Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 33 (829)
25.08.2006
НОВОСТИ
Актуально
Культура
Скандал
Тема номера
Проблема
ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
Фестиваль поэзии
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 33 (829), 25.08.2006

"ИМ ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО ПОЙТИ НА СОБОРКУ..."

Так говорили в старой Одессе о потерпевших жизненный крах, банкротах, неудачниках, падших женщинах. Нечто подобное происходит сегодня с художниками, переместившимися со своим товаром из Горсада на Соборную площадь. Как бедолаги проводят там целый день – ума не приложу. Прежде всего на предоставленных им аллеях безумно жарко. В Горсаду жару смягчали газоны, а теперь художники кроме палящих лучей сверху поджариваются снизу благодаря раскаленной плитке тротуара.

Тем, кто оказался возле фонтана, ничуть не легче. Совершенно очевидно, что отреставрирован фонтан халтурно. Водяные струи почему-то орошают пространство в радиусе пяти метров от заграждения. Картины мокнут, плитка вокруг фонтана проседает. Умели же наши предки строить на века! Нынешние зодчие и строители – увы, нет. Кроме жары художникам досаждает шум трамвая. Не повышают настроение возгласы пьяных компаний, считающих Соборку своей старинной вотчиной. Рядом старушки торгуют семечками. Ветер приносит прямо к стендам художников кучи шелухи. А еще идущие на службу в Свято-Преображенский собор с виду благочестивые бабушки осыпают мастеров проклятиями. За то, что те торгуют поблизости от храма. К слову, торговля идет из рук вон плохо по сравнению с обычным курортным сезоном в Горсаду.

Художники рассказали мне, что в последние годы как-то так получилось, что их рассорили между собой. Или они сами рассорились, но важно другое. Когда в товарищах согласья нет, и каждый тянет в свою сторону, как Лебедь, Рак да Щука из бессмертной басни Крылова, отстоять свои интересы очень трудно. Председателя общества с ограниченной ответственностью "Художник" Валерия Папушу переизбрали. Однако тому удалось выиграть судебный процесс, в результате которого собрание, на котором это произошло, признано нелегитимным. Художник Алексей Коциевский, организовывающий акции протеста, не обладает удостоверением председателя и печатью. Во всяком случае, сегодня. Судебные разбирательства будут еще продолжаться. Коциевский протестует против изгнания "одесского Монмартра" из Горсада, Папуша – совсем наоборот. Более того, он возмущен действиями Коциевского и его сторонников и просит журналистов даже поблагодарить городские власти за то, что на новом месте художникам-прикладникам стало просторнее. Все это было бы смешно, когда бы не было так глупо. Мне не удалось встретить на Соборной площади довольных нынешним положением дел ни живописцев, ни прикладников. И что ни говорите, семьдесят лет – все-таки не тот возраст, когда самое время руководить организацией и отстаивать ее интересы. Человек в прошлом военный, Валерий Папуша привык "брать под козырек", подчиняться. Вряд ли такая тактика поможет художникам сегодня.

При раздаче сертификатов, позволяющих художникам выставлять свои работы на Соборке, городская комиссия, очевидно, по старой советской привычке, делала замечания насчет идейно-образной составляющей их работ. Мастеров упрекали в недостатке национального колорита. Имелся в виду колорит исключительно титульной нации, то есть казачки, хатынки, колосья, подсолнухи, маки. Ничего, что кроме украинцев среди художников есть русские, евреи, греки, грузины, армяне и представители других национальностей? А как быть с тем, что за хатынками туристы охотятся в Киеве, Львове и Виннице, а в Одессе стремятся купить на память кораблик, морячка, поделку из ракушек, вид на Оперный театр? За годы независимости в Украине умудрились развалить работу сети производства и реализации действительно уникальных украинских сувениров, приватизировав ее точнехонько так, как сегодня – Одесскую киностудию. А вот властям Одессы, оказывается, нет иной заботы, как указующим перстом прибавлять колорита в художническую продукцию. Как быть с одесским-то колоритом?

Реализатор Сергей, пострадавший в памятную ночь с 22 на 23 июня, когда милиция производила "зачистку" Горсада от художнической братии, показал мне еще заметные следы от наручников. По его словам, он совсем не трогал сотрудников милиции, просто сидел, не желая покинуть рабочее место, протест таким образом выражал. Милиционеры надели на парня наручники, подняли в воздух и унесли в машину с последующей доставкой в райотдел. При этом раздался крик стража порядка: "Он мне штаны порвал!". В порче брюк милиционера Сергея и обвинили. Как же так – с виду обычный молодой мужчина нормальной ориентации, что он мог в штанах милицейских искать?!

— На самом деле брюки могли лопнуть у милиционера от напряжения, когда меня в воздух поднимали, – улыбается Сергей. – У меня еще долго слезились глаза, ведь милиция не только била, еще и из баллончика поливала. После того, как я снял побои, а также подал заявление на сотрудников милиции, от меня отвязались...

В роли адвоката художников сегодня выступает председатель совета движения "Гражданская позиция" Сергей Бовбалан. Он полагает, что договор художников с администрацией Жовтневого района расторгнут неправомерно. Чистый нонсенс – и сертификация, не предусмотренная ни одним законом. А еще он предполагает, что со скульптур льва и львицы будут сделаны копии, которые появятся в "обновленном" Горсаду вместо оригиналов. По поводу отсутствия внятной информации о проекте реставрации Сергей Бовбалан обратился в Генеральную прокуратуру. Продолжение следует...

Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.