Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
"ПОРТО-ФРАНКО": ГЛАВНАЯ ЛЕГЕНДА ОДЕССЫ
Среди памятных дат одесской истории как-то затерялось 16 апреля. Между тем этот день вполне достоин встать в ряд с такими, как 2 сентября и 10 апреля. Ибо именно 16 апреля (по старому стилю) 1817 года император Александр Первый своим указом даровал "порту и городу Одессе права и свободу торговли, присвоенные порто-франко".
Этот указ, как говорится, дал старт стремительному экономическому росту нашего города, благодаря чему вскоре он стал четвертым по численности городом Российской империи, уступая лишь столичным центрам - Петербургу, Москве и Варшаве.
Увы, но двухсотлетие столь славного события осталось вне внимания местной власти, и нам остается в меру своих возможностей напомнить читателям об этой славной странице одесской истории, ставшей одним из символов и главной легендой нашего города.
Из Энциклопедии Брокгауза и Эфрона:
"Порто-франко (porto franco, port franc, Freihafen) - приморская гавань, пользующаяся правом беспошлинных ввоза заграничных и вывоза туземных товаров. При установлении этого права только для определенной части гавани возникает порто-франковский квартал... Необходимость платежа пошлин, сопровождаемая контролем товаров и, особенно в прежнее время, разными злоупотреблениями со стороны таможенных чиновников, нередко крайне тормозит торговое развитие приморских городов. Уплата таможенного сбора особенно обременительна для торговцев при ввозе товаров, место сбыта которых, по различным причинам, еще неизвестно. Торговец в этом случае нуждается только в складочном месте, чтобы подвергнуть свой товар некоторым манипуляциям (по упаковке и т. п.) и отправить его затем в пункт, выбранный на основании соображений о наличности наиболее благоприятных условий сбыта. В ряду различных мер, служащих к устранению чувствительных для торговцев стеснений, установление П. в том или другом важном для международной торговли порте является средством, испробованным в новое время. В древности, при крайне слабом развитии международного общения, в П. и не ощущалась настоятельная потребность (у Страбона есть, однако, известие, что таковым был о-в Делос); но с развитием, после великих открытий XV в., торговых сношений, уже в XVI и XVII вв. торговые интересы морских государств (Италии, Франции, Германии, Испании и др.) стали требовать создания П. В 1547 г. устанавливается П. в Ливорно, которое в короткое время приобретает значение важного складочного места для торговли с Левантом. За ним следует установление П. в Генуе в 1595 г. (полное - в 1709 г.), в Венеции в 1661 г., в Альтоне в 1664 г., в Марселе в 1669 г., в Гибралтаре в 1706 г., в Порт-Магоне (на Минорке) в 1718 г., в Триесте и Фиуме в 1719 г., в Анконе и Мессине в 1732 г., в Гамбурге в 1727 г. (полное лишь в 1874 г.), в Бремене в 1824 г., в Любеке в 1833 г. В России П., Высоч. указом от 16 апр. 1817 г., установлено в г. Одессе как складочном месте для направления европ. товаров в Сино
п. Фактически П. было введено лишь в 1819 г., после устройства за чертой города таможенных пунктов, и просуществовало, с некоторыми перерывами, до 19 апреля 1859 г. Своим нынешним международным торговым значением Одесса, бесспорно, до известной степени, обязана своему П...".
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Идея предоставления Одессе статуса "порто-франко" впервые была озвучена еще осенью 1797 года, когда городу было всего три года. Об этом ходатайствовал перед императором Павлом Иностранный магистрат (ввиду большого количества иностранцев существовал и такой) в лице подполковника Афанасия Кес-Оглу. Но император, очень не любивший все, что так или иначе было связано с его матерью (а Одесса, что бы об этом не говорили, была создана по Указу Екатерины Второй), решительно в том отказал.
Через десять лет к этой теме вернулся герцог Ришелье, прекрасно понимая, какую пользу это принесет молодому городу. Воспользовавшись особыми отношениями с императором Александром Первым, Ришелье добился в 1806 году права беспошлинного складирования товаров в порту и необлагаемого транзита товаров в Молдавию, Валахию и Пруссию. Но из-за наполеоновских войн процесс затормозился. Практическая разработка идеи началась только после окончательного завершения военной эпопеи. По иронии судьбы, именно тогда, когда для "порто-франко" наступила подходящая пора, Ришелье был отозван из Одессы, чтобы возглавить французское правительство. Но герцог не мог оставить любимую идею и написал Александру I письмо на 25 листах, которое можно считать его своеобразным "одесским завещанием". В этом письме Ришелье обосновал пользу "порто-франко" как для города, так и для государства: "Наступает новая эра славы и благоденствия, и как мы можем потерять возможность достичь этого доступными путями?"
Но понадобились еще три года и серия ходатайств нового Новороссийского генерал-губернатора и одесского градоначальника А. Ф. Ланжерона, чтобы император подписал нужный документ.
Из Указа императора Александра Первого 16 апреля 2017 года:
"Усматривая из опытов многих лет, какую удобность представляет порт Одесский к отпуску всякого рода произведений, коими изобилуют полуденные области империи нашей и желая доставить новые способы и облегчения к распространению внешней торговли и к обогащению государства поощрением промышленности наших верноподданных, мы повелели внести на уважение Государственного Совета предположения о введении порто-франко на Черном море, начиная с города Одессы... Вняв мнению Государственного Совета, Всемилостивейше даруем и утверждаем порту и городу Одессе права и свободу торговли, присвоенные порто-франко...
2. В порт и город Одессу с его округом дозволяется свободный и беспошлинный привоз всех иностранных товаров без различия, не исключая и тех, кои по общему тарифу к ввозу в Россию запрещены. Привозимые товары впускаются в город и его округ без таможенного осмотра и без подачи установленных объявлений - из сего исключаются только до 1 января 1821 г. всякого рода хлебное вино и водки, равно и другие крепкие напитки, тарифом к ввозу запрещенные...
11. Все предметы, привозимые в Одессу изнутри государства сухопутно, как для потребления в самом городе, так и путем транзита или же для отпуска за границу, при проезде через заставы не платят никакой пошлины. Настоящими правами на свободную торговлю порт и город Одесса имеют право пользоваться в продолжении тридцати лет, после истечении коих по усмотрению польз и выгод с оными сопряженных, могут оные быть распространены и на ближайшее время".
"ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС" НАШЕЙ ИСТОРИИ
После подписания этого Указа Одесса получила уникальный шанс для своего развития, которым и воспользовалась. Не вдаваясь в детали (история "порто-франко" - предмет огромного количества исследований), приведем лишь показательное наблюдение В. И. Соколовского: "По истечении первых пятнадцати порто-франковских лет Одесса стала крупнейшим городом на территории современной Украины, обогнав... "столицу городов руських" - Киев... В некоторые особо благоприятные годы поступления в одесскую казну превышали доходы всех других городов государства, кроме Петербурга. Если же учесть, что одесская казна, в отличие от других городов государства, не имела долгов, то ее состояние можно считать лучшим в империи".
Но не только экономические выгоды получила Одесса от "порто-франко".
В этот период в городе бурно развивается инфраструктура, строятся дома, многие из которых ныне считаются шедеврами архитектуры. Достаточно вспомнить блестящий ансамбль Приморского бульвара с прославленной лестницей, памятником Ришелье и Воронцовским дворцом, которые давно уже стали местными достопримечательностями и символами, известными далеко за пределами города. В книге А. Чижевича "Воспоминания старожила" автор пишет, что "привилегия получения всех заграничных товаров без пошлины доставляла жителям Одессы громадные удобства: дешевизною всех предметов роскоши и продовольствия. Это привлекало в город богатых людей со всей России. Рабочий класс тоже благоденствовал от хлебной торговли. Заработки были до того велики, что видели биндюжников и подсевальщиков, закуривавших папироски рублевыми бумажками, а один подгулявший биндюжник закурил даже десятирублевой".
Стоит отметить и тот исторический факт, что в период действия "порто-франко" в Одессе практически не было нищих.
Но, помимо чисто материальных факторов, в это время создается имидж Одессы как "свободного города", формируются основы "одесского характера", одной из определяющих черт которого является именно свободолюбие, независимость суждений. Опосредованным влиянием "порто-франко" объясняется и феномен появления в конце XIX - начале ХХ века большого количества талантов мирового уровня, которые, собственно говоря, и создали так называемый "одесский миф".
ФАКТОР УСПЕХА - ОДЕССИТЫ
Справедливости ради, следует отметить, что далеко не все в данной системе было так безоблачно. Как пишет одесский историк Александр Третьяк, "к недостаткам "порто-франко" следует отнести прежде всего однобокость развития промышленности. Город и его предместья в основном производили лишь то, что необходимо было собственно для их потребления и беспрепятственного функционирования одесского порта.
Вывоз хлеба создал целую сеть мукомольных заводов, вывоз шерсти - шерстомойки, потребность в шкиперском оборудовании - канатные заводы и т. д. Между тем при вывозе одесских изделий во внутренние губернии они подвергались такому же налогообложению, как и заграничные импортные товары. Правительство мотивировало это тем, что невозможно было доказать, из какого материала или сырья были изготовлены те или иные товары, а потому разделить их внутреннюю себестоимость не представлялось возможным. Конкурировать же с качественными и дешевыми иностранными товарами молодой одесской промышленности было отнюдь не просто, если вообще возможно".
По мнению историка, легенда о "порто-франко" сложилась в Одессе по причине субъективных оценок современников, которые складывались при посещении города. Чтобы объяснить столь бурное развитие "истинно европейского города" (вспомним А. Пушкина: "Здесь все Европой дышит, веет"!), российские и зарубежные гости апеллировали именно к "свободной гавани", между тем как основополагающим фактором, по мнению А. Третьяка, была "свобода жизнедеятельности именно граждан Одессы".
Но система "порто-франко", утверждает исследователь, была "не более чем орудием, хотя и эффективным на определенном этапе, в политическом и социально-экономическом управлении краем и городом в руках такого незаурядного политического деятеля, как М. С. Воронцов. В свою очередь, сам масштаб личности Воронцова гарантировал гибкий подход к достаточно противоречивой системе, когда необходимо было "включать" или "выключать" те или иные механизмы режима свободной гавани в зависимости от внешних и внутриполитических факторов... Прежде всего это касалось кризисных периодов, связанных с войнами, эпидемиями или неурожайными годами. Аккумулированные в одесском порту и в городе товарные массы позволяли избежать полной стагнации коммерческой жизнедеятельности Одессы".
ЧРЕЗМЕРНО СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
Отмеченная выше "свобода жизнедеятельности граждан Одессы" принимала порою формы, вступающие в противоречие с действующим законодательством. Вот один из фрагментов исторического описания, замечательным образом характеризующий нравы самой свободной из одесских эпох: "Свободная торговля" с самого начала повлекла за собой довольно много "свободных" стремлений со стороны жителей снабжать всю остальную Россию "свободным" от пошлин товаром; контрабанда и масса злоупотреблений обратили на себя внимание высшего начальства. Объяснялось это отчасти тем, что надзор за правильным вывозом товаров был крайне затруднителен, вследствие огромного круга, занимаемого чертой порто-франко. Вследствие этого черта порто-франко в 1826 году была значительно сужена, охватывая только площадь, заключенную в пределах теперешней Старо-Портофранковской улицы. Но такое сужение черты порто-франко повлекло за собой еще больше злоупотреблений: ввиду близости жилых помещений товары было очень легко перебрасывать через ров, не возбуждая подозрений со стороны стражи; при генерал-губернаторе графе Воронцове пришлось снова расширить черту, оставшуюся без изменений до 18 апреля 1859 г., т. е. до окончания порто-франко после сорокалетнего существования. Сколько было вывезено из Одессы в то время контрабандного товара и к каким остроумным приемам прибегали иногда контрабандисты, видно из следующего характерного факта. Через таможню было прогнано стадо овец; само собой, что никто не обратил на него внимания. Впоследствии оказалось, что под шерстью овец была спрятана масса кружев на огромную сумму. Как бы то ни было, сорокалетнее существование в Одессе порто-франко хотя и не обошлось без массы злоупотреблений и дел, большей частью "потушенных", но в развитии торговой жизни города имело неоспоримое значение".
Положительное влияние зоны "порто-франко" исчерпало себя уже к середине 1840-х гг. Но продолжалось еще десятилетие. Лишь в 1856 г. местные власти подали в столицу петицию о ликвидации системы. Правда, правительство продлило срок "порто-франко" еще на два года, мотивируя это тем, что в городе скопилось большое количество китайского чая, а также колониального сахара и др. товаров, "каковые после немедленной отмены таможенной черты хлынули бы во внутренние территории империи, разоряя тех купцов, которые заплатили ранее пошлину в полном размере".
И все же 31 марта 1858 г. Государственный совет ликвидировал систему "порто-франко в Одессе, а 18 апреля были сняты таможенные караулы. Катастрофы, как справедливо замечает А. Третьяк, не произошло. Темпы социально-экономического развития Одессы по-прежнему не имели аналогов не только в Восточной Европе, но и в мировой урбанизации. Более того, по утверждению историка, "развитие города шло с неизменной динамикой и накануне введения режима свободной гавани, и особенно бурно именно после его ликвидации".