+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 31 (1226), 15.08.2014 Каким будет статус Куяльницкого лимана?О статусе Куяльницкого лимана власть стала во всеуслышание говорить на выездном заседании по реализации Региональной программы восстановления водных ресурсов Куяльницкого лимана 19 июня 2014 года. В протокол заседания Департамент экологии и природных ресурсов облгосадминистрации включил "с голоса" три пункта по созданию национального природного парка "Куяльницкий" (далее - НПП). Но на первом расширенном заседании вновь созданной рабочей группы по реализации региональной программы 16 июля все же удалось привлечь внимание руководства ОГА к необходимости взвешенного подхода к решению данного вопроса. На основе тезисов моего выступления на том заседании и построена эта статья. Мне понятна позиция общественной организации "Фонд защиты и возрождения дикой природы им. проф. Пузанова "Природное наследие", который много сделал для создания природно-заповедных объектов в Одесской области. Сейчас ее руководство стремится продолжить это направление на Куяльницком лимане, используя при этом, к сожалению, не методы научной дискуссии, а излишне эмоциональные высказывания. Напомню, именно этим фондом был подготовлен проект научного обоснования создания НПП "Куяльницкий", который в марте 2013 года уже рассматривался на расширенном научном семинаре с участием ученых вузов, НИИ Одессы, общественных активистов, представителей областных властей. Тогда авторам было высказано очень много замечаний и предложено существенно доработать проект, чего, к сожалению, до сих пор не сделано. Но, помимо природоохранных и научных аспектов создания НПП, в случае включения в него территории самого Куяльницкого лимана возникает много правовых и социально-экономических вопросов (вообще не проработанных в проекте). Ведь в последние 80 лет основной и главной функцией Куяльницкого лимана является лечебно-оздоровительная деятельность, т. к. он обладает уникальными лечебными природными ресурсами! Потому лиман по своему правовому статусу, как это прописано в украинском законодательстве, является лечебным водным объектом общегосударственного значения. Этот правовой статус был закреплен постановлениями правительства в 1985 и в 1996 годах. И логично было бы направить усилия на законодательное закрепление именно этого статуса, а не предлагать изменять его на статус объекта природно-заповедного фонда (далее - ПЗФ). Лечебные природные ресурсы Куяльницкого лимана как территории оздоровительного назначения охраняются Законом Украины "О курортах" 2000 года, где прописана процедура объявления лимана курортом, создание округа его санитарной охраны. Ответственность за соблюдение норм закона (не менее жестких, чем для природно-заповедных объектов!) на территориях округа санитарной охраны возлагается на областные и районные власти. Этим же законом прописан правовой механизм социально-экономического развития лимана как курорта - ведь здравый смысл подсказывает, что Куяльницкий лиман, имеющий, прежде всего, уникальные лечебные природные ресурсы, можно и нужно развивать как курорт. Такой механизм в виде общегосударственной целевой комплексной программы развития курорта "Куяльницкий лиман" действительно может существенно улучшить социально-экономическую ситуацию во всей Одесской области. Это предложение было сделано мною еще год назад в упомянутой выше брошюре, но, как в известной басне Крылова, "воз и ныне там". У каждого вновь приходящего областного чиновника, ученого, общественного активиста свое видение, своя позиция... Что же нужно сейчас сделать областным властям, чтобы закон заработал на сохранение и развитие лимана как курорта? Во-первых - направить ходатайство в Кабинет Министров об объявлении Куяльницкого лимана курортом государственного значения. Народные депутаты, депутаты областного совета, ученые в 2013 году по своей инициативе подготовили и внесли в Верховную Раду соответствующий проект закона об объявлении Куяльницкого лимана курортом. Необходимые научные обоснования можно подготовить в течение месяца. Но для этого нужны желание и воля областных властей! Во-вторых, необходимо инициировать разработку Кабинетом Министров проекта общегосударственной целевой комплексной программы развития курорта "Куяльницкий лиман". Можно и нужно уже сейчас, не дожидаясь решения Кабмина, начинать в области такую подготовительную работу при непосредственном участии одесских ученых разных профилей. За нас все равно такой проект никто не сделает. В-третьих, необходимо проанализировать на уровне области правовые возможности по принуждению к соблюдению на охраняемых Законом "О курортах" территориях требований Водного кодекса, Земельного кодекса, Законов "Об охране окружающей природной среды", "Об охране земель". Для этого есть Уголовный кодекс, Кодекс об административных нарушениях, Гражданский кодекс. Если нужно - создать организационные механизмы контроля соблюдения режима округа санитарной охраны лимана. При таком комплексном подходе Куяльницкий лиман сможет успешно выполнять и лечебно-оздоровительные, и природоохранные функции - ведь согласно ст. 5 Закона "Об экологической сети Украины" курорты являются ее структурным элементом, где необходимо соблюдать условия для сохранения и охраны уникальных природных систем, к которым, без сомнения, относится лиман. Заманчивой, на первый взгляд, выглядит перспектива альтернативного решения проблем охраны Куяльницкого лимана с помощью включения его территории в создаваемый НПП "Куяльницкий". Но в этом случае статус лимана как курорта меняется на статус объекта ПЗФ, предназначенного не для предоставления лечебных услуг, а для сохранения естественного природного состояния территорий, входящих в парк. И как некий "довесок" к этой основной функции в НПП можно предоставлять рекреационные (в т. ч. лечебные) услуги. Следует подчеркнуть, что заботу о Куяльницком лимане в этом случае полностью берет на себя Министерство экологии и природных ресурсов. Однако в его обязанности не входит оказание лечебных услуг, поэтому лечебно-оздоровительная функция лимана будет со временем рассматриваться в лучшем случае как второстепенная. Условия развития лимана как курорта уже будет определять Минприроды, а не областная власть. В качестве обоснования этих опасений приведу цитату из научной работы (автор Безручко Л. С., 2010) по исследованию рекреационного природопользования в Шацком НПП: "Рекреацiйна дiяльнiсть у НПП коригуεться природоохоронною функцiεю цих об`εктiв природно-заповiдного фонду. Тому у межах НПП прiоритетними мають бути екологiчно зорiεнтованi види туристичноï дiяльностi. У зв`язку з цим, на нашу думку, санаторно-курортне лiкування не повинне бути основним типом рекреацiйного природокористування у нацiональних парках, адже воно потребуε будiвництва багатьох споруд, що зумовлюε значнi навантаження на довкiлля. Вiдповiдно цей тип повинен мати обмежене застосування з огляду на надмiрнi навантаження на довкiлля". И это не просто теоретические рассуждения - опыт функционирования НПП в Украине свидетельствует, что в них не создано ни одной курортной территории. В Шацком НПП работает одно санаторно-курортное учреждение. Лечение в нем осуществляется привозной моршинской водой, но не местными лечебными природными ресурсами. В то же время ни в Саках, ни в Хмельнике, ни в Миргороде для сохранения местных лечебных природных ресурсов не создавались НПП, а законами эти территории объявлялись курортами государственного значения! Кроме того, в предлагаемом Фондом защиты и возрождения дикой природы проекте научного обоснования создания НПП "Куяльницкий" включаемые в него прибрежные территории составляют около 4 % (!) от территории округа санитарной охраны Куяльницкого лимана, определенного постановлением Совета Министров УССР от 7.03.1985 года. Но и без науки понятно, что качество лечебных ресурсов лимана зависит от экологического состояния рек, пополняющих его пресной водой, т. е. от экологического состояния всего водного бассейна Куяльницкого лимана. 97 % его в предлагаемых проектом границах парка, включающего сам лиман, будут выведены из режима особой охраны. И в этом случае уже никто не сможет повлиять или ограничить какую-либо хозяйственную деятельность на территориях практически всего округа санитарной охраны лимана - это будет стартом их бурного "освоения", результаты которого непременно скажутся на состоянии лимана через 3-4 года. Так, может быть, именно в этом привлекательность данного проекта?! Отметим еще один непроработанный момент проекта - предлагаемую схему зонирования территории НПП "Куяльницкий". Разработчики в качестве практически единственного аргумента сохранения и развития возможностей лечебно-оздоровительной деятельности в НПП приводят заложенный в законодательстве гибкий механизм зонирования территории данного объекта ПЗФ. Это действительно так, никаких нормативных ограничений на соотношение площадей четырех зон НПП нет. Но что же предлагают проектанты для Куяльницкого лимана? Зона стационарной рекреации (в которой только и возможны строительство и функционирование санаторно-курортных учреждений) охватывает территорию санатория им. Пирогова, а она составляет менее 0,5 % (!) территории предполагаемого НПП. То есть условия для развития курорта за счет появления новых санаториев на других территориях в проект просто не заложены! Не беда, - опять говорят проектанты, - все можно поправить. Но почему же это не сделано до сих пор?! Ведь потом изменение границ зон будет осуществляться из Киева чиновниками Минприроды, в функции и, следовательно, в ответственность которых, как я уже отмечал, не входит развитие курортной деятельности в НПП. Мнение и интересы областной громады в этом случае будут учитываться в последнюю очередь. Много ли найдется инвесторов (надежды на государство уже не осталось), готовых пройти все эти киевские круги для того, чтобы получить разрешение на строительство новых курортных учреждений на берегах Куяльника?! Но даже после этого их общение с Минприроды не закончится - ежегодно они должны будут получать разрешение на специальное использование природных ресурсов и их лимиты. Да, в варианте создания НПП "Куяльницкий", включающего в себя территорию Куяльницкого лимана, есть одно неоспоримое преимущество - это наличие государственной структуры (администрация парка). Она будет подчиняться Минприроды и им финансироваться. В сферу ее ответственности законом вменяется охрана территорий НПП, мониторинг их состояния и много других функций. Однако, следует признать, что эффективность их реализации в украинском (в т. ч. одесском) варианте вызывает, мягко говоря, много вопросов. Но опять же, повторюсь, теперь эти вопросы будут уже не к областным властям, а к Минприроды. Но Куяльнику от этого станет легче? Есть еще много других моментов, например, об опасности исключения лимана из Государственного кадастра природных территорий курортов в случае его включения в НПП. На все приведенные здесь и другие сомнения, предостережения и замечания необходимо получить исчерпывающие ответы до принятия решения о закреплении или изменении статуса Куяльницкого лимана. Эти ответы могут дать только квалифицированные научные эксперты и серьезная научная дискуссия, явно отличающаяся от принципа "кто громче кричит, тот и прав". Ведь слишком много от этого решения будет зависеть в дальнейшей судьбе Куяльника и в целом Одесской области. В этой связи вызывает удивление позиция Департамента экологии ОГА, который должен в первую очередь быть заинтересован в реализации именно такого подхода. Но реалии совсем другие: в региональной программе пункт, касающийся обсуждаемого вопроса, записан следующим образом: "Подготовка материалов по созданию объекта ПЗФ и оформлению правового статуса Куяльницкого лимана в соответствии с Законом Украины "О курортах", ответственные - Департамент экологии ОГА, бассейновый совет (не работает с сентября 2011 года!) и т. д. Но департамент занимается и лоббирует выполнение только одной части задания (создание НПП), а по второй (оформление курорта) за два с половиной года нет ни одного документа, ни одного совещания, ни одного заключения, никаких движений, т. е. усилий департамента нет вообще! Вероятно, эта часть задания для Департамента экологии ОГА просто не существует! И это, вообще говоря, можно понять - ведь в его функции не входит задача заниматься курортами, их развитием! Но тогда что же изменится в случае, когда лиман официально станет НПП? Следует отметить, что в данном вопросе Департамент экологии ОГА демонстрирует удивительную преемственность позиции в отношении прекратившего свое существование в мае 2013 года Управления охраны окружающей природной среды Одесской области как структурного подразделения Минприроды Украины. Ведь еще 5 мая 2011 года (т. е. до принятия в октябре 2011 года региональной программы) управление по своей инициативе, без какого-либо обсуждения, направило ходатайство о создании НПП "Куяльницкий" площадью 9873,8 га (к июлю 2014 года эта территория возросла до 13596,3 га), включая территорию Куяльницкого лимана, в центральный офис Минприроды. При этом в управлении не было рассмотренного общественностью научного обоснования создания такого объекта ПЗФ (в завершенном виде его нет и сейчас). На руках тогда были лишь рекомендация Института ботаники НАН Украины от 25 июня 2007 года о создании регионального ландшафтного парка на территориях, прилегающих к лиману, в пределах, зарезервированных для заповедования решением сессии Одесского облсовета от 1 октября 1993 года (общей площадью 700 га - сравните с площадью, заявленной под НПП!). Подчеркну, что являюсь сторонником создания НПП на территориях, прилегающих к лиману, которые действительно представляют природную ценность и нуждаются в особом режиме охраны, предусмотренном Законом Украины "О природно-заповедном фонде". Решающее слово - за специалистами заповедного дела. Но решение о включении в предлагаемый объект ПЗФ самого Куяльницкого лимана необходимо принимать на основе серьезной научной экспертизы с оценкой правовых, социальных, экономических и экологических последствий такого шага для развития курортного дела, да и для социально-экономического развития области в целом. Это я и пытаюсь донести на протяжении последнего года до сознания областных властей и энтузиастов заповедного дела. Сергей СТЕПАНЕНКО,
|
|
||||||||||||||||
|