+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 47 (894), 14.12.2007 НА "АРЕНЕ" ТЕАТРАВ детстве она была влюблена в Маргариту Назарову и мечтала тоже стать укротительницей, выходить в блестящем трико и коротком плаще на арену, где на тумбах сидят укрощенные ею тигры. Потом она мечтала стать Великой Балериной, танцевать, как Майя Плисецкая, умирая под бессмертную музыку Сен-Санса. Первая мечта сбылась с точностью до наоборот. Через много лет укрощали ее - строптивую Лили-Кэт. И "Умирающего лебедя" танцевать не довелось, хотя танцевать пришлось много. Так что же сбылось, что состоялось? А состоялась блестящая актриса Театра оперетты Виктория Фролова, красоте и таланту которой не одно десятилетие рукоплещет Одесса. Виктория Фролова родилась 9 мая, в праздник Дня Победы, поэтому никаким другим именем ее и не могли назвать. И ее блестящий победный бенефис, накануне которого состоялась наша беседа, естественно, был назван "ДЕНЬ ВИКТОРИИ". - Виктория, вы артистка самого легкого, самого жизнерадостного, самого светлого жанра. Вы светите людям. Но может ли артист оперетты сказать: "СВЕТЯ ДРУГИМ, СГОРАЮ САМ". Или на такие слова имеют право лишь драматические актеры? - Оперетта, действительно - легкий жанр. Но, должна сказать, что одновременно оперетта - это очень тяжелый легкий жанр. Для того, чтобы и спеть, и станцевать, и сыграть нужно много работать. Труд огромный, потому что нужно так танцевать, чтобы танец был естественным, чтобы от танца получать удовольствие, не думая о том, какое движение ты должна сейчас сделать. Танец должен быть в ногах. И при этом играть. Наш педагог Матвей Абрамович Ошеровский учил нас играть, как в хорошем драматическом театре. Он говорил: "Игра не должна быть поверхностной. Если любить, то любить всем сердцем, если не любить, то не любить". А пение! Уроки, уроки, уроки. Но прежде, чем придти на урок, нужно самой заниматься, заниматься, заниматься, выучить партию. Нет, оперетта, это совсем нелегкий легкий жанр. - Значит, за успех приходится сражаться, как гладиатору на арене? - Да. Мне приходилось играть в разных спектаклях: опереттах, мюзиклах. В одних превалировала музыка, как, например, в "Поздней серенаде" или в музыкальной комедии "У родного причала". А были спектакли, приближенные к драматическим, такие, как, скажем, "Товарищ Любовь". ("Любовь Яровая" - Е.К. ) В этом спектакле я играла Дуньку. Музыкальных номеров в этом спектакле у меня было мало - всего три, но в нем нужно было играть настоящую драматическую роль. Потом у меня был спектакль "Город на заре". Этот спектакль шел в Москве, в театре Вахтангова. Я играла ту же роль, которую играла Юлия Борисова. Моей героине по ходу спектакля приходилось даже рыдать... Словом, было что играть. Конечно, в комедийные роли так сердце не вкладываешь, с эмоциональной точки зрения эти роли проще. В них на первый план выходит актерское мастерство. А есть еще детские спектакли. Вот в них нужно отдавать себя полностью, потому что дети не простят никакой фальши, они ее чувствуют сразу. - Недавно Фаина Мушкатина с восторгом вспоминала вашу Золушку... - Да, Золушка у меня была хороша. Мы этот спектакль играли в Киеве, а потом его отсняли на Киевской телестудии. К сожалению, этого материала у меня нет. Зато есть связанное с Золушкой забавное воспоминание. Я по роли, пробегая через зал, теряла туфельку. А один мальчик в последнем ряду - этакий маленький циник - мне так ехидно говорит вслед: "Ну что, допрыгалась?" - Из последних спектаклей много нервной энергии, наверное, отнимает "Обнаженная любовь"? - О, да. Я после этого спектакля долго не могу уснуть. Так выматывает, что прихожу домой, сажусь просто на стул и сижу, ни на что нет уже сил. И только повторяю про себя: "Вот это я бы еще так могла сыграть, а это так..." Это моя любимая роль. Она очень женская, и женщины остро, эмоционально реагируют на этот спектакль, плачут, аплодируют каким-то фразам. Когда несколько дней назад мы играли "Обнаженную любовь", перед спектаклем даже очередь в кассу стояла. - У вас с Владимиром прекрасная, благополучная семья. Как же вам удалось так проникнуть в душу вашей героини, женщины, которая готова на все, чтобы сохранить любовь мужа? - Слава Богу, мне в такой ситуации, как моей героине, быть не приходилось. Но у меня много подруг, у которых в семьях происходит нечто подобное тому, что происходит в пьесе Дарио Фо. После выхода спектакля ко мне стали прибегать мои приятельницы, то одна, то другая, с заявлением: "Ты же меня играешь". Более того, когда мы еще только репетировали спектакль, ко мне вдруг подходит один из технических сотрудников театра и тихонечко говорит: "У меня дома точно такая же ситуация". Это уже мужик сказал... Понимаете, в театре он хорохорится, а дома жена жизни ему не дает. А еще одна моя подруга рассказывала, что наблюдала такую пикантную картинку. На спектакль пришла одна шикарная пара. Подъехали на лимузине. Она в роскошном пончо. Зашли в зал под ручку. А после спектакля поссорились. Она ему кричала: "Ну, ты себя видел, ты себя видел?" И со скандалом разошлись в разные стороны. Вот такова великая сила искусства. - Ого, значит, вы разрушаете семьи? - Наоборот. Пусть извлекают уроки. А как-то в театр пришло письмо. Написавшая его женщина решила, что у меня, действительно, такое происходит в жизни. Она даже похвалила меня за то, что я так проучила мужа. - Насколько я знаю, вы окончили хореографическую школу. Вы не думали о карьере артистки? Вы хотели быть балериной? - В детстве я мечтала стать дрессировщицей, как Маргарита Назарова. Но это было до балетной школы. А в балетной школе я хотела быть Плисецкой. - Кстати, Маргарита Назарова, прежде, чем стать дрессировщицей, танцевала в балете. - Савельева и Одри Хепберн тоже были балеринами, прежде чем стать актрисами. Мне однажды довелось увидеть Хепберн в мюзикле, где она потрясающе танцует. - Но в клетку к тиграм они не пошли. А вообще, хорошая балерина должна быть и хорошей актрисой. Она должна чувствовать драматургию партии. Пример блестящей актрисы, которая гениальна и в балете, и в кино, - уже упомянутая вами Майя Плисецкая. Меня не удивляет, что вы стали актрисой. Но как это произошло? - Моя мама была костюмером в Оперном театре. Конечно, я пересмотрела все спектакли. И сама выходила и в "Лебедином", и в "Щелкунчике", и в "Русалке" была маленькой Русалочкой. Но мне уже в школе сказали, что мое будущее - это не Плисецкая, а характерная балерина. Ножки были немного толстоватенькие. Но по характерному танцу у меня была та- акая пятерка! Характерный танец нам преподавал Иван Николаевич Вишняков. Он ставил и в Оперетте, и в Украинском театре... Никогда не забуду, как он говорил: "Хорошую актрису видно со спины, как она сидит, как повернула голову, как держит веер". Я всегда большое внимание уделяю позе. - Но после училища вы танцевали в балетных спектаклях? - Даже в "Лебедином озере", где-то на последней линии. Как говорила моя мама: "Балерина у воды". Меня в Музкомедию переманил Игорь Дидурко. Он сказал: "Чего ты тут делаешь, в Оперетте ты будешь солистка, а в канкане вообще станешь первой". Я и перешла. В Оперетте как раз поставили "Ночь в Венеции". Я в этом спектакле танцевала Амурчика. Тут меня заметили Водяной и Дынов. Говорят: "У нас же нет субретки, а вот готовая субретка, да какая хорошенькая". Спрашивают: "Голос у тебя есть?" Я говорю: "Нет". А Матвей Абрамович Ошеровский спрашивает: "Хочешь быть артисткой?". Я говорю: "Какой артисской?" - я ведь шепелявая была страшно. Пришлось идти к логопеду. И Крупник меня тоже учил (Виктория показывает упражнения для дикции). Поступила в театральное училище к Ошеровскому. Училась, одновременно работая в балете театра, и вскоре уже играла Стаси в "Сильве". А Бони был Водяной. На втором курсе я играла Лизочку в "Марице", а на четвертом - в "Алых парусах" уже героиню, правда, во втором составе. В первом играла Светлана Никитенко, это была тогда лучшая героиня. - Но как же с голосом? С шепелявостью можно расстаться, а где взять голос?. - В принципе, голос можно вытянуть. У меня был очень хороший педагог - Галина Михайловна Быховская, бывшая примадонна Одесской оперетты. У нее был свой гардероб, меха, палантин... Так вот она из меня, знаете, как голос вытягивала! Она на экзамене мне дала петь арию Джильды из "Риголетто". Помните? "В храм я зашла смиренно, чтоб помолиться Богу..." (поет). Она так из меня тянула эти ноты, что со стороны могли подумать, что кошку мучают. - Вы как-то обронили фразу, что вокал не самая сильная ваша сторона. - Да, но петь я люблю. Просто приходится много работать. Когда я пела партию Адели в "Летучей мыши", то за две недели до очередного спектакля начинала усиленно заниматься. Распевалась, отрабатывала высокие ноты. - Я знаю, что когда вы были на гастролях в Ленинграде, газеты дружно написали, что лучшей Адели они не видели и не слышали. - Да, так было. У меня есть запись второго акта со знаменитой арией Адели. Записал сын Володи. - Вернемся к вашим ролям. Впервые я вас увидела в роли Отуевой в "Кречинском". - Когда Стрижов ставил спектакль, мне как раз исполнилось 40 лет. Стрижов сказал, что Отуева, тетка героини - моя ровесница, и это моя роль. С тех пор только я и играю Отуеву. Отличный спектакль, жаль, редко идет. И у Володи там блистательная роль. - Насколько я помню, второй раз я вас увидела в роли Дженни Малины в "Трехгрошовой любви" по Брехту. - Дженни Малина - это гулящая девка, проститутка, она предает Мекки. А начинала я с роли невинной Люси в нашем выпускном спектакле "Трехгрошовая опера". С этим выпускным спектаклем у меня связаны трагикомические переживания. Люси беременна, и мне на живот цепляли подушку. Но во время премьеры подушка, которую я забыла пристегнуть, съехала мне на спину, и у меня сзади торчал живот. После спектакля Матвей тряс меня, как грушу. Я думала, он меня убьет. Еще один смешной случай был у меня в спектакле "Майя". Я играла такую парижанку - Мадлен. У меня была прическа - сверху мои волосы собраны в кисточку, а вокруг локончики. Моим партнером был Дынов. Он оказался столь темпераментным "любовником", что оторвал мне волосы. Так что осталась торчать только смешная кисточка. - Что за спектакль "Майя"? - Это венгерская оперетта. Ее ставили у нас венгры. Только сценография и костюмы были Ивницких. Я сейчас в Америке видела работы Зои Ивницкой - она сделала потрясающую серию еврейских зарисовок. Михаил Ивницкий был удивительный сценограф... Я с ним впервые встретилась еще в училище, он и Зоя ставили "Мадемуазель Нитуш". Я играла Денизу. А ровно 40 лет назад, в 1967 году, они пришли в Одесскую оперетту... - В каких еще спектаклях вы играли? Какие роли вы предпочитаете? - Во многих, в том числе и в детских. Лису Алису играла. А когда только пришла в театр, мне дали в оперетте Легара "Цыганская любовь" играть Эржи. Это такой персонаж - она хочет замуж, а никто ее не берет. Обычно Эржи играют актрисы в возрасте, а я молодая. Ну, я себе такой грим сделала, нос наклеила, веснушки, рыжий парик. Сделала из себя бабайку, вы бы меня не узнали. И все ходила и ныла: "Хочу замуж, хочу замуж". Я ужасно себя обезобразила и получала от этого удовольствие. Мне вообще нравится придумывать себе смешной грим, да так, чтобы меня не узнавали. - Значит, у вас с самого начала проявлялось тяга к острохарактерным ролям? - Во всяком случае, я не боялась показаться страшилой. У нас ставили спектакль "Папуля" - был такой французский фильм. Мужчина приводит в дом проститутку под видом внебрачной дочери. А потом появляется ее мамаша-пьяница. Вот мамашу я и играла. А потом мне дали маленькую, почти без слов, роль жены чиновника. Я нацепила очки, шляпку и ходила, отставив попу, как стульчик. - И все же, какие роли вам интереснее играть? - Мне интересны все роли, я так люблю играть, что я готова играть кого угодно, главное, чтобы было что играть. - Хорошо, значит стандартный вопрос, какая роль самая любимая, я вам не задам. Спрошу о другом. Была ли у вас нелюбимая роль? - Была. В "Моей прекрасной леди". Роль Клары - этой аристократической, жеманной девицы. В этой роли нечего делать. Единственное, что я придумала - это манерную речь: "Мама, ну нельзя быть такой старомодной" (говорит с интонациями Клары). - А Элизу сыграть не довелось. Были ли еще роли, которые вам хотелось, но не довелось сыграть? - Были. Долли в "Хелло, Долли". Я как увидела фильм с Барброй Стрейзанд, так и сказала: "Вот моя роль", но увы... Хотелось бы еще Дуэнью сыграть. У Тихона Хренникова есть чудесная оперетта "Дуэнья". И еще была мечта сыграть Джулию Ламберт в спектакле "Театр" по Сомерсету Моэму. Есть такая оперетта. - Вернемся к семье. О маме вы говорили, а кто был отец? - Замначальника высшей мореходки по заочному обучению. К театру не имел отношения и меня хотел видеть студенткой водного института. А потом ходил на все мои спектакли. Я ему покупала билет в первый ряд. Однажды папу приняли за Баниониса. Он был на него очень похож, буквально одно лицо. Это Крупник в антракте побежал в администрацию, мол, в первом ряду сидит Банионис. За папой прибежали, повели его в администраторскую, стали угощать коньяком. Он только удивлялся: "Смотри, какой почет!". О водном институте уже больше не вспоминал. - Вы с Володей знакомы еще по училищу? Когда начался роман? Володя мне говорил, что в училище он боялся к вам подойти, очень уж много было поклонников. - А я в училище его в упор не видела. А потом играли вместе в одном спектакле, и я Ошеровскому говорю: "Смотрите, Гольдат какой красивый. Он может играть героев-любовников". И каждый из нас успел вступить в брак. В день Володиной свадьбы, на которую я тоже была приглашена, мы играли вместе в оперетте Соловьева-Седова. Нам пришлось на сцене целоваться. А вечером на свадьбе Соловьев-Седой говорит: "Смотрите, чтобы с этой девочкой вы целовались только на сцене". Затем и я вышла замуж за моряка. Мы дружили семьями. А потом поставили "Принцессу цирка", я - Мабель, он - Тони, и что-то ёкнуло у нас. Да тут еще Водяной взял нас в свой концерт, и мы пели дуэт "На меня надейся, Тони". Мы с этим дуэтом ездили в Москву. И дуэт нас поженил. Сначала я разошлась с мужем, а потом и Володя взял развод, и мы поженились. - И появился звездный дуэт Фроловых. Теперь у вас на двоих двое детей и пятеро внуков? Притом, говорят, полный интернационал? - Да, и внуки один лучше другого, прелесть. У дочки старший мальчик - русский, вторая - девочка. Она итальяночка. А младшенькая - очаровательная мулаточка. У Володи один внук живет в Германии, а другой здесь. Все дети дружат между собой, перезваниваются. - Вика, вы много ездили на гастроли. Говорят, что одесская публика самая благодарная. Так ли это? - Последний раз мы были в Витебске. Принимали нас замечательно. Стоя аплодировали. Очень высокая зрительская культура. Нам бы такую. На бенефисе Виктории Фроловой, в ее "День Виктории", публика аплодировала стоя и долго не хотела отпускать бенефициантку. Елена КОЛТУНОВА. На фото: Виктория Флорова
|
|
||||||||||||||
|