Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 29 (1126)
10.08.2012
НОВОСТИ
Культура
Дела и люди
Вперед - в прошлое!
Спрашивайте - отвечаем
16-я полоса
Криминал
Спорт
5 колец

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 29 (1126), 10.08.2012

СОЗДАТЕЛИ НОВЫХ ЧУДЕС

"Звезды" и люди
Третьего Одесского международного кинофестиваля
КИНО "МЕРТВО", А ГРИНУЭЙ ЕЩЕ НЕТ

Самая творчески значимая персона фестиваля - выдающийся британский режиссер, писатель и художник Питер Гринуэй. Он же стал автором едва ли не самых громких заявлений, прозвучавших во время кинофорума.

Начало пресс-конференции мэтра не предвещало бури и натиска. Автор этих строк спросил у режиссера, правда ли, что в Одессе он будет продолжать поиски исполнителя роли Сергея Эйзенштейна для своего нового фильма.

- Да, - подтвердил мастер, - я посещаю русскоязычные страны в поисках такого актера.

Ищут мужчину в возрасте примерно 33 лет, ибо столько было гениальному советскому режиссеру, когда он отправился в Мексику снимать картину о революции в этой стране. Фильм по разным причинам ему не удалось снять. Материал у режиссера отобрали, и лишь через сорок лет на его основе была сделана попытка реконструкции того, что задумал Эйзенштейн. Вот об этой поездке в Мексику и собирается снимать картину Гринуэй.

Естественно, что найти исполнителя такой роли - задача фантастической трудности. Ведь, помимо довольно-таки характерной внешности, Эйзенштейн обладал колоссальным интеллектом, а передать его актерскими способами практически нереально. В пору перестройки в СССР был снят фильм, в котором Эйзенштейна сыграл кинокритик Лаврентьев, но исполнитель, кроме некоторых внешних совпадений, не имел ничего общего с оригиналом. Тем не менее Гринуэй уверен, что такой артист найдется, ибо начало съемок запланировано на ноябрь и средства для фильма найдены.

В картине будут использованы документальные кадры наряду с игровыми. Съемки пройдут в небольшом городке Мексики, где Эйзенштейн, как выразился Гринуэй, "столкнулся с сексом и смертью". Нет сомнений, что будущий фильм вызовет огромный интерес у киноманов.

Обращение к личности одного из апостолов мирового кинематографа странным образом противоречит утверждениям Гринуэя о якобы смерти современного кинематографа. Вопрос об этом подвиг режиссера на пространный монолог, слегка смахивающий на провокацию.

- Не стоит проливать слезы по кинематографу, - убежден один из лучших его представителей. - Если его изобрели братья Люмьер в 1895 году, то выходит, что кино с нами уже 117 лет. Это достаточный срок, чтобы это искусство умерло. Так опера скончалась в начале Первой мировой войны. А на смену ей как раз пришел кинематограф. Ему удалось прожить довольно долгую и славную жизнь, но она тоже закончилась. Кино передаст эстафетную палочку более интересным технологиям. Святую Троицу, то есть Отца, Сына и Святого Духа, в наше время заменили мобильный телефон, лэптоп и камкордер. Теперь надо ждать, пока Майкрософт соединит в одно целое эти три божественных начала. И тогда наступит новая эра, когда все смогут стать кинематографистами.

Более того, великий режиссер заявил, будто тогда между ним и теми, кто сидит в зале, не будет никакой разницы. Строго говоря, по его мнению, ее и сейчас нет. Поскольку интернет, социальные сети и прочие новые технологии позволяют практически любому человеку снимать кино.

- Я часто слышу, как люди причитают: "Я не умею танцевать, я не умею петь, я не умею рисовать!", - продолжил Гринуэй с поразительной для его достаточно почтенного возраста (в апреле исполнилось 70 лет. - А. Г.) энергетикой. Это чепуха! Каждый умеет, просто не надо стремиться заниматься этим на уровне Олимпийских игр.


Кинематограф умер 31 сентября 1963 года, когда появился пульт от телевизора. В чем отрицательная сторона кино? Это крайне пассивное занятие. Вы два часа сидите в темноте и смотрите в одну точку - на плоский прямоугольный экран, а в это время две трети мира остаются у вас за спиной. И так целых 120 минут, не меняя при этом позиции. Но это же противоестественно; ведь даже ночью, во сне, вы за такой же промежуток времени несколько раз переворачиваетесь. И такое происходит уже 117 лет!

XXI век принес интерактивность и мультимедиа. Кино на это не способно. Поэтому прощай, кино!

Естественно, тут же возник вопрос: а зачем тогда сам мэтр продолжает снимать фильмы, когда давно может уйти на покой и заняться мультимедиа?

- В свое время я начинал как кинодокументалист, - своеобразно пояснил режиссер, но скоро понял, что такое кино врет. Поэтому предпочел художественное кино. Я говорю ложь, чтобы сказать правду.

Правда, затем Гринуэй уточнил, что, говоря о смерти кино, он имеет в виду форму кинематографа, а не его содержание. Ибо, по мнению мастера, то, что мы видим на экране на протяжении 117 лет - это не кино, а иллюстрация текста. Он же ведет речь о визуальном, а не иллюстративном показе.

- Кино - проходящее, - считает режиссер. - Оно было создано как дешевое развлечение для пролетариата, как средство пропаганда, манипуляции. В этом оно схоже с христианством, которое тоже - голая пропаганда, поскольку обещает пирог на небе после смерти, но не говорит, кто будет готовить этот пирог.

Позволю себе выразить предположение по поводу утверждений о смерти кинематографа одного из самых ярких его мастеров.

Когда-то в двадцатые годы знаменитый шахматист Капабланка предрек "ничейную смерть" шахматам. По его мнению, постепенно игра будет так совершенствоваться, что ни одна из сторон не сможет получить перевеса. С тех пор человечество изобрело компьютеры, которые способны просчитывать позицию на много ходов вперед, но шахматы почему-то не хотят исчерпываться, и ежегодно в мире проводится масса турниров. И вот тут следует добавить деталь, которая, как мне кажется, способна пролить свет на утверждение великого шахматиста. Дело в том, что свое заявление о якобы смерти шахмат Капабланка сделал после того, как проиграл матч А. Алехину и утратил титул чемпиона мира. Вот и мне кажется, что о "смерти" кино Гринуэй говорит от обиды. Режиссер он великий, но снимает картины, скажем так, не для широкого круга, так что любой из эпизодов "Звездных войн" посмотрело намного больше зрителей, чем все фильмы Гринуэя.

Хотя автор этих строк принадлежит к числу почитателей таланта нашего выдающегося гостя и с большим интересом ждет появления фильма об Эйзенштейне. Да и другой фильм - "Пища для любви" по мотивам новеллы Томаса Манна "Смерть в Венеции" обещает быть интереснейшим, особенно если учесть, что тут у Гринуэя есть более чем яркий предшественник - знаменитая картина Лукино Висконти.

ОТ ОДЕССКОЙ КИНОСТУДИИ ДО "ГОЛЛИВУДСКОГО МУСОРА"

Продюсера фильма "Голливудский мусор" Владимира Аленикова многие по ошибке считают одесситом. Это не так, хотя в свое время, будучи кинорежиссером, Владимир часто бывал в Одессе и даже снял тут ныне почти легендарный телесериал о приключениях Петрова и Васечкина.

На самом же деле Владимир Михайлович Алеников - питерский уроженец с потрясающей родословной. Его дед - Владимир Волькенштейн - крупнейший теоретик драмы, отец - Михаил Волькенштейн - крупный биофизик, лауреат Государственной премии СССР, мать - Cтелла Иосифовна Аленикова - филолог-испанистка, была ответственным секретарем общественной организации Андрея Сахарова "Московская трибуна".

Сам будущий режиссер и продюсер сперва учился на французском отделении филфака Ленинградского университета, потом окончил режиссёрский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, а еще занимался в студии прославленных драматургов Арбузова и Алешина. Потом работал в киножурнале "Ералаш", а славу ему принесли фильмы Одесской киностудии - о Петрове и Васечкине, а также мюзикл "Биндюжник и Король", благодаря которому в 1990 году В. Алеников попал в Голливуд, где помог сыну, который выступает как Филипп Волкен, снять "Голливудский мусор", который вошел в международную конкурсную программу ОМКФ.

На пресс-конференции Фил вспомнил, как в детстве снимался на Одесской киностудии в фильмах отца "Приключения Петрова и Васечкина", "Биндюжник и Король". А родитель в свою очередь признался, что "очень рад тому, что первый голливудский фильм Фила дебютирует именно на Одесском фестивале, я уверен, что это для него удачный старт".

Объясняя вызывающее название фильма, Фил сказал: "Эта картина не о Голливуде, а о том, что он делает с людьми. Сюда приезжают тысячи человек в год, и все хотят стать знаменитыми. Но многих из них Голливуд скручивает, а потом выбрасывает. И вот именно об этом мусоре идет речь. В фильме нет ничего плохого про Голливуд, я люблю Голливуд".

"КИНЕМАТОГРАФИСТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ МАТЕМАТИКАМИ"

Такое парадоксальное мнение высказал во время творческой встречи со студентами летней киношколы режиссер Сергей Лозница, постановщик картины "В тумане", которая получила приз ФИПРЕССИ на крупнейшем в мире Каннском кинофестивале.

С. Лозница много говорил о технике режиссерской работы, о значении монтажа, о правильном понимании кадра. Чтобы разбираться в таких формальностях, которые на самом деле являются ключевыми, Сергей Лозница посоветовал получать математическое образование. Тут он смело мог ссылаться на собственный опыт. Ибо окончил Киевский политех по специальности "инженер-математик", работал научным сотрудником в Институте кибернетики, занимался разработкой систем принятия решений и проблемами искусственного интеллекта. И лишь затем поступил во ВГИК на отделение режиссуры игрового кино.

Режиссер уверен, что фильм существует не на пленке и не на диске, так же, как музыки нет в нотах.

- Картина только на короткое время появляется на экране, а живет она в нас. Фактически зритель видит в фильме себя.

В отличие от Гринуэя Лозница полагает, что раз кино живет в человеке, то оно будет жить, пока есть человек. Он не сомневается: кино не умерло. А новые технологии "не убивают кино, это способы обогатить картинку, а смысл ведь от этого не меняется". А если кино и умрет, то только в том случае, когда компьютер соединят с человеком и такому киборгу не нужно будет питать душу.


ВОКРУГ ДА ОКОЛО ЭКРАНА

Все самые знаменитые гости фестиваля жили в пятизвездочной гостинице "Бристоль". Причем для Клаудии приготовили номер для курящих. Оказывается, актриса никак не может расстаться с вредной привычкой.

* * *

74-летняя К. Кардинале не ест после 21.00 - бережет фигуру.

* * *

Знаменитый кинокритик Андрей Плахов посоветовал своим начинающим коллегам смотреть, как можно больше фильмов, но никогда не смотреть их до безумия.

* * *

Из-за аварии на линии электропередачи был прерван показ фильма "Голливудский мусор" в Театре музкомедии. Зрители, успевшие посмотреть первые 15 минут фильма, некоторое время подождали включения электричества, однако затем разошлись. Как сообщили в Центральном РЭС, причиной срыва показа стала авария на подстанции "Чумка".

* * *

Во время пресс-конференции Киллиана Мерфи актер рассказал, что, хотя сыграл медиума в фильме "Красные огни", сам он не верит в мистику. Однако как раз в это время раздался громкий треск, а затем начал проваливаться пол. Несмотря на это, пресс- конференция продолжилась.

* * *

На одном из сайтов была помещена информация, будто фильм "Огни большого города", показанный на Потемкинской лестнице, посмотрели 100 тысяч зрителей. Интересно, в каком состоянии пребывал автор этого сообщения, если сами организаторы называют цифру в 10 тысяч зрителей?

* * *

Жюри питчинга решило поддержать проект народного артиста Украины Георгия Делиева "Заложник". Возможно, несколько продюсерских компаний предложат одесситу реализовать проект в копродукции.

* * *

Гость фестиваля актриса Дэрил Ханна в 1988 году получила премию "Золотая малина" за худшую женскую роль второго плана.

* * *

Во время ливня, который обрушился на город в один из фестивальных дней, протекла крыша Театра музкомедии. Президент ОМКФ Виктория Тигипко так прокомментировала этот досадный эпизод: "Я абсолютно уверена, что протекающая крыша - это мелко и несерьезно. Но я думаю, что городским службам нужно будет немножко напрячься:"

* * *

На фестивале работала школа кинокритиков. Итоги ее работы: 36 часов лекций образовательного курса, 14 лекторов, 2 круглых стола, 20 участников, несколько десятков просмотренных фильмов. Автора лучших рецензий школы кинокритиков оргкомитет ОМКФ назовет в конце августа. Его ждет поездка на Лондонский кинофестиваль, который состоится 10-21 октября 2012 года.

(Продолжение следует.)

Александр ГАЛЯС (при подготовке использованы материалы сайта
Третьего Одесского международного кинофестиваля).

На фото:

- Школа кинокритиков;

- После праздника.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.