Номер 11 (1451), 28.03.2019
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ДОТАЦИЙ К ИНВЕСТИРОВАНИЮ
На базе Национального технического университета "Харьковский политехнический институт" состоялось выездное заседание Комитета по вопросам науки и образования на тему "Высшее образование Украины: состояние законодательного обеспечения, проблемы и направления реформирования".
Учитывая важность проблематики, мы публикуем изложение выступления первого заместителя председателя Комитета А. Спиваковского, которое касается ключевых проблем сферы высшего образования.
Стоит отметить, что уроженец Херсона является доктором педагогических наук, почетным профессором академии имени Яна Длугоша, главным редактором сборника научных трудов "Информационные технологии в обучении", с 1996-го по 2014 гг. был проректором Херсонского государственного университета, так что о проблемах высшего образования имеет самое что ни на есть реальное представление.
Прежде всего А. Спиваковский обозначил наличие семи феноменов в отечественной системе высшего образования. Вот их перечень:
1) преподаватель утратил монополию на знания. "Узкое горло" в виде библиотек также уже исчезло;
2) студенты и молодежь получили неограниченный доступ к информационным ресурсам;
3) преподаватели и студенты имеют различные ИКТ-компетентности;
4) фантастически быстро выросла скорость обновления знаний и технологий. Если в 20-м веке цикл обновления знаний охватывал практически всю профессиональную жизнь человека, то сейчас такой цикл составляет 1/5-1/6 его профессиональной жизни;
5) открытые границы обусловили возникновение неограниченной мобильности;
6) ведущими американскими университетами образуются мощные образовательные медиаресурсы;
7) создано мультиязычный интерфейс.
Сейчас наблюдается ситуация, при которой мир стремительно меняется благодаря новейшим технологиям, и образовательная среда, как его неотъемлемая часть, вступает в противоречие с устаревшей командно-административной моделью управления в сфере высшего образования, которая досталась нам в наследство от советских времен.
Именно существование такой устаревшей модели управления обуславливает низкий уровень общественного доверия к нашим высшим учебным заведениям и, в совокупности с господствующей сегодня сырьевой моделью экономики Украины, приводит к колоссальному оттоку молодежи за границу.
Потому введение нового подхода к управлению учебным заведением с присутствием элементов корпоративного управления должно привести к росту взаимной ответственности и общественного доверия. Такие изменения в управленческой структуре непременно приведут к улучшению имиджа университетов и восстановлению доверия к ним.
Смена модели управления позволит заложить основы для роста инвестиций в высшее образование, повышение его качества и конструктивного изменения мотивации и поведения всех участников образовательного пространства.
А. Спиваковский такие предложения по изменению модели управления:
- переход к модели с элементами корпоративного управления;
- наблюдательные советы должны иметь больший объем полномочий и, соответственно, мотивации, чтобы способствовать деятельности вуза;
- ректор, как высшее должностное лицо университета, получит новый функционал и сможет сосредоточить свои усилия на реализации стратегических задач своего вуза;
- необходимо ввести должность финансового директора. Эта должность будет вводиться по решению руководителя вуза и будет назначаться им по согласованию с наблюдательным и ученым советами. К полномочиям финансового директора будет отнесено осуществление всех мероприятий, которые будут обеспечивать финансовую стабильность и разумное распоряжение активами университета. Особенно это актуально в ситуации перехода высших учебных заведений из статуса бюджетных учреждений в статус неприбыльных организаций, который должны постепенно осуществлять вузы с целью экономической дерегуляции, приобретения большей автономии и ответственности;
- сохранение всех демократических механизмов выборов ректора;
- особый вес должен иметь стратегический план развития высших учебных заведений.
Поднимая проблемные вопросы финансирования высшего образования, А. Спиваковский отметил, что существующая система финансирования высшего образования, построенная на государственном заказе, приводит к тому, что средства выделяются в основном на выплату заработной платы и оплату коммунальных услуг. Фактически государство не осуществляет инвестирования в технологическое развитие университетов, проведение ими научных исследований и содержание материально-технической базы.
Он внес такие предложения по изменению модели финансирования:
- поскольку бюджетных средств никогда не будет в достатке, существует насущная необходимость кардинального изменения системы финансирования высшего образования путем диверсификации источников финансирования. Такой подход непосредственно связан с изменением модели управления, ухода высших учебных заведений от статуса бюджетных учреждений и расширения автономии университетов;
- также целесообразно рассмотреть возможность непосредственного финансирования студентов, предусмотрев при этом предоставление за счет расходов Государственного бюджета Украины и негосударственных банковских учреждений соответствующих кредитов на получение высшего образования с осуществлением государством полной компенсации затрат на обучение, предоставление государственных гарантий для получения кредита на оплату стоимости обучения;
- с целью экономической дерегуляции, приобретения большей автономии и ответственности, необходимо предусмотреть изменение статуса высших учебных заведений, поскольку, находясь в статусе бюджетных учреждений, подавляющее большинство украинских университетов не сможет выйти из состояния стагнации. В частности, целесообразно рассмотреть возможность функционирования университетов государственной формы собственности в одном из таких статусов: государственная некоммерческая организация нерыночного типа, государственная коммерческая организация (предпринимательский университет), казенное предприятие, коммунальное неприбыльное предприятие. При этом целесообразно рассмотреть опыт Министерства здравоохранения Украины в части проведения медицинской реформы;
- следует перейти от идеологии дотаций к идеологии инвестирования в образование;
- стимулировать постоянную мотивацию студентов к качественному обучению;
- следует внедрить механизм индикативной себестоимости (в объемах минимального размера стоимости обучения по каждой специальности (специализации) в соответствии с лицензионными условиями);
- следует внедрить профилирование высшего образования при формировании государственного заказа по направлениям (специальностям) и определять объемы госзаказа с учетом профильности вузов.
При формировании бюджетной программы "Подготовка кадров высшими учебными заведениями III и IV уровней аккредитации и обеспечение деятельности их баз практики", считает А. Спиваковский, необходимо обеспечить:
- установление объема расходов из Госбюджета на содержание материально-технической базы вузов государственной формы собственности на уровне не меньшем, чем три процента от балансовой стоимости материально-технической базы таких заведений;
- установить объем расходов из Госбюджета на проведение технологического развития вузов на уровне не меньшем, чем 10 % от балансовой стоимости технологического оборудования.
Необходимо ввести отдельную бюджетную программу "Исследования, научные и научно-технические разработки вузами" с установлением объема финансирования на уровне не меньшем, чем 5 % от бюджетной программы "Подготовка кадров высшими учебными заведениями III и IV уровней аккредитации и обеспечение деятельности их баз практики".
Отдельно оратор остановился на проблемных вопросах оценки качества высшего образования.
По его мнению, образовательные измерения являются стратегически важным направлением деятельности, призванным способствовать лучшему управлению и финансированию сферы высшего образования. Но прежде всего эти измерения актуальны для потребителей образовательных услуг - студентов, их родителей, а также работодателей, поскольку они помогают лучше сориентироваться в пространстве высшего образования. Увы, пока еще отсутствуют как действенные инструменты проведения образовательных измерений, так и институты, которые будут их проводить. Единственный действенный инструмент - внешнее независимое оценивание (ВНО). Между тем, считает эксперт, необходимо обеспечить усиление роли образовательных измерений и образовательной аналитики в процессе внешней оценки качества деятельности вузов. При этом он считает целесообразным осуществлять оценку результатов обучения специально уполномоченным государством учреждением в форме ВНО не только при поступлении в вузы, но и после второго учебного курса и при проведении аттестации соискателей высшего образования.
Для этого следует создать систему независимых учреждений (агентств) оценки и обеспечения качества высшего образования, аккредитованных Национальным агентством по обеспечению качества высшего образования, которые будут осуществлять оценивания образовательных программ, результатов обучения, вузов и их структурных подразделений с целью выработки рекомендаций и предоставления помощи в организации системы обеспечения качества. Целесообразно привлекать к проведению образовательных измерений известные иностранные агентства.
Одним же из основных показателей оценки качества высшего образования должно стать трудоустройство выпускников вуза.
По мнению народного депутата Украины, традиционные для отечественного образования показатели "ресурсов" (например, количество преподавателей с научными степенями) должны отойти на второй план, а на первом месте должны быть результаты работы вуза. Важным инструментом для повышения качества высшего образования может стать введение реестра регулируемых профессий, доступ к которому определяется специальными нормативно-правовыми актами.
И в конце своего выступления первый заместитель председателя парламентского Комитета по вопросам науки и образования, отметил следующее: "Комитет не станет навязывать свою точку зрения обществу. Никто никого не собирается "ломать через колено". Только консенсус, только совместные усилия позволят нам найти путь к решению давно назревших проблем и создать реальные условия для развития, привлечения внешних инвестиций и преобразования высшего образования в эффективную, открытую и инклюзивную систему".
Материалы полосы подготовил Андрей ТИШКОВ.
|