Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 19 (866)
25.05.2007
НОВОСТИ
Культура
Среда обитания
Архив
Город
Дискуссия
Кримиал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 19 (866), 25.05.2007

К столетию со дня рождения театрального режиссера Владимира Галицкого

ТЕАТР ЕГО ЖИЗНИ

В 1940-50-х гг. В. Галицкий считался одним из ведущих мастеров, работающих в периферийных театрах. Он был даже удостоен Сталинской премии. Честь по тем временам огромная, особенно если учесть, что лауреатский спектакль был поставлен не в каком-нибудь столичном театре, а в захолустном Тамбове. Но смею предположить, что в историю В. Галицкий вошел, прежде всего, своей мемуарной книгой "Театр моей юности", в которой с удивительным полнокровием и детальностью описал свое одесское детство, юность и первые театральные впечатления.

Но перед тем, как эта книга увидела свет, была долгая жизнь в необыкновенное время. Владимир Александрович Галицкий родился в 1907 г. в театральной русско-еврейской семье. Уже в 10-12 лет он имел возможность лицезреть таких мастеров, как Е. Полевицкая, В. Хенкин, А. Вертинский. В годы гражданской войны в Одессу перебрались очень многие знаменитости того времени, так что мальчику было где и от кого набираться впечатлений. Логичным в связи с этим стал и выбор пути. После школы Владимир поступил в Харьковский театральный институт. Харьков был в ту пору столицей Украины, средоточием культурной жизни. Достаточно сказать, что там, в театре "Березиль" работал гениальный режиссер Лесь Курбас, и станет понятно, сколько возможностей предоставлялось тогда юноше для постижения основ будущей профессии. А завершал он образование уже в Москве, в знаменитом ГИТИСе.

Окончив в 1933 году институт, В. Галицкий не стал цепляться за место в каком-либо столичном театре. Понимал, что там он обречен на долгие годы быть подмастерьем. Предпочел самостоятельную работу. До войны работал в театрах Харькова и Днепропетровска. Во время войны судьба забросила аж во Владивосток. Три сезона режиссировал в Калинине, а в 1947-м был назначен главным режиссером Тамбовского драмтеатра. Пожалуй, именно эта страница его творческой биографии самая яркая. Во всяком случае, сейчас на сайте Тамбовского театра именно Владимиру Галицкому уделено наибольшее внимание. И не случайно: за несколько лет он сумел превратить заштатный театр в коллектив, известный в стране. С этим театром он даже провел месячные гастроли в Москве, после которых стал заслуженным деятелем искусств РСФСР..

Особое внимание В. Галицкий уделял работе с местными драматургами и молодыми актерами. Благодаря ему раскрылись драматургические способности Дмитрия Девятова и Николая Архангельского. Именно за спектакль по пьесе Д. Девятова "В Лебяжьем" режиссер был удостоен Сталинской премии.

Однажды В. Галицкий приехал в Москву в поисках молодых актеров для своего театра. В школе-студии МХАТ курс В. Топоркова показывал выпускной спектакль "Бесприданница". Одна из студенток привлекла внимание режиссера своей

искренностью, душевной открытостью. К тому же она готова была ехать на периферию. "Мы шли не торопясь, и она рассказывала о себе, - вспоминал впоследствии В. Галицкий. - За спиной у нее были ужасы ленинградской блокады, бомбежки, голод, от которого едва не погибла. Да, это цветущее молодое создание - молодость быстро восстанавливает свои силы, - имело опыт страшных лет войны. От нее шли свет и тепло. Мысленно я уже решил, что приглашу ее в труппу". Однако у девушки не оказалось денег даже на билет до Тамбова. Пришлось режиссеру раскошелиться, о чем много лет спустя с нежностью и признательностью вспоминала народная артистка Советского Союза, лауреат Государственной премии Валентина Леонтьева. Будущий легендарный диктор и ведущая Центрального телевидения начинала свой путь в театре у Владимира Галицкого.

Будучи по натуре человеком беспокойным и энергичным, В. Галицкий, помимо руководства театром, выступал в прессе, организовал в Тамбове секцию театральных рецензентов, принимал активное участие в деятельности Всероссийского театрального общества. В 1957 году ему предложили возглавить Куйбышевский драмтеатр. Там он встретил своего земляка Владимира Самойлова, впоследствии также народного артиста СССР. Несколько лет режиссер проработал в Вильнюсском русском драмтеатре. А затем окончательно поселился в Ленинграде, воспитывал будущих режиссеров. Среди прочих, учился у него заводной парень Саша из Курска - весельчак и сочинитель. Однажды мастер узнал, что его ученик сочинил пьесу. Пьеса педагогу понравилась, и он показал ее знаменитому драматургу Александру Володину. Тот посоветовал Саше всерьез заняться драматургией. Так появился автор многих известных пьес и сценариев Александр Галин. Интересно, что периодически А. Галин использует и свои режиссерские навыки, воспринятые от старого мастера. Несколько лет назад в Одесском русском театре он поставил спектакль по собственной пьесе.

Перейдя 70-летний рубеж, В. Галицкий все больше времени уделяет мемуарам. Результатом и стала вышедшая в 1984 г. великолепная книга "Театр моей юности". Поразительно, как много "вкусных" деталей одесской жизни и быта 1920-30-х годов сохранила его память. С большим успехом автор презентовал книгу в городе своего детства и юности. Встреча с земляками в Одесском Доме актера получилась очень теплой и душевной. К сожалению, это был последний приезд В. Галицкого в родной город.

Он прожил очень долгую жизнь, лишь немногим более месяца не дожив до 91-летия. Его книга "Театр моей юности" из числа тех, которые навсегда.

Гелий АЛЕКСАНДРОВ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.