+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 43 (1387), 17.11.2017 Вадим КОСТРОМЕНКО: |
На съемках фильма "Секретный фарватер" |
На съемках фильма "Здравствуй, Днепр" |
Недалеко от того места, где у Болгарина дача, - село, куда нас двоих пригласили на творческую встречу. Знакомимся с завклубом. Игорь протягивает руку:
- Игорь. Болгарин.
Изумленный завклубом находится не сразу. После паузы отвечает:
- Сема. Еврей.
* * *
Когда запустили в производство фильм "Секретный фарватер", главной задачей, конечно, было найти актера, на котором весь сюжет держится, - командира торпедного катера Шубина. К счастью, долго искать не пришлось. В том году у нас на студии был снят фильм про революцию, в котором роль матроса Железняка сыграл никому не известный минский актер. Мужественное лицо, какое-то особое мужское обаяние, убедительность и правдивость - не заметить этого было нельзя. Для проформы попробовал еще двух каких-то артистов, чтобы было что представить худсовету, и безоговорочно утвердил на роль Шубина молодого белорусского артиста Анатолия Котенева. Работать с ним было легко и интересно.
В картине было немало сцен, опасных для исполнителей. На такой случай приглашаются дублеры, каскадеры. Анатолий же всегда настаивал на том, что он может и должен все делать сам.
В первой серии завязка сюжета начинается с того, что маленький военный самолет должен доставить Шубина к месту службы. Но в небе его встречает немецкий истребитель. Завязывается воздушный бой. В результате пилоты обеих машин погибают, а Шубину удается спастись, выбросившись с парашютом.
Кадр парашютирования снимали в Одессе - в аэроклубе нашелся подходящий самолет. Проблема возникла с парашютом: все нынешние парашюты продолговатые, а нам нужен был круглый, времен войны. С большим трудом на каком-то складе разыскали завалявшийся с незапамятных времен нужный парашют, которым не пользовались бог знает сколько лет. Приглашенный для съемки профессионал-парашютист подергал стропы - вроде бы все в порядке. Но для страховки он все-таки собирался надеть на грудь надежный современный парашют - снизу, на общем плане, этого не было бы заметно.
И тут Анатолий сказал:
- Прыгать буду я сам.
- Толя, но это же опасно!
- Запасной парашют, если круглый не раскроется, не даст разбиться.
- Но Толя!..
- Я в Минске этим делом занимался, у меня больше десятка прыжков! Мог бы и документ показать, но он у меня дома.
- Толя, но это же общий, общейший план, кто там тебя увидит!
И тогда он очень серьезно, не повышая голоса, внушительно произнес:
- Вадим Васильевич, я должен пережить то, что переживал мой герой. Без этого я не смогу играть другие эпизоды так, чтобы мне поверили.
В общем, он меня уговорил...
И вот мы стоим на учебном аэродроме - был тогда такой в Одессе - и Коля Ильчук ловит в кадр махонький, идущий на приличной высоте самолет. Видим, как из него выпадает черная точка, а пилот, имитируя движение неуправляемого самолета, выходит из кадра. Черная точка летит к земле. Летит и летит. А земля все ближе. А парашют не раскрывается! И уже почти у самой земли вдруг вспыхивает белый купол круглого парашюта! Мы бросаемся к приземлившемуся Котеневу:
- Толя, что случилось?!
- Да это я хотел вам показать, что такое затяжной прыжок!
На второй дубль он отправился уже без запасного парашюта: "Я постараюсь подрулить ближе к камере; спиной развернуться, может, и не смогу, а откуда у Шубина запасной парашют - ранец-то современный!"
Снимали очень важный эпизод: побег Шубина с немецкой подводной лодки. В Финском заливе нашли достаточную глубину, чтобы лодка могла погрузиться. Закрасили на ней номер и опознавательный знак советского флота. Завезли на лодку Котенева, сами отошли с камерой на значительное расстояние - нужно видеть и всю лодку, и участвующий в сцене самолет. Согласована сигнализация с самолетом, с командиром лодки, с актером. По нашему сигналу все пришло в движение: пролетел самолет, подводная лодка стала быстро погружаться, Шубин прыгнул с лодки в воду.
Не ждите дальше рассказа о какой-то критической или смешной ситуации. Просто оцените смелость Анатолия: на нем ни спасательного жилета, ни другого плавсредства, и нужно прыгнуть в уже холодные воды Балтики, а главное - успеть отплыть от лодки до возникновения затягивающего водоворота. Он все сделал безукоризненно, смелый и мужественный Шубин-Котенев. А возникновение опасного водоворота пришлось в монтаже отрезать - он возник не мгновенно, и это замедляло динамику сцены.
В Балаклаве нужно было снять еще несколько подводных кадров для заключительной, четвертой серии. Пользуясь тем, что в нашем распоряжении был опытный и хорошо экипированный оператор Ялтинской киностудии Игорь Красовский, захотелось проход подводной лодки снять под водой - внушительное, никем не виданное ранее зрелище. В монтаже фильма такое обязательно пригодится. Для этой съемки нам без проблем выделили водолазный бот - небольшую посудину с жестким трапом, уходящим достаточно глубоко под воду. Там, на конце трапа, должен был устроиться оператор. В Севастополе заказали подводную лодку и назначили съемку. Лодка прибыла, как всегда, без проблем и по-военному точно. Я объяснил суть кадра и поставил задачу: пройти под водой как можно ближе к оператору, ведь какой бы ни была чистой вода в заливе, на глубине уже темновато для нашей пленки.
- В тюрьме вместе сидеть будем, товарищ режиссер, - говорит мне капитан. - Вы думаете, что я под водой, как вы по шоссе на машине? Я ориентируюсь по навигационным приборам, и только. Зацеплю винтами вашего оператора, и что тогда?
Подводная лодка разворачивается и уходит в Севастополь. А снять-то хочется!
Командующий флотом выслушал мои творческие резоны и сказал:
- Хорошо, я дам вам другую лодку. Там капитан более опытный и рисковый. Думаю, все будет как надо!
И пришла в Балаклаву другая лодка. Знакомлюсь с капитаном:
- Вадим Васильевич.
Он пожимает руку и представляется:
- Африкан Африканович.
Совершенно русский, абсолютный славянин, с фамилией Попов - и надо же, такое незабываемое имя!
Он выслушал меня внимательно и сказал:
- Попросите вашего оператора не поднимать камеру выше рубки. Я подниму перископ, буду видеть ваш бот и пройду как надо.
Вот так просто! Хотя риск, конечно, все равно присутствовал. Вода действительно не асфальт, где можно рулить как надо, существуют еще и подводные течения... И все-таки мы это сняли!
Года через три американцы сняли очень неплохую картину про подводную лодку - "Тhе Воаt". Мне удалось посмотреть ее. И даже услышать в рекламе этого фильма: "Впервые в мире кинематографисты Голливуда сняли под водой проход не макета, а настоящего боевого судна!"
Ладно, честь им и хвала. Умеют продавать свой товар.
А нам приходилось еще не раз снимать всякие сложные объекты, все не опишешь. Но засела в памяти одна съемка, часто ее вспоминаю. Нужно было показать, как надежно замаскированная немецкая подземная база "Венета-2" была взорвана засланным после войны секретным агентом. Нашли на Балтике подходящий заросший лесом остров, в недрах которого как бы и находилась эта база, и начали его минировать. Взрыв острова оказался довольно впечатляющим. А когда потом высадились на остров, чтобы проверить, не осталась ли где несработавшая взрывчатка, я увидел невинную жертву кинематографистов - мертвую белочку.
Сейчас я работаю в Музее кино, в уютном особняке, где во дворике растут старые итальянские пинии. На этих соснах часто вижу белок, и каждый раз сжимается сердце...
В предлагаемом вниманию читателей материале использованы фрагменты из книг В. В. Костроменко.
Предыдущая статья | Следующая статья |
З питань придбання звертайтеся за адресою.
|
|