богатство фантазии, ни эмоциональная открытость. Помогает личный жизненный и художественный опыт, дирижерский подход к исполнению, умение быть одновременно рассудительным и искренним в музыкальном общении со слушателями. Эти качества, в высокой степени присущие Алексею Ботвинову, позволили ему создать цельное, соразмерное, пластичное звуковое тело сонаты, и она раскрыла нам свою музыкальную душу.

А теперь о том, что увлекает в игре Ботвинова. Прежде всего - присутствие рахманиновского духа. Этот эффект трудно объяснить даже в профессиональной дискуссии с применением заумных терминов. Потому попробую предложить некое подобие разъяснения.

Сегодня музыканты всего мира упоенно воспроизводят нотные тексты Рахманинова. И получается неплохо. Обученные пианисты владеют нынче и виртуозной техникой, и певучим звуком, и разнообразием регистровых красок. Кроме того, музыка Рахманинова так хорошо написана, что практически в любом исполнении оказывает эстетическое воздействие. Однако подлинный рахманиновский дух не так просто вызвать. Он оживает, если исполнитель пронизан излучением той великой культуры, которая породила феномен Рахманинова и которую он так мощно и прекрасно воплотил.

Не утратившая чуткости к художественной правде одесская публика услышала в игре Алексея Ботвинова живой и необыкновенно важный для нас сегодня голос Рахманинова и горячей овацией поблагодарила исполнителя за эстетическое наслаждение и актуальный нравственно-творческий акт.

Сергей ШИП, музыковед.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.