Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 38 (1085)
7.10.2011
НОВОСТИ
Культура
Образование
Проблемы
Школа
16-я полоса
Криминал
Футбол
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 38 (1085), 7.10.2011

ТРУД ТЯЖЕЛЫЙ, НО БЛАГОДАРНЫЙ

Председатель областного совета Николай Пундик не понаслышке знаком с учительским трудом. Этой профессии он отдал 12 лет. И вполне логичным было наше стремление узнать его мнение об учительстве и учителях.

- Есть такое выражение: можно привести человека к источнику, но нельзя заставить его пить. Так вот, для меня образ настоящего учителя - это образ человека, который не заставляет своих учеников "пить" из источника знаний, а пробуждает в них жажду к этим знаниям. То есть может заинтересовать детей.

Приемы здесь могут быть разные. Безусловно, есть какие-то методы обязательные. Но, с моей точки зрения, методика преподавания - это настолько индивидуальная вещь как с точки зрения самого преподавателя, так и с точки зрения того коллектива, с которым он работает. Ведь, с одной стороны, учитель должен понимать и развивать личность каждого ученика. Но вместе с тем он имеет дело с коллективом в 20-35 человек, с разным уровнем подготовки. И задача педагога - построить работу так, чтобы было интересно и сильным, и более слабым ученикам.

При этом все-таки надо ориентироваться на более подготовленных детей, в то же время не обижая тех, кто послабее, а наоборот, стимулируя. Нужно втягивать их в работу. Замечать, видеть эту искорку, когда такой ученик понимает материал, когда он знает, и дать возможность ему блеснуть своими знаниями. Это очень тяжелый, но благодарный труд.

- Кого из ваших учителей вы вспоминаете с особым чувством?

- Как ни удивительно, но при всем моем непонимании математики, пожалуй, именно благодаря учителю математики - покойному Абраму Ефимовичу Паничу - я и стал учителем. В девятом классе мы изучали "Войну и мир", которую я прочитал еще летом. Моя любимая учительница русского языка и литературы Раиса Соломоновна заболела, и на замену пришел Абрам Ефимович. А в старших классах уроки были спаренные - для меня это были 90 минут очередной муки. Поэтому я с юношеским максимализмом начал говорить какую-то ерунду на тему: "Кому это в жизни пригодится?" Так вот, Абрам Ефимович тут же, не имея текста под рукой, по памяти цитируя целые куски из "Войны и мира", начал доказывать теорему о необходимых и достаточных условиях. Я был в та-а-аком шоке! Его знания, эрудиция произвели огромное впечатление.

Конечно, вспоминаю нашего классного руководителя - покойную Евгению Абрамовну Гриновскую. О своей школе у меня остались самые светлые воспоминания и впечатления.

- Но вот вы стали учителем, перейдя, так сказать, на другую сторону баррикады. Что ощущали при этом?

- Вы знаете, я учился, когда еще в педвузах были нормальные программы. После первого курса у нас была ознакомительная практика, когда нас водили и показывали "процесс изнутри". Oосле второго курса мы на два месяца были направлены в пионерский лагерь пионервожатыми. А на практику как преподаватель в 153-ю школу им А. С. Пушкина в Киеве я попал на третьем курсе. И как-то сразу дело пошло... Просто надо жить интересами своих учеников, понимать их. И потом, надо очень уважительно относиться к детям. Во всех классах, начиная с 4-го и заканчивая 11-м, я всех своих учеников называл исключительно на "вы". Поначалу это получилось случайно (просто я так воспитан). Потом я понял, что им это очень важно. Были, конечно, и разгильдяи, но были и очень интересные ученики.

- Попадались ученики, которые вам тоже говорили, что эта история им не пригодится и они не будут ее учить?

- Конечно.

- И как вы поступали в таких случаях?

- По-разному. Вспоминаю такую историю. Когда я пришел в 6-й класс читать историю, один из учеников был таким себе "серой мышкой". Но как-то я на уроке задал вопрос, заранее предполагая, что никто из учеников этого знать не может. И вдруг он так тихонько, но отвечает. Ну я и начал присматриваться. И вот сейчас он - доктор исторических наук, чем я горжусь.

- Наверное, сложно в таких тихонях распознать дарование?

- Это случай. Я повторяю, никаких универсальных методик не существует. Кто бы что ни рассказывал. Знаете, будучи молодым учителем, я ездил по различным авторским школам, популярным в то время в Советском Союзе. Но до сих пор уверен, что у каждого педагога должна быть своя индивидуальная методика. Шаталовский метод был пригоден только самому Шаталову, потому что он такой уникальный человек. То же касается и остальных выдающихся педагогов, как, например, Иван Андреевич Зязюн - бывший ректор педвуза в Полтаве, куда я тоже ездил набираться опыта. Зязюна я также считаю гениальным, но не столько педагогом, сколько организатором. Должен сказать, что, когда он был министром образования Украины, это был единственный год, когда учителя Украины чувствовали себя нормальными людьми. Буквально через год месячная зарплата учителя равнялась десяти долларам. То есть ее девальвировали абсолютно.

- Сегодня, к сожалению, девальвировано само звание учителя...

- К сожалению, да. Но это во многом касается все-таки больших городов. В деревнях и селах к учителю по-прежнему относятся с благоговением. Я это сам увидел и ощутил, когда мы в этом году открывали шесть школ в районах области. Я бывал на всех стройках, в двух школах побывал на открытии. И вижу это отношение к учителю. Ведь на самом деле, кто еще из интеллигенции остался в деревне - учителя и медработники. А вообще-то в селах эта категория осталась обделенной. Почему учителя не получили те же паи при распаевывании земель, я этого не знаю и не воспринимаю. Если мы так относимся к учителям, то и не знаю, какая у нас перспектива.

- А из вашего учительского опыта вам на нынешней должности что пригодилось?

- Прежде всего какой-то багаж общих знаний. Потом умение готовиться по определенной теме. Мне сейчас несложно конспективно находить главные тезисы, главные темы в специальной литературе, в каких-то справочных материалах, потому как нельзя знать все. Еще учительство привило мне такую черту, которой поначалу у меня точно не было. Прежде, когда что- то не получалось, я это дело бросал, ну и ладно - займусь чем- нибудь другим. Сейчас у меня есть принцип: если что-то начал делать, надо доводить все до конца, а не заниматься всем и сразу. Пожалуй, понимание всего этого и дала мне профессия учителя.

Материалы полосы подготовил
Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.