+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 30 (1374), 18.08.2017 ДЕТИ ВЫРАСТАЮТ ВОПРЕКИ...Нередко родители ведут себя так, как будто "в запасе" есть еще один ребенок. А тот, который есть на самом деле, - вроде как "тестовая версия". И дети вырастают вопреки заботе близких. К сожалению, это явление довольно-таки распространенное в нашем обществе, с этим теоретически пытаются бороться, но по факту - не борются никак. МАМА "ЗНАЕТ ЛУЧШЕ" Впервые над этой проблемой я задумалась несколько лет назад, когда частным образом занималась с одной девочкой, мама которой непременно хотела, чтобы ребенок умел играть на фоно. Между тем к музыке девочка была абсолютно не способна, грубо говоря, медведь наступил ей не только на уши, но и на руки и другие части тела... Но так хотела мама, которая когда-то закончила два класса музыкальной школы, потом это занятие бросила, но, став взрослой, об этом пожалела и решила, что дочка должна реализовать ее недовоплощенные музыкальные мечты. Но сама девочка музыку ненавидела, и понятное дело, что у нее ничего не получалось. С другой стороны, она классно рисовала. Однако мама считала, что "порисульки - это ерунда", а ребенок должен заниматься музыкой. Когда же я пыталась объяснить ей ситуацию, она говорила, что на девочку надо просто орать погромче, и тогда у нее все получится. В конце концов я от уроков отказалась, а вскоре узнала, что девочка пыталась покончить с собой... К сожалению, довольно часто родители считают, что они лучше всех знают, что их ребенку нужно, и отсюда проистекает масса конфликтов. Самое страшное, что нередко такое "знание" прямо вредит здоровью ребенка. Сейчас чуть ли не модно стало отказываться от прививок детям. Когда-то некто Эндрю Вэйкфилд поместил в журнале "Science" статью, где доказывал, что прививки якобы провоцируют развитие таких заболеваний, как аутизм, ДЦП... Это утверждение уже множество раз был опровергнуто серьезными исследователями; давно известно, что расстройства аутического спектра и ДЦП являются генетическими заболеваниями, и невозможно "заразить" ребенка ДЦП, нельзя сделать ребенка аутистом. Более того, сама статья Вэйкфилда из журнала была отозвана, что является признанием ее научной несостоятельности. Но, как говорится, "осадок остался". И вот уже на отечественных просторах появилось целое движение "антипрививочников", которые, прикрываясь некоторыми уверовавшими в идею врачами, активно "внедряют в массы" эту безумную идею. А врачам да и властям приходится прилагать невероятные усилия, чтобы убедить родителей в том, что прививки ребенку необходимы. А недавно мне рассказали вообще страшную историю. У ребенка диагностировали эпилепсию. И вот его мама вместо того, чтобы добиваться дополнительных обследований или уточнения диагноза, просто взяла и завела на соседнем участке новую карточку, в которой, естественно, не было упоминания об этой болезни. Так что эпилепсии у ребенка как бы нет. Хорошо, что при инвентаризации всплыло, что на ребенка заведены две карточки: согласно одной он болен, согласно другой - абсолютно неврологически здоров. Никакого лечения ребенок не получает, хотя, если лечить его в раннем возрасте, есть шанс, что болезнь будет скомпенсирована, и приступы станут реже. А если не лечить, то впереди у ребенка подростковый период, когда под влиянием резкого скачка в росте состояние может значительно ухудшиться. Но мама считает, что так лучше: она не верит в диагноз и не считает, что ребенку нужно лечение. И таких детей, с двумя-тремя карточками и серьезными заболеваниями на самом деле - десятки. А сходите сейчас на пляж, и вы увидите, сколько там бегает абсолютно голых маленьких детей. Их родители начитались в интернете, что пребывание на воздухе без одежды для ребенка очень полезно. Хотя на самом деле детская кожа абсолютно не приспособлена для длительного нахождения на солнце. Понятно, что ребенок получает ожоги, но его все равно ведут в детский сад. И не помогают никакие советы, что на пляже ребенок должен носить панамочку, чтобы не было солнечного удара; что нужно иметь с собой несколько трусиков, чтобы переодеть его, когда он вышел из воды; что нужно следить за тем, чтобы ребенок как можно меньше находился на солнце и т. п. Ведь все знают, что солнечные ванны - это полезно, морской воздух - это очень полезно, а морская водичка - так вообще... Да, "солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья", но нельзя же доводить идею до абсурда! "А ЗАЧЕМ?" Родители, убежденные в том, что ребенок должен во всем следовать их правилам и наставлениям, совершенно не думают о том, что даже новорожденный - уже отдельная личность. Да, сейчас он беспомощный, сказать не может, что ему надо, но тем не менее это уже человек со своими потребностями, особенностями характера и развития, интересами, представлениями о том, что ему нужно, а что нет. И некоторые родители, не понимая этого, ведут себя как психологические насильники. Вот несколько сцен, которые я наблюдала буквально в течение одной недели. Старосенная площадь, на скамейке у фонтанчика с дельфинами сидит женщина и что-то перекладывает из сумки в другую. В это время ее ребенок, лет четырех-пяти, бегая вокруг скамейки, забежал на травку. Подошел охранник и вежливо попросил женщину забрать ребенка с газона. Женщина столь же вежливо извинилась и тут же, схватив ребенка "за шкирку", заорала: "Ты что, дебил? Ты что, не понимаешь, что туда лазить нельзя?!" Но откуда ребенок, не умеющий читать и которому, по всей видимости, никто этого не объяснял, должен знать, что не разрешается бегать по газону?! И вот мама, вместо того, чтобы объяснить малышу, почему так нельзя себя вести, орет на него, обзывает дебилом... Другая ситуация. Идет по улице молодая женщина с маленьким мальчиком, который заливается плачем на весь квартал. И она ему говорит: "Почему ты ревешь? Я что, тебе хоть раз отказалась купить игрушку? Нет, я тебе никогда игрушки не отказываюсь покупать. Я тебе всегда покупаю игрушки. Но на всякую фигню деньги тратить я не буду". И еще раз останавливается и повторяет: "Что ты плачешь? Я тебе хоть раз не купила игрушку, которую ты просил? Я тебе просто сказала, я на фигню всякую деньги тратить не буду". А ведь ребенок не понимает, почему одна игрушка - хорошая, а другая - плохая. Он руководствуется своими представлениями об игрушках, и мамина логика ему недоступна. Маме следовало бы объяснить малышу, что есть качественные игрушки, который сделаны из безвредного пластика и из чего-то в этом роде, а есть китайская пакость, которую мама не хочет покупать, потому что опасается за его здоровье. А так, какое у него остается впечатление? Либо лучше вообще ничего не просить, либо привыкнуть к тому, что в любой момент по неизвестной причине мама может психануть. А вот еще наблюдение. Детская поликлиника, где ступеньки слишком высокие для маленького ребенка. Идет молодая мамочка и орет на ребенка: "Давай, быстрее передвигайся, кому сказала, ноги выше подымай!" А ребенок совсем маленький, ему эти ступеньки очень тяжело преодолевать. И от того, что он нервничает, все получается еще медленнее. Навстречу им спускается по лестнице врач и говорит маме, что лучше бы ребенка похвалить, он тогда успокоится и пойдет быстрее. То есть, надо поддержать ребенка в сложной для него ситуации. В ответ мамочка говорит: "А зачем?" Увы, подобных ситуаций - великое множество, их даже не нужно специально искать. И в этом беда...
РАНО - НЕ ВСЕГДА ХОРОШО Есть еще одна страшная, с моей точки зрения, проблема - т. н. раннее развитие. Это когда совсем маленького ребенка водят в разные кружки, музыкальную школу, спортивные секции, не особенно интересуясь при этом, хочет ли этого сам ребенок. Помню, когда я работала в детском саду, у нас был ребенок, который в четыре года занимался боксом. При этом сам он больше интересовался куклами, но папа хотел, чтобы сын рос "мужиком", поэтому водил малыша "на бокс". И невозможно было объяснить родителю, что в этом возрасте у ребенка еще не сформированы связки, кости, и любая травма может привести к печальным последствиям. Отец хотел видеть ребенка чемпионом. Ужасно вот это стремление "выжать максимум" из маленького ребенка. А ведь главное, что нужно самому ребенку в маленьком возрасте, - это ощущение безопасности. Безопасность - это знакомые люди: мама, папа, бабушка, дедушка, просто постоянный круг людей, в которых ребенок уверен и понимает, что они за то, что он полез руками в розетку, не "долбанут" его второй раз. То есть, люди, которым ребенок может доверять. А когда ребенка выдергивают из этого теплого уютного "гнезда" и приводят туда, где есть другие, у него случается стресс. Много незнакомых людей, незнакомая обстановка - это опасность, к ней нужно привыкать. Еще один важный момент: в групповых занятиях момент индивидуальности в принципе исключается. Зато появляется соревнование между родителями. Довольно часто на "развивающие" занятия, кружки родители приводят ребенка в надежде, что из него вырастет гений. Причем желательно, чтобы эта гениальность проявилась как можно скорее - "здесь и сейчас". А ребенок при этом просто хочет спать, потому что такие занятия проводятся, как правило, ближе к вечеру (ведь днем родители работают). И это несоответствие родительских пожеланий с состоянием ребенка может вызвать отторжение к любому занятию, даже, в принципе, очень полезному, как, например, изучение иностранных языков. Ученые разобрались с вопросом раннего развития и доказали, что оно никак не влияет на будущее ребенка. Скорее, наоборот: некоторые исследования утверждают, что оно влияет отрицательно. Ибо более высокий уровень знаний начинает мешать общению со сверстниками, социализации ребенка. Ребенок отделяет себя от сверстников, от других людей, начинает чувствовать себя маленьким гением, чему активно способствуют родители. Потом запас ранних навыков исчерпывается, ребенок уравнивается со сверстниками. Но ощущение собственной исключительности формирует характер, и подросшие юноша или девушка получают серьезную психологическую травму, когда сталкиваются с тем, что теперь он или она по уровню - ничуть не выше сверстников.
КУДА ВЕДУТ БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ У некоторых родителей вообще все расписано: в какую школу пойдет ребенок, как будет учиться (разумеется, только "на отлично"), в какой вуз поступит после школы, куда пойдет работать, и даже - чуть ли не с детского сада - ребенку подбирают жениха (невесту). Как бы дико и средневеково не звучало последнее, но родители продолжают это практиковать. Естественно, когда ребенок начинает выбиваться из этого плана, у родителей - шок. И они всеми силами давят да него: ведь они же все так прекрасно распланировали, они же знают, что будет лучше, поскольку завели конкретного ребенка с характеристиками, заданными, как в игре "Симс". Вот, у него должен быть такой характер, такие глазки - ротик - носик, он так выучится и т. п. А он вдруг - не такой. И эта обида на то, что ребенок "неправильный", естественно, бьет по нему. Юношу или девушку всеми силами пытаются загнать в рамки. Если это не получается, возникает отторжение и неприятие: "Ты не прав". Постоянные скандалы ("Ты не соответствуешь моим требованиям", "Ты пошла не в тот университет, и видишь, у тебя не получается", "Я же говорил, что тебе там не место - а вот сделал бы ты, как я сказал..." Нет поддержки, а наоборот, есть давление со стороны семьи. Вот так благими родительскими намерениями вымощена дорога не то что в ад, а просто в бездну. Тамара ГЛАДКАЯ.
|
|
||||||||||||||||||
|